ОСЕННЯЯ Вялость
ОСЕННЯЯ Вялость
КЛУБ Автовладельцев
Что, как и почему
ОСЕННЯЯ Вялость
В наиблежайшие 10 лет "жигули" навряд ли пропадут с наших дорог. А с ними и обычные поломки.
Виктор СЛЕСАРЕВ
Кто не лицезрел такую картину - стоит, пригорюнившись, "жигуленок" с "подломившимся" колесом. И если обошлось без томных последствий для экипажа либо окружающих, можно считать, что подфартило.
Обычно молвят - "кончилась опора". Предполагают нижнюю шаровую - одно из грустно именитых слабеньких мест фронтальной подвески. Конструкция такая, что при ударе по колесу снизу (скажем, в дорожной выбоине) палец опоры стремится раздвинуть края отверстия в корпусе и вырваться. В особенности отлично это знакомо автомобилистам, ездящим по нехорошим дорогам.
Материал, как молвят спецы, утомляется, в нем развиваются трещинкы. Поначалу неприметные, позднее - ясно видимые. Правда, при условии, что владелец захотит их узреть: дело это хлопотное! Шаровая опора укрыта резиновым чехлом, который, не отвернув болтов, не снимешь. "Напрасно" это делать никто не станет. И грязь не добавляет интереса, как и то, что оглядеть опору, не сняв колеса, тяжело.
Другими словами, редчайший автовладелец станет изучить опору, пока она еще не развалилась. А зря! Если опора числилась "новейшей" лет этак 5 вспять, то стоит хотя бы проверить ее износ, как показано на рис. 1. Отверните снизу резьбовую пробку - и глубиномером определите расстояние S. Если оно достигнуло 11,8 мм, опору пора выкидывать - она в предаварийном состоянии. При ударе верхний корпус шарнира может "раскрыться" по трещинкам, как цветок, - и шар вылетит вон!
Итог - на рис. 2. Колесо совместно с поворотным кулаком "сложится", как шасси аэробуса, и уйдет в глубь фронтального крыла. Молитесь, чтоб такое не случилось при скорости 100 км/ч!
Опасность подтолкнула к созданию усиленных опор, которых сейчас на рынке много. Одни лучше, другие ужаснее - это самостоятельная тема, временами обсуждаемая в журнальчике. Но - допустим! - затрепанному "жигуленку" преподнесли самые шикарные шаровые опоры. Решена неувязка прочности подвески?
Никак нет! Могут подвести другие элементы. Ведь подвеска ФИАТ-124, "прародителя" "Жигулей", очевидно была рассчитана на еще более обыкновенные условия эксплуатации, к тому же итальянцам и в голову не пришло бы дешевенькую машину эксплуатировать 20-30 лет. Шаровая опора на нижнем рычаге - только одно из слабеньких звеньев достаточно длинноватой цепи.
На фото 1 и 2 - нижний рычаг фронтальной подвески. Показаны места вероятных трещинок. Самое "известное" - и по количеству случаев, и по вероятным последствиям - это достаточно "слабый" конец рычага, к которому 3-мя болтами крепится шаровая опора. Усталостные трещинкы тут - обыденное дело. Казалось бы, что мешает обладателю машины за этим местом приглядывать? Но вновь придется подымать машину домкратом, снимать колесо, кропотливо очищать рычаг вокруг опоры от грязищи и утратить на этом уйму времени, перепачкаться... А трещинкы, может быть, и нет! Напрасно старался! После таковой "беды" обидчивый автолюбитель запамятывает о рычагах навечно. Время от времени - до аварии.
Усталостные трещинкы могут показаться и около проушин для сайлент-блоков, и в средней части: рычаг хотя и по-разному на разных участках, но прочно нагружен! Вовремя узреть эти трещинкы - все равно что отменить "заказ" на катастрофу. Опытнейший "жигулист", заехав на эстакаду либо яму, независимо от целей, непременно осмотрит Ремонт и эксплуатация подвески. Время от времени трещинку выдает соответствующая полоса ржавчины, пропитавшей узкий слой подсохшей грязищи. Можно испытать и таковой прием: облив рычаг соляркой, вытираем насухо и, наложив слой водянистой глины, через некоторое количество дней осматриваем высохший. Солярка, проникшая ранее в трещинкы, "проявляется".
Видите ли, главное в данном деле - дотошность! А чем угрожает поломка рычага? Если это традиционный отрыв его конца с опорой, то итог тот же, что и при вырыве шара из опоры: "уборка шасси"!
Если рычаг ломается около сайлент-блока, к примеру впереди, итог другой. Сейчас колесо плохо "держит курс", отклоняясь в сторону при первом же толчке от дорожной кочки либо во время торможения. Неплохого, в общем, тоже не достаточно. На высочайшей скорости можно внезапно оказаться на встречной полосе, в глубочайшей канаве, в обнимку со столбом...
