ЗАВОЛЖСКАЯ Палитра
ЗАВОЛЖСКАЯ Палитра
ТЕХНИКА
МОТОРЫ
ЗАВОЛЖСКАЯ Палитра
Пожалуй, исключительно в Рф на одном предприятии сразу выпускают агрегаты сорокалетней давности и совершенно, совершенно новые.
Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН. Фото Александра Полунина
Всякий раз, приезжая на Заволжский моторный завод, удивляешься какой-либо новинке. Модельный ряд движков ЗМЗ непреклонно вырастает и представлен сейчас несколькими поколениями.
Старость
Выпуск ветерана (по-другому не назовешь) ЗМЗ-402.10 еще длится, хотя деньки его сочтены. Не сам завод, так покупатели, а если не они, так природоохранные законы вышлют его на заслуженный отдых. Конструкторы издавна уже отступились от мотора, ведущего родословную аж с 1958-го, от ГАЗ-21. У их дела поважнее. Не будем и мы задерживаться у "без 5 минут пенси
Зрелость
онера". Он славно потрудился... но пора и честь знать.
Каких-либо три года вспять 406-й был еще совершенно дитя. А "волговскими" называли только движки предшествующего семейства. Сейчас не так. Юный стремительно захватил место под рыночным солнцем, и никому уже не нужно разъяснять - "ну, это тот, 150-сильный, 16-клапанный, впрысковый" - довольно легко именовать индекс. Возникавшие опаски в ненадежности новейшей конструкции ЗМЗ и ГАЗ разрешали просто: "Боитесь впрыска на "волгах"? А ничего другого не будет..." Вобщем, для "газелей" сделали исключение - вариант подешевле - 4063.10, который, похоже, будет последним карбюраторным мотором Заволжского моторного.
За время производства 2,3-литровый движок перетерпел ряд конфигураций: подкорректирована программка управления (застраховались от детонации - ЗР, 1999, № 6), несколько уменьшена степень сжатия - с 9,5 до 9,3, доказан заявленный ресурс 250 тыщ км и т.д. Завезенные из других стран комплектующие равномерно уступили место русским.
Суровая модернизация 406-му навряд ли угрожает, но совершенно не исключено, что он возмет в долг некие Ремонт и эксплуатация у более новых моделей (оборотная унификация) -
Молодость
благо, в последователях недочета нет. Заметим, что сегодняшний флагман, как по праву именуют его на заводе, - родоначальник огромного семейства.
Работая над движком последнего поколения, конструкторы с самого начала заложили целую палитру агрегатов объемом 2,0; 2,3; 2,5 и 2,7 литра (ЗР, 1996, № 6). Для первого из их так и не нашлось "носителя", 2-ой здравствует на конвейере, два самых массивных сейчас осваивают моторные отделы.
Чьи? Сначала, новейшей "Волги". Разумеется, 2,5-литровому уготована счастливая судьба - стать базисным движком GAZ 3111. Во всяком случае, и в Нижнем, и в Заволжье готовятся к серийному выпуску конкретно этого варианта - ЗМЗ-4052.10. Блок мотора конструктивно аналогичен 406-му. Несколько увеличен поперечник цилиндров, но совсем не "расточкой" - тогда бы стены их оказались очень тонкими. Сохранив прежнее межцентровое расстояние и увеличив поперечник, сблизили стены цилиндров. Сейчас протоки для охлаждающей воды меж ними требуют механической обработки (у 406-го они производились литьем). Поршневая группа не повторяет предшественницу (как, естественно, и прокладка под головку). Агрегатом управляет электроника последнего поколения - блок "Микас-7.1", призванный обеспечить нормы Евро II. В остальном 405-й (так зовут его в обиходе), по существу, двойник 406-го, с течением времени он выпихнет собственного "папу" с сборочного потока. Само собой понятно, конструктивные конфигурации диктовались не только лишь требованиями экологии - выросли мощность и вращающий момент.
У самого сильного представителя семейства ЗМЗ-409 будущее не настолько точно, но одно из вероятных мест прописки понятно точно - UAZ 3160. Не так давно показавшемуся новенькому российскому внедорожнику нужен современный русский движок (кстати, у нас еще будет повод напомнить об этом).
У 2,7-литрового мотора блок таковой же, как у 2,5-литрового, а вот коленвал новый, с увеличенным радиусом кривошипа (ход поршня - 94 мм). Соответственно изменена конструкция поршней. Электрический блок управления - со собственной программкой. Объем увеличивали сначала ради роста вращающего момента. Его наибольшее значение на 14% больше, чем у ЗМЗ-406: логично, что движком заинтересовались на УАЗе. Для внедорожника новый агрегат - "то, что доктор прописал" (о наших впечатлениях от поездки на УАЗе с мотором ЗМЗ-409 читайте в одном из ближайших номеров).
