ШТИЛЬ НА ВОЛГЕ
ШТИЛЬ НА "ВОЛГЕ"
Тесты
ТЕСТ
ШТИЛЬ НА "ВОЛГЕ"
"Волга" -
автомобиль суровый. И уж если ее "заштормит",
не достаточно не покажется. Означает, меняй рессоры впору.
Анатолий КАРПЕНКОВ, Игорь ТВЕРДУНОВ. Фото Владимира Трусова
Отметим: в ближайшее время "Волга" не только лишь обрела новый статус, превратившись из привилегированной "персоналки" в массовый народный автомобиль, да и технический уровень подтянула. С массивным современным "четыреста шестым" мотором "баржа" стала довольно быстроходной. Вот только способности устаревшего шасси, похоже, исчерпаны. Давайте поглядим, можно ли сделать лучше поведение автомобиля на дороге подбором амортизаторов.
Сегодня чего только не продается. Потому мы без усилий нашли для "Волги" семь разных моделей амортизаторов - от дешевеньких русских до самых дорогих "Бильштайн" и "Жеребцы". Все соискатели с короткой аннотацией представлены на фото. Тесты начинались на особом щите, где с амортизаторов сняли свойства. Потом - установка на автомобиль и оценка вибронагруженности на дорогах, дальше - личная оценка и в итоге - тест на маневренность.
Результаты стендовых испытаний приведены в табл. 1. Самыми "великими", как и предполагалось, оказались "Жеребцы". Родной СААЗ и польские "Кросно" - самые мягенькие. О 2-ух представителях амортизаторного племени стоит сказать особо. Это "Монро-Сенсатрак" и экспериментальные изделия из Краснодона. Их отличает от других переменное по ходу штока усилие. При этом для "украинцев" необыкновенны только фронтальные рессоры, задние же - стандартные газонаполненные. У "Монро" на малых ходах штока часть воды "перетекает" в обход клапанов через запатентованный паз на внутренней части корпуса. С повышением хода штока "обходной путь" запирается, усилие растет (отсюда ступень в характеристике). Украинские изделия показывают большие скачки усилий при огромных ходах штока. Это вступают в действие гидробуферы - особенность краснодонской конструкции.
В конце концов, очередной вариант, хороший от других. У амортизаторов "Жеребцы" можно регулировать усилие отбоя. Потому в таблице приведены данные для "жеребцов" - мягеньких и жестких. А сейчас поглядим, что покажут "неформалы" на дороге?
При помощи прибора известной, но труднопроизносимой датской компании "Брюль и Къер" оценивали уровень виброускорений в 3-х точках (сидение водителя, управляющее колесо, левое фронтальное колесо). Не станем приводить все громадье приобретенных цифр. Побеседуем о тех амортизаторах, что отличились в наилучшую либо худшую сторону.
Виброускорения на сидение и руле демонстрируют, как комфортабельно себя чувствует шофер. Больше других "трясут" его седалище "Жеребцы". На булыжнике они ухитрились даже... не уложиться в требования ГОСТа, при этом на частоте, которую человек "принимает" брюшной полостью. Значительно трясет на краснодонских амортизаторах, "отличились" в этом смысле и русские изделия. Самыми щадящими оказались "Бильштайн" и "Сенсатрак".
Наибольшие виброускорения на управляющем колесе проявили снова же "Жеребцы", вновь не выполнив требования эталона на неких частотах как на асфальте, так и на булыжнике. Справедливости ради отметим, что на неровном покрытии "навибрировали" излишнего все без исключения. Что не гласи, а руль у "Волги" "колотит" очень. Наилучшие результаты на асфальте у СААЗа и "Кросно", на "булыге" - у такого же СААЗа и "Бильштайна".
Сейчас поглядим, как ведет себя колесо. Чем меньше его виброускорения, тем надежнее контакт с дорогой. Тут "Жеребцы" отыгрались и уверенно заняли почтенное место в группе фаворитов совместно с "Бильштайном" и "Монро". Рессоры с переменным усилием - краснодонские и "Сенсатрак" - проявили себя с наилучшей стороны, в особенности на булыжнике, где "Монро" вообщем выиграл вчистую.
Сейчас будем опровергать либо подтверждать теорию своими чувствами.
ЧТО МЫ Ощутили
Объединив оценки наших профессионалов, попытаемся охарактеризовать каждого из подопытных.
"БИЛЬШТАЙН". Все началось с заморочек при монтаже фронтальных амортизаторов. Большой кожух не вожделел пролезать через отверстие в нижнем рычаге. На время теста смонтировали рессоры без кожухов, в реальной жизни придется подбирать подходящую резиновую "гофру". Меж иным, у многих соперников она заходит в набор. Пришлось также надрезать очень длинноватые "уши" нижнего крепления. На ходу "Бильштайн" показался довольно "плотным" - автомобиль равномерно накренялся в поворотах, обеспечивая полностью приемлемый комфорт. Есть, правда, одно "но" - на волнообразных неровностях томная корма "Волги" интенсивно раскачивалась (что очень типично для этого автомобиля) - видимо, сказывалось маленькое усилие отбоя задних амортизаторов.
