ОТ 2-ой Русской Неудачи
ОТ 2-ой Русской Неудачи
КЛУБ Автовладельцев
ОСЕННИЕ ЗАБОТЫ
ОТ 2-ой Русской Неудачи
Там, где заместо
дорог все еще
преобладают направления,
средства увеличения проходимости пользуются особенным вниманием.
Андрей СИДОРОВ
Даже обитатели больших городов, балованные каким ни на есть асфальтом, чтоб добраться до огорода-кормильца, обязаны изобретать средства увеличения проходимости собственного автомобиля. Что уж гласить о глубинке, где единственный асфальтовый пятачок - перед сельсоветом, а авто навигация прерывается с каждым неплохим дождиком.
Те, кому охота либо рыбалка важнее стереозвука в салоне и крейсерской скорости за сотку, изберут УАЗ либо "Ниву". Но быть поближе к природе охото и обладателям обыденных легковых машин, коих куда больше. Но как, если "шестерка" с резиной МИ-16 на бездорожье беспомощна и без навыка езды по грязищи вы "засадите" машину практически наверняка?
Самым действенным (после вертолета) средством преодоления 2-ой "русской неудачи" остаются особые приспособления, монтируемые на колеса. Лебедки, сетчатые коврики, надувные подушки - эти устройства помогают высвободить машину из грязевого плена, но не делают лучше ее проходимости. Годом ранее мы о их тщательно ведали (см. ЗР, 1998, № 10). Из оставшихся наибольшее распространение получили цепи противоскольжения - они ординарны в изготовлении (а поэтому дешевы) и приметно увеличивают проходимость обыкновенной легковушки. Невзирая на их недочеты - относительно огромную массу и способность (при неискусном вождении) стремительно зарыть автомобиль по самые дверцы, суровой кандидатуры цепям до сего времени не находилось. Но сейчас у их появился соперник - уникальная конструкция Spikes-Spider Quick, схожая на огромного пластмассового паука (ЗР, 1999, № 3).
Как неплох "швейцарский гость" на русском бездорожье? Судя по зимней символике на упаковке, "паук", быстрее, приучен ползать по снегу Альп, чем по проселку в округах какой-либо Темной Грязищи. Ну и родные стальные цепи смотрятся надежнее пластмассовых лопаток...
Так как жизнь учит нас доверять, но инспектировать, мы занялись сравнительными испытаниями разных устройств увеличения проходимости: противобуксовочных цепей "Красноватый Якорь" из Нижнего Новгорода, привезенных из других стран "Кёниг" (KЪnig) и "Ошипованного паука" (Spikes-Spider Quick). Тесты проходили на полевой дороге, превращенной "уралами" и "беларусями" в непролазные для обыкновенной "шестерки" рвы. Этот "полигон" никогда не подводил испытателей - колея тут не просыхает даже в жару.
1-ый тест - быстрота монтажа. При этом время на знакомство с конструкциями заходит в общий зачет. Российские цепи расправили по колее и наехали на их колесами. Невзирая на отсутствие аннотации (ее изготовители не прилагают), установка их не вызвала затруднений. Правда, цепи оказались длинноваты, потому свободные концы мы заправили за планку замка. На все ушло 8 минут.
Забугорный аналог смонтировали на минутку резвее. При всем этом наезжать на цепи не потребовалось - они надеваются с боковой стороны. Аннотация снабжена обилием рисунков, так что ошибиться нереально.
Другое дело - "паук". Сборочных единиц в комплекте существенно больше. Потому для его установки пришлось не раз перечитывать аннотацию (отлично, что на российском языке) и сверяться с картинами. Поначалу устанавливаем на колесные винты диск-адаптер. Приятно изумил прилагаемый для этого динамометрический ключ, но затянуть крепежный элемент не так просто. Головки винтов, выполненные в виде усеченых пирамид, так и норовили, смяв рабочие грани, выскочить из ключа. Все же мы совладали за 14 минут. Зато установка самих грунтозацепов занимает считанные секунды.
А сейчас поглядим, как работают эти устройства в "боевых" критериях.