Для "ульяновца" конструкторы изменили базисный вариант мотора. Степень сжатия уменьшили до 9,0, мощность снизили до 148 л.с., по другому мотор "закрутит" сегодняшнюю коробку. Специально под УАЗ выполнены картер сцепления, поддон картера мотора, масляный насос и его привод, выпускной коллектор. Вентилятор системы остывания остался механический, но вариант с вискомуфтой тоже предусмотрен.
До конца года в Заволжье хотят выпустить несколько 10-ов 409-х и... наконец сертифицировать "в составе" УАЗа - ведь сам по для себя движок эту функцию не пройдет. Говоря обо всем этом,
Детство
перед очами видишь "уазик", а в голове к тому же "Атаман", и его собрат ГАЗ-3106, и, может быть, "Газель"...
Карбюраторных версий новых движков не предвидено - на носу введение в Рф норм Евро.
Ясли уже сзади, до школы еще далековато - тарахтит заволжский дизель под капотом "Газели" и... опять-таки УАЗа! Обкатка, тесты, доводка - неотклонимый шаг в жизни хоть какого мотора. Какие-то детские заболевания уже излечены, другими еще предстоит переболеть... За прошедший с нашей первой встречи год (ЗР, 1999, № 9) дизельный ЗМЗ-514.10, тогда только что попавший к испытателям, несколько поменялся, обжившись в мотоотсеке полуторки. Сейчас под него готовят создание - пока, естественно, опытнейшее, на 1000 штук в год.
Похвалим "малыша": дизелек отлично показал себя зимой, разогнал UAZ 3160 до
Рождение
147 км/ч (!!), показал на нем средний эксплуатационный расход 8,3 л/100 км, на "Газели" - 10,7 л/100 км. Не исключено, что через год состоятся приемочные тесты - "в составе УАЗа".
В чьем еще кузове пропишется заволжский дизель? Полагаем, желающие найдутся...
А сейчас пройдем в святая святых ЗМЗ - "родильное отделение". Тут, в экспериментальном цехе, нас познакомили с самым юным заволжанином. Позвольте представить - модель 301.10, V-образная "шестерка"!
Замыслили ее издавна, когда в опытнейшем производстве только рождались первенцы 406-й семьи. Конструкторы попали в яблочко - судите сами, "шестерки" прямо-таки просятся на последние новинки Нижнего и Ульяновска! (см. выше: русские джипы - русские моторы...)
Естественно, задумывая совсем новый агрегат, спецы ЗМЗ хлопотали о его наибольшей унификации с другими моделями. По другому - где ж новинку выпускать? У 301-го сохранен базисный для всех заволжских моторов размер - расстояние меж центрами цилиндров равно 106 мм. В сегодняшнем варианте степень унификации с 406-м - 36 %. В дальнейшем предстоит оборотный процесс - Ремонт и эксплуатация "шестерок" пойдут на четырехцилиндровые моторы.
Блок цилиндров "триста первого" - металлический. Головки конструктивно идентичны с сегодняшними 16-клапанными. Механизм газораспределения аналогичен 406-му, изменен только привод распредвалов: 1-ая ступень - шестерни, дальше цепь. Отлично защищенный блок управления расположен конкретно на движке.
Новый мотор пока стоит на испытательном щите, а инженеры уже задумываются о модификациях. Изменяемые фазы (задуманные еще при работе над 406-м), регулируемый впуск, турбонаддув... Увеличив по примеру 409-го мотора ход поршня до 95 мм, можно получить агрегат объемом 3,43 л. Ну, а позже, если прибавить еще два цилиндра... Вобщем, это дело не наиблежайшего грядущего. "Шестерку" предстоит испытывать, доводить, вновь испытывать.
Когда же? Если все пойдет по плану, то, как считают заводчане, посреди 2001 года ЗМЗ-301 начнут собирать в цехе малых серий. Моторостроителей подгоняют и соседи с ГАЗа...
В итоге - еще одна сенсация. Не удивимся, если в Рф через несколько лет появится собственный движок с конкретным впрыском горючего. 1-ая схожая 16-клапанная головка блока - "GDI" уже отлита...
Рождение, зрелость, старость... Меж ними время сокращается. И, слава Богу, для моторов возраст - не достоинство.
Габаритная высота "шестерки" не больше, чем у "406"-го. Угол развала цилиндров - 90о.
На таком моторе не постыдно въезжать в ХХI век - электрический впрыск горючего,отдельная катушка зажигания на каждый цилиндр, выпускные коллекторы - двухслойные сварные, обеспечивающие резвый разогрев нейтрализатора (и кстати, выполнение Евро III).