"МОНРО-СЕНСАТРАК". По ощущениям похожи на "Бильштайн" - равномерно жесткие, автомобиль не достаточно накреняется. Машина достаточно остро (по "волговским" меркам) реагирует на деяния рулем. Ну и неувязка раскачки задка удачно с ними решается.
"МОНРО-ГАЗМАТИК". По ощущениям более "трясучие", чем два прошлых оппонента, ну и зад все таки "болтается". Может быть, не так интенсивно, как с "Бильштайном"...
СААЗ. Очевидный акцент на комфорт, в особенности при медленной езде. Но ничто не дается даром. На скоростях повыше автомобиль приметно накреняется, сильна раскачка на длинноватых неровностях, реакции на руль замедленные.
"КРОСНО". К ним можно отнести все произнесенное о СААЗе.
КРАСНОДОНСКИЕ. Приметный дисбаланс меж поведением фронтальных и задних. Передок машины стоит как влитой, не накреняется и послушливо "идет за рулем", в то же время корма живет собственной жизнью: стремится уйти в занос, раскачивается. Комфорт подвески средний.
"Жеребцы". Подтвердили репутацию амортизаторов со Подвескаивным уклоном. Они лучшим образам оказывают влияние на ходовые свойства автомобиля, но достигается это за счет ухудшения комфорта. "Волга" мало накреняется, с несвойственным проворством отзывается на деяния водителя, хорошо держит дорогу.
ЧТО МОЖЕТ АМОРТИЗАТОР?
Чтоб суждения о том, как рессоры оказывают влияние на маневренность автомобиля, не были голословными, мы решили свести комфортные "Кросно" и Подвескаивные "Жеребцы" в очном поединке: выполнить на подопытной "Волге" маневр "переставка" либо, по науке, "смена полосы движения". Результаты - в табл. 2.
Поменялась, видите ли, не только лишь скорость выполнения маневра, другим стал "нрав" машины. На мягеньких "Кросно" занос задней оси начинается ранее и развивается очень медлительно. Все же предупредить его трудно - мешает огромное запаздывание реакции на деяния рулем. Если же это и удается, то тяжело избежать "второго качка" в оборотную сторону. При недостающем опыте водителя вообщем можно спровоцировать раскачку автомобиля с растущей амплитудой. Жесткие "Жеребцы" делают "Волгу" более серьезной в управлении. Занос начинается позднее и развивается активнее, но относительно стремительная реакция автомобиля на поворот руля позволяет его предупредить.
Подытоживаем
Избрать полностью наилучший амортизатор - задачка от коварного: одни свойства часто идут вразрез с другими. Каждый неплох по-своему, а компромисс чреват ухудшением характеристик, которые попробовали скооперировать. Потому определим наилучших по трем номинациям.
По маневренности: 1. "Жеребцы"; 2. "Монро-Сенсатрак"; 3. "Краснодон". По комфортабельности: 1. "Кросно"; 2. СААЗ; 3. "Монро-Сенсатрак". По сочетанию того и другого: 1. "Монро-Сенсатрак"; 2. "Монро-Газматик"; 3. "Бильштайн".
Черта "обыденного" амортизатора.
Черта амортизатора с переменным усилием ("Монро-Сенсатрак").
Черта амортизатора с гидробуферами (Краснодон).
"Жеребцы" (Голландия). Стоимость - $257.
Тот, кто считает "Волгу" достойной для ублажения водительских амбиций, должен смириться с низким комфортом и высочайшей ценой.
"Монро-Газматик" (Бельгия). Стоимость - $95.
Самые дешевенькие из именитых. Почувствовав приметную "тряскость", ждешь от машины остроты и цепкости, но как раз этого меньше, чем хотелось бы.
"Бильштайн" (Германия). Стоимость - $160.
В целом обеспечивают приемлемый уровень комфорта, но задние рессоры плохо управляются с раскачкой "волговской" кормы на неровностях. Стоимость - высочайшая. За имя приходится платить.
Краснодонский автоагрегатный завод (Украина). Стоимость - 480 руб.
Хорошая заявка на создание амортизаторов "для активного водителя", но очевидное несоответствие черт фронтальных и задних не позволяет именовать попытку полностью удавшейся. Правда, конструкция опытнейшая и полностью вероятны улучшения.
"Кросно" (Польша). Стоимость - 1120 руб.
Мягенькие и комфортабельные. Для тех, кто на "Волге" перемещается чинно и неторопливо.
СААЗ (Наша родина). Стоимость - 600 руб.
Главные плюсы - комфорт и малая стоимость. И никаких гоночных иллюзий.
"Монро-Сенсатрак" (Бельгия). Стоимость - $110.
Успешный пример сочетания комфорта с некой "Подвескаивностью".