Начинали на влажной травке. Тут обе цепи показали себя достойно. Но более маленькие четырехгранные звенья "иноземца" сдирали верхний слой земли и при мельчайшей ошибке водителя начинали рыть землю. Российские изделия с более большими звеньями круглого сечения не настолько "злые". Все же обе цепи значительно увеличивают способности автомобиля на бездорожье, в особенности обутого, как в нашем случае, в невыразительную резину МИ-16. И все таки, пусть и с цепями, но до зубастых шин "НИИШП-ралли", по личным ощущениям, они не дотягивают.
Диковинный "паук" сначала не вызывал доверия. Что такое нежные пластмассовые лапки по сопоставлению со металлической цепью? Но очень скоро он принудил стопроцентно поменять мировоззрение о для себя. Там, где цепи работали на пределе способностей, машина с "пауками" катилась просто и непосредственно.
Усложним задачку, с опаской утопив одну сторону машины в грязищи. Цепи тут никчемны - в вязкой жиже они только помогают зарыться поглубже. Очередь за "пауком". Жмем газ, и... машина, чуток дернувшись, замирает, хотя колеса продолжают крутиться. Присмотревшись, не верим своим очам: колеса крутятся снутри "паука"! Оказывается, при лишнем вращающем моменте особые выступы устройства расцепляются с протектором шины, позволяя колесу свободно крутиться. Таким макаром, закапывание практически исключено! Изменяем стратегию. Двигаясь "внатяг", пытаемся раскачать машину. С третьего качка "Жигули" просто выбираются на сушу. Кто бы поразмыслил, обычно в таковой грязищи выручает только трактор.
Подведем итоги. Российские цепи дешевы, упакованы в малогабаритную сумку, не займут много места в багажнике и просто отмываются от грязищи. Но для монтажа необходимо наехать на цепь, а позже непременно подтянуть ее. К тому же натяжение не выходит безупречным, а означает, с цепями стремительно не поедешь.
Завезенные из других стран цепи удобнее монтировать. Пружинные компенсаторы обеспечивают наилучшее натяжение, так что можно не опасаясь прибавить газу. Цепной гребень по центру беговой дорожки держит машину от боковых сносов. Недочет - более высочайшая стоимость.
"Паук" невзирая на то, что сотворен для зимы, сразил высочайшей проходимостью по грязищи. Даже на рыхловатых грунтах фактически не зарывается, а если колесо пробуксовывает - то снутри приспособления. Установка самого "паука" на заблаговременно установленный диск-адаптер занимает считанные секунды. Правда, стоимость высока ($100) и габарит относительно велик, а при скоростях за 40 км/ч "лапы" могут задевать за подкрылки.
Совместно с тем суровое бездорожье ни с цепями, ни с "пауком" не покорить. И если уж нужда гонит за приключениями - лопата, топор и лебедка будут совершенно не излишними.
В заключение напомним, как действуют бывалые водители, преодолевая бездорожье.
Главное, не пробовать перескочить все препятствия с ходу. Может быть, без особых приспособлений этот участок дороги вообщем непроходим для вашего автомобиля - глубочайшие колеи, крутой поворот либо подъем после раскисшей глины и т. п. Остановитесь на сухом либо хотя бы жестком грунте и исследуйте дорогу. Неглубокие на вид лужи могут таить внутри себя все что угодно, к примеру строительную арматуру либо борону, позабытую на дороге "рассеяным" трактористом, а густая сочная травка обычно вырастает на заболоченных лугах. Разведав путь и начав атаку, останавливаться в грязищи нельзя: пока автомобиль движется, некие препятствия (яма, подъем, участок скользкой травки) можно преодолеть за счет инерции, ну и шины очищаются лучше. При троганье ведущие колеса, в особенности с "зубастым" протектором, совсем не сложно копают для себя яму, и, чтоб сходу не сесть на мосты, прибавляйте газ очень осторожно, трогаясь внатяг.