Наружные СКОРОСТНЫЕ Свойства
Движков ЗМЗ
ТЕХНИКА
МОТОРЫ
ЗАВОЛЖСКАЯ Палитра
Пожалуй, исключительно в Рф на одном предприятии сразу выпускают агрегаты сорокалетней давности и совершенно, совершенно новые.
Сергей КАНУННИКОВ, Антон ЧУЙКИН. Фото Александра Полунина
Всякий раз, приезжая на Заволжский моторный завод, удивляешься какой-либо новинке. Модельный ряд движков ЗМЗ непреклонно вырастает и представлен сейчас несколькими поколениями.
Старость
Выпуск ветерана (по-другому не назовешь) ЗМЗ-402.10 еще длится, хотя деньки его сочтены. Не сам завод, так покупатели, а если не они, так природоохранные законы вышлют его на заслуженный отдых. Конструкторы издавна уже отступились от мотора, ведущего родословную аж с 1958-го, от ГАЗ-21. У их дела поважнее. Не будем и мы задерживаться у "без 5 минут пенси
Зрелость
онера". Он славно потрудился... но пора и честь знать.
Каких-либо три года вспять 406-й был еще совершенно дитя. А "волговскими" называли только движки предшествующего семейства. Сейчас не так. Юный стремительно захватил место под рыночным солнцем, и никому уже не нужно разъяснять - "ну, это тот, 150-сильный, 16-клапанный, впрысковый" - довольно легко именовать индекс. Возникавшие опаски в ненадежности новейшей конструкции ЗМЗ и ГАЗ разрешали просто: "Боитесь впрыска на "волгах"? А ничего другого не будет..." Вобщем, для "газелей" сделали исключение - вариант подешевле - 4063.10, который, похоже, будет последним карбюраторным мотором Заволжского моторного.
За время производства 2,3-литровый движок перетерпел ряд конфигураций: подкорректирована программка управления (застраховались от детонации - ЗР, 1999, № 6), несколько уменьшена степень сжатия - с 9,5 до 9,3, доказан заявленный ресурс 250 тыщ км и т.д. Завезенные из других стран комплектующие равномерно уступили место русским.
Суровая модернизация 406-му навряд ли угрожает, но совершенно не исключено, что он возмет в долг некие Ремонт и эксплуатация у более новых моделей (оборотная унификация) -
Молодость
благо, в последователях недочета нет. Заметим, что сегодняшний флагман, как по праву именуют его на заводе, - родоначальник огромного семейства.
Работая над движком последнего поколения, конструкторы с самого начала заложили целую палитру агрегатов объемом 2,0; 2,3; 2,5 и 2,7 литра (ЗР, 1996, № 6). Для первого из их так и не нашлось "носителя", 2-ой здравствует на конвейере, два самых массивных сейчас осваивают моторные отделы.
Чьи? Сначала, новейшей "Волги". Разумеется, 2,5-литровому уготована счастливая судьба - стать базисным движком GAZ 3111. Во всяком случае, и в Нижнем, и в Заволжье готовятся к серийному выпуску конкретно этого варианта - ЗМЗ-4052.10. Блок мотора конструктивно аналогичен 406-му. Несколько увеличен поперечник цилиндров, но совсем не "расточкой" - тогда бы стены их оказались очень тонкими. Сохранив прежнее межцентровое расстояние и увеличив поперечник, сблизили стены цилиндров. Сейчас протоки для охлаждающей воды меж ними требуют механической обработки (у 406-го они производились литьем). Поршневая группа не повторяет предшественницу (как, естественно, и прокладка под головку). Агрегатом управляет электроника последнего поколения - блок "Микас-7.1", призванный обеспечить нормы Евро II. В остальном 405-й (так зовут его в обиходе), по существу, двойник 406-го, с течением времени он выпихнет собственного "папу" с сборочного потока. Само собой понятно, конструктивные конфигурации диктовались не только лишь требованиями экологии - выросли мощность и вращающий момент.
У самого сильного представителя семейства ЗМЗ-409 будущее не настолько точно, но одно из вероятных мест прописки понятно точно - UAZ 3160. Не так давно показавшемуся новенькому российскому внедорожнику нужен современный русский движок (кстати, у нас еще будет повод напомнить об этом).
У 2,7-литрового мотора блок таковой же, как у 2,5-литрового, а вот коленвал новый, с увеличенным радиусом кривошипа (ход поршня - 94 мм). Соответственно изменена конструкция поршней. Электрический блок управления - со собственной программкой. Объем увеличивали сначала ради роста вращающего момента. Его наибольшее значение на 14% больше, чем у ЗМЗ-406: логично, что движком заинтересовались на УАЗе. Для внедорожника новый агрегат - "то, что доктор прописал" (о наших впечатлениях от поездки на УАЗе с мотором ЗМЗ-409 читайте в одном из ближайших номеров).