Другой раз, чтоб двинуться с места, выкарабкаться из скользкой колеи либо ямы под ведущими колесами, довольно чуток переставить машину в сторону. Обладателям "жигулей", "волг" и заднеприводных "москвичей" в таковой ситуации поможет штатный одностоечный домкрат. Очень подняв машину, ее толкают с боковой стороны с обратной стороны. Не страшитесь за автомобиль - штатные домкраты складываются, не повреждая кузов, и последний сам переместится вбок на 20-30 см. Если домкрата нет либо машина посиживает "на брюхе", подойдет крепкая толстая палка (вага). Подложив упор (запаску, бревно, большой камень), действуют ею как рычагом, приподнимая автомобиль. В это время ассистент заполняет яму под колесом подходящими материалами - от земли, песка до старенькой фуфайки.
Чтоб уменьшить пробуксовку, на заднеприводных автомобилях можно немного заблокировать дифференциал ручником. Его вытягивают так, что колеса чуть крутятся под нагрузкой. Но этот метод подходящ только для тех участков, где сопротивление качению невелико (к примеру, влажная травка) и не хватает только сцепления колес с дорогой. Более эффективна конструкция, предложенная нашим читателем (ЗР, 1999, № 6).
Многие водители перед участком раскисшей дороги высаживают пассажиров - мол, так машина пойдет легче. Это не всегда верно. С одной стороны, сопротивление качению прямо пропорционально нагрузке на колеса, другими словами чем легче машина, тем легче ее катить. Но с другой - чтоб двигаться, машина должна зацепиться колесами за дорогу и не буксовать, а сцепные силы также пропорциональны нагрузке. Таким макаром, нагрузка на ведущие колеса - благо, а на неведущие - вред. Как следует, если вы едете на "Самаре" либо "Запорожце", пассажирам лучше пройтись пешком (на ведущие колеса приходится вес мотора), а картошка в багажнике "Жигулей" пусть остается - так больше шансов перескочить глинистый проселок. Если грунт рыхловатый (песок) либо вязкий (чернозем), лучше двигаться по накатанной колее - меньше сопротивление качению. На заболоченных участках либо в сухом песке помогает понижение давления в шинах (но лишь на куцее время и не больше чем на 0,5-1 атм, по другому покрышка может провернуться на ободе).
Установить "паук" на диск-адаптер - дело нескольких секунд.
Цепи от "Якоря".
Если нет домкрата.
Не зная броду...
Колейный мостик из подручного материала.
Цепи "Кёниг" отличают граненые звенья и легкость установки.
КЛУБ Автовладельцев
ОСЕННИЕ ЗАБОТЫ
ОТ 2-ой Русской Неудачи
Там, где заместо
дорог все еще
преобладают направления,
средства увеличения проходимости пользуются особенным вниманием.
Андрей СИДОРОВ
Даже обитатели больших городов, балованные каким ни на есть асфальтом, чтоб добраться до огорода-кормильца, обязаны изобретать средства увеличения проходимости собственного автомобиля. Что уж гласить о глубинке, где единственный асфальтовый пятачок - перед сельсоветом, а авто навигация прерывается с каждым неплохим дождиком.
Те, кому охота либо рыбалка важнее стереозвука в салоне и крейсерской скорости за сотку, изберут УАЗ либо "Ниву". Но быть поближе к природе охото и обладателям обыденных легковых машин, коих куда больше. Но как, если "шестерка" с резиной МИ-16 на бездорожье беспомощна и без навыка езды по грязищи вы "засадите" машину практически наверняка?
Самым действенным (после вертолета) средством преодоления 2-ой "русской неудачи" остаются особые приспособления, монтируемые на колеса. Лебедки, сетчатые коврики, надувные подушки - эти устройства помогают высвободить машину из грязевого плена, но не делают лучше ее проходимости. Годом ранее мы о их тщательно ведали (см. ЗР, 1998, № 10). Из оставшихся наибольшее распространение получили цепи противоскольжения - они ординарны в изготовлении (а поэтому дешевы) и приметно увеличивают проходимость обыкновенной легковушки. Невзирая на их недочеты - относительно огромную массу и способность (при неискусном вождении) стремительно зарыть автомобиль по самые дверцы, суровой кандидатуры цепям до сего времени не находилось. Но сейчас у их появился соперник - уникальная конструкция Spikes-Spider Quick, схожая на огромного пластмассового паука (ЗР, 1999, № 3).
Как неплох "швейцарский гость" на русском бездорожье? Судя по зимней символике на упаковке, "паук", быстрее, приучен ползать по снегу Альп, чем по проселку в округах какой-либо Темной Грязищи. Ну и родные стальные цепи смотрятся надежнее пластмассовых лопаток...