Для "ульяновца" конструкторы изменили базисный вариант мотора. Степень сжатия уменьшили до 9,0, мощность снизили до 148 л.с., по другому мотор "закрутит" сегодняшнюю коробку. Специально под УАЗ выполнены картер сцепления, поддон картера мотора, масляный насос и его привод, выпускной коллектор. Вентилятор системы остывания остался механический, но вариант с вискомуфтой тоже предусмотрен.
До конца года в Заволжье хотят выпустить несколько 10-ов 409-х и... наконец сертифицировать "в составе" УАЗа - ведь сам по для себя движок эту функцию не пройдет. Говоря обо всем этом,
Детство
перед очами видишь "уазик", а в голове к тому же "Атаман", и его собрат ГАЗ-3106, и, может быть, "Газель"...
Карбюраторных версий новых движков не предвидено - на носу введение в Рф норм Евро.
Ясли уже сзади, до школы еще далековато - тарахтит заволжский дизель под капотом "Газели" и... опять-таки УАЗа! Обкатка, тесты, доводка - неотклонимый шаг в жизни хоть какого мотора. Какие-то детские заболевания уже излечены, другими еще предстоит переболеть... За прошедший с нашей первой встречи год (ЗР, 1999, № 9) дизельный ЗМЗ-514.10, тогда только что попавший к испытателям, несколько поменялся, обжившись в мотоотсеке полуторки. Сейчас под него готовят создание - пока, естественно, опытнейшее, на 1000 штук в год.
Похвалим "малыша": дизелек отлично показал себя зимой, разогнал UAZ 3160 до
Рождение
147 км/ч (!!), показал на нем средний эксплуатационный расход 8,3 л/100 км, на "Газели" - 10,7 л/100 км. Не исключено, что через год состоятся приемочные тесты - "в составе УАЗа".
В чьем еще кузове пропишется заволжский дизель? Полагаем, желающие найдутся...
А сейчас пройдем в святая святых ЗМЗ - "родильное отделение". Тут, в экспериментальном цехе, нас познакомили с самым юным заволжанином. Позвольте представить - модель 301.10, V-образная "шестерка"!
Замыслили ее издавна, когда в опытнейшем производстве только рождались первенцы 406-й семьи. Конструкторы попали в яблочко - судите сами, "шестерки" прямо-таки просятся на последние новинки Нижнего и Ульяновска! (см. выше: русские джипы - русские моторы...)
Естественно, задумывая совсем новый агрегат, спецы ЗМЗ хлопотали о его наибольшей унификации с другими моделями. По другому - где ж новинку выпускать? У 301-го сохранен базисный для всех заволжских моторов размер - расстояние меж центрами цилиндров равно 106 мм. В сегодняшнем варианте степень унификации с 406-м - 36 %. В дальнейшем предстоит оборотный процесс - Ремонт и эксплуатация "шестерок" пойдут на четырехцилиндровые моторы.
Блок цилиндров "триста первого" - металлический. Головки конструктивно идентичны с сегодняшними 16-клапанными. Механизм газораспределения аналогичен 406-му, изменен только привод распредвалов: 1-ая ступень - шестерни, дальше цепь. Отлично защищенный блок управления расположен конкретно на движке.
Новый мотор пока стоит на испытательном щите, а инженеры уже задумываются о модификациях. Изменяемые фазы (задуманные еще при работе над 406-м), регулируемый впуск, турбонаддув... Увеличив по примеру 409-го мотора ход поршня до 95 мм, можно получить агрегат объемом 3,43 л. Ну, а позже, если прибавить еще два цилиндра... Вобщем, это дело не наиблежайшего грядущего. "Шестерку" предстоит испытывать, доводить, вновь испытывать.
Когда же? Если все пойдет по плану, то, как считают заводчане, посреди 2001 года ЗМЗ-301 начнут собирать в цехе малых серий. Моторостроителей подгоняют и соседи с ГАЗа...
В итоге - еще одна сенсация. Не удивимся, если в Рф через несколько лет появится собственный движок с конкретным впрыском горючего. 1-ая схожая 16-клапанная головка блока - "GDI" уже отлита...
Рождение, зрелость, старость... Меж ними время сокращается. И, слава Богу, для моторов возраст - не достоинство.
Габаритная высота "шестерки" не больше, чем у "406"-го. Угол развала цилиндров - 90о.
На таком моторе не постыдно въезжать в ХХI век - электрический впрыск горючего,отдельная катушка зажигания на каждый цилиндр, выпускные коллекторы - двухслойные сварные, обеспечивающие резвый разогрев нейтрализатора (и кстати, выполнение Евро III).
Наружные СКОРОСТНЫЕ Свойства
Движков ЗМЗ