Так как жизнь учит нас доверять, но инспектировать, мы занялись сравнительными испытаниями разных устройств увеличения проходимости: противобуксовочных цепей "Красноватый Якорь" из Нижнего Новгорода, привезенных из других стран "Кёниг" (KЪnig) и "Ошипованного паука" (Spikes-Spider Quick). Тесты проходили на полевой дороге, превращенной "уралами" и "беларусями" в непролазные для обыкновенной "шестерки" рвы. Этот "полигон" никогда не подводил испытателей - колея тут не просыхает даже в жару.
1-ый тест - быстрота монтажа. При этом время на знакомство с конструкциями заходит в общий зачет. Российские цепи расправили по колее и наехали на их колесами. Невзирая на отсутствие аннотации (ее изготовители не прилагают), установка их не вызвала затруднений. Правда, цепи оказались длинноваты, потому свободные концы мы заправили за планку замка. На все ушло 8 минут.
Забугорный аналог смонтировали на минутку резвее. При всем этом наезжать на цепи не потребовалось - они надеваются с боковой стороны. Аннотация снабжена обилием рисунков, так что ошибиться нереально.
Другое дело - "паук". Сборочных единиц в комплекте существенно больше. Потому для его установки пришлось не раз перечитывать аннотацию (отлично, что на российском языке) и сверяться с картинами. Поначалу устанавливаем на колесные винты диск-адаптер. Приятно изумил прилагаемый для этого динамометрический ключ, но затянуть крепежный элемент не так просто. Головки винтов, выполненные в виде усеченых пирамид, так и норовили, смяв рабочие грани, выскочить из ключа. Все же мы совладали за 14 минут. Зато установка самих грунтозацепов занимает считанные секунды.
А сейчас поглядим, как работают эти устройства в "боевых" критериях.
Начинали на влажной травке. Тут обе цепи показали себя достойно. Но более маленькие четырехгранные звенья "иноземца" сдирали верхний слой земли и при мельчайшей ошибке водителя начинали рыть землю. Российские изделия с более большими звеньями круглого сечения не настолько "злые". Все же обе цепи значительно увеличивают способности автомобиля на бездорожье, в особенности обутого, как в нашем случае, в невыразительную резину МИ-16. И все таки, пусть и с цепями, но до зубастых шин "НИИШП-ралли", по личным ощущениям, они не дотягивают.
Диковинный "паук" сначала не вызывал доверия. Что такое нежные пластмассовые лапки по сопоставлению со металлической цепью? Но очень скоро он принудил стопроцентно поменять мировоззрение о для себя. Там, где цепи работали на пределе способностей, машина с "пауками" катилась просто и непосредственно.
Усложним задачку, с опаской утопив одну сторону машины в грязищи. Цепи тут никчемны - в вязкой жиже они только помогают зарыться поглубже. Очередь за "пауком". Жмем газ, и... машина, чуток дернувшись, замирает, хотя колеса продолжают крутиться. Присмотревшись, не верим своим очам: колеса крутятся снутри "паука"! Оказывается, при лишнем вращающем моменте особые выступы устройства расцепляются с протектором шины, позволяя колесу свободно крутиться. Таким макаром, закапывание практически исключено! Изменяем стратегию. Двигаясь "внатяг", пытаемся раскачать машину. С третьего качка "Жигули" просто выбираются на сушу. Кто бы поразмыслил, обычно в таковой грязищи выручает только трактор.
Подведем итоги. Российские цепи дешевы, упакованы в малогабаритную сумку, не займут много места в багажнике и просто отмываются от грязищи. Но для монтажа необходимо наехать на цепь, а позже непременно подтянуть ее. К тому же натяжение не выходит безупречным, а означает, с цепями стремительно не поедешь.
Завезенные из других стран цепи удобнее монтировать. Пружинные компенсаторы обеспечивают наилучшее натяжение, так что можно не опасаясь прибавить газу. Цепной гребень по центру беговой дорожки держит машину от боковых сносов. Недочет - более высочайшая стоимость.
"Паук" невзирая на то, что сотворен для зимы, сразил высочайшей проходимостью по грязищи. Даже на рыхловатых грунтах фактически не зарывается, а если колесо пробуксовывает - то снутри приспособления. Установка самого "паука" на заблаговременно установленный диск-адаптер занимает считанные секунды. Правда, стоимость высока ($100) и габарит относительно велик, а при скоростях за 40 км/ч "лапы" могут задевать за подкрылки.
Совместно с тем суровое бездорожье ни с цепями, ни с "пауком" не покорить. И если уж нужда гонит за приключениями - лопата, топор и лебедка будут совершенно не излишними.
В заключение напомним, как действуют бывалые водители, преодолевая бездорожье.
Главное, не пробовать перескочить все препятствия с ходу. Может быть, без особых приспособлений этот участок дороги вообщем непроходим для вашего автомобиля - глубочайшие колеи, крутой поворот либо подъем после раскисшей глины и т. п. Остановитесь на сухом либо хотя бы жестком грунте и исследуйте дорогу. Неглубокие на вид лужи могут таить внутри себя все что угодно, к примеру строительную арматуру либо борону, позабытую на дороге "рассеяным" трактористом, а густая сочная травка обычно вырастает на заболоченных лугах. Разведав путь и начав атаку, останавливаться в грязищи нельзя: пока автомобиль движется, некие препятствия (яма, подъем, участок скользкой травки) можно преодолеть за счет инерции, ну и шины очищаются лучше. При троганье ведущие колеса, в особенности с "зубастым" протектором, совсем не сложно копают для себя яму, и, чтоб сходу не сесть на мосты, прибавляйте газ очень осторожно, трогаясь внатяг.
Другой раз, чтоб двинуться с места, выкарабкаться из скользкой колеи либо ямы под ведущими колесами, довольно чуток переставить машину в сторону. Обладателям "жигулей", "волг" и заднеприводных "москвичей" в таковой ситуации поможет штатный одностоечный домкрат. Очень подняв машину, ее толкают с боковой стороны с обратной стороны. Не страшитесь за автомобиль - штатные домкраты складываются, не повреждая кузов, и последний сам переместится вбок на 20-30 см. Если домкрата нет либо машина посиживает "на брюхе", подойдет крепкая толстая палка (вага). Подложив упор (запаску, бревно, большой камень), действуют ею как рычагом, приподнимая автомобиль. В это время ассистент заполняет яму под колесом подходящими материалами - от земли, песка до старенькой фуфайки.
Чтоб уменьшить пробуксовку, на заднеприводных автомобилях можно немного заблокировать дифференциал ручником. Его вытягивают так, что колеса чуть крутятся под нагрузкой. Но этот метод подходящ только для тех участков, где сопротивление качению невелико (к примеру, влажная травка) и не хватает только сцепления колес с дорогой. Более эффективна конструкция, предложенная нашим читателем (ЗР, 1999, № 6).
Многие водители перед участком раскисшей дороги высаживают пассажиров - мол, так машина пойдет легче. Это не всегда верно. С одной стороны, сопротивление качению прямо пропорционально нагрузке на колеса, другими словами чем легче машина, тем легче ее катить. Но с другой - чтоб двигаться, машина должна зацепиться колесами за дорогу и не буксовать, а сцепные силы также пропорциональны нагрузке. Таким макаром, нагрузка на ведущие колеса - благо, а на неведущие - вред. Как следует, если вы едете на "Самаре" либо "Запорожце", пассажирам лучше пройтись пешком (на ведущие колеса приходится вес мотора), а картошка в багажнике "Жигулей" пусть остается - так больше шансов перескочить глинистый проселок. Если грунт рыхловатый (песок) либо вязкий (чернозем), лучше двигаться по накатанной колее - меньше сопротивление качению. На заболоченных участках либо в сухом песке помогает понижение давления в шинах (но лишь на куцее время и не больше чем на 0,5-1 атм, по другому покрышка может провернуться на ободе).
Установить "паук" на диск-адаптер - дело нескольких секунд.
Цепи от "Якоря".
Если нет домкрата.
Не зная броду...
Колейный мостик из подручного материала.
Цепи "Кёниг" отличают граненые звенья и легкость установки.