А ломаются ли от вялости верхние рычаги? К огорчению, да - невзирая на более обыкновенные условия их работы. После основательного стажа и на их можно найти трещинкы - как в главном "теле", так и в полке усилителя, упирающейся в буфер подвески.
Мы начали разговор с более узнаваемых поломок. Но этим дело не ограничивается. Достаточно нередко у "Жигулей" разрушается база основ фронтальной подвески - поперечная опора ("поперечина"), на которой, упираясь в упругие опоры, гордо стоит движок. Опора связывает меж собой левый и правый лонжероны с брызговиками. Словом - принципиальная деталь, работающая в критериях сложных переменных нагрузок.
Концы поперечной балки связаны с лонжеронами (рис. 3) через болты: с каждой стороны по три. Два маленьких, вертикальных закручены в гайки на нижней полке лонжерона, а длиннющий, горизонтальный, придавливает к боковой стене лонжерона "ухо" поперечины (фото 3). Тут мы тоже показываем вероятную трещинку. На старенькых машинах она нередко перерезает "ухо" - и опора висит лишь на 2-ух вертикальных болтах.
Время от времени автовладелец лицезреет, что трещинка уже разошлась на 1-2 мм, но продолжает ездить, хотя необходимо немедля чинить машину. Если опора провисла, то не сегодня-завтра болты с гайками вырвутся из ветхой нижней полки лонжерона. Движок наклонится, опустится ось нижнего рычага, колесо получит отрицательный разрушение и... приехали!
Ремонт таковой машины - дело сложное. Обычно в данном случае автомобиль очень очень изношен, кузов изъеден коррозией. Вы требуйте мастера поменять брызговики с лонжеронами, а он в ответ спрашивает, к какому "железу" вы хотят их приварить. Кругом - одна ржавчина.
В неких случаях поперечная опора ломается посредине, в "талии". После этого ее половинки, нагруженные движком и нижними рычагами, начинают жить собственной жизнью - качаться, деформировать лонжероны, разламывать их. И, в конечном счете, разрушать другие Ремонт и эксплуатация кузова в зоне мотора.
Но на ходу, при высочайшей скорости, опаснее другая поломка балки - около болтов крепления оси нижнего рычага (фото 4). Вялость делает свое темное дело: неприметные для автолюбителя, в "коробке", стянутой болтами, разрастаются трещинкы, почаще впереди. Болт остается на собственном месте до рокового толчка в колдобине. Другой раз довольно затормозить, чтоб нижний рычаг просто вырвал болт из "трухлявой" поперечины, совместно с колесом отклоняясь в сторону (см. рис. 4). Вот здесь попробуйте-ка удержать машину на данном курсе... Удалось? Вам здорово подфартило.
Поперечную опору в общем-то можно хорошо чинить сваркой - в эру недостатка так и делали. Но сварщик должен быть толковый, чтоб возвратить опоре не только лишь крепкость, да и чертежные размеры. По другому после ремонта могут появиться трудности с геометрией фронтальной подвески.
Естественно, ломаются и другие Ремонт и эксплуатация: пружины, стабилизатор поперечной стойкости и т. д. "Кончившаяся " пружина выдает себя "просадкой" машины, а разрушившийся стабилизатор - большенными наклонами на поворотах, нередко - недвусмысленным скрежетом. Само собой, далековато не вечны и рессоры. Если кто-то веселит вас байками насчет их безупречного состояния после 100-тысячного пробега, не реагируйте. Амортизатор, "наработавшись" на нехороших дорогах, даже к 15-20 тыс. км изредка сохраняет и половину былых черт. Тут самое время напомнить, что нескончаемых машин не существует.
Рис. 1. Проверяем степень износа шаровой опоры. Контрольный размер: S = 11,8 мм.
Рис. 2. Так (схематически) "складывается" колесо при разрушении шаровой опоры либо места ее установки на нижнем рычаге.
1. Нижний рычаг фронтальной подвески. Места вероятных трещинок около проушины указаны стрелками.
2. Трещинка вероятна и в зоне крепления нижней шаровой опоры.
Рис. 3. Схема крепления поперечной балки подвески к лонжерону.
3. "Ухо" поперечной балки нередко трескается в показанном месте.
Рис. 4. При разрушении поперечной балки в этом месте нижний рычаг совместно с колесом отклоняется в сторону.
4. В этом месте поперечной балки, около болта, случаются трещинкы, грозящие большой катастрофой.
КЛУБ Автовладельцев
Что, как и почему
ОСЕННЯЯ Вялость
В наиблежайшие 10 лет "жигули" навряд ли пропадут с наших дорог. А с ними и обычные поломки.
Виктор СЛЕСАРЕВ
Кто не лицезрел такую картину - стоит, пригорюнившись, "жигуленок" с "подломившимся" колесом. И если обошлось без томных последствий для экипажа либо окружающих, можно считать, что подфартило.
Обычно молвят - "кончилась опора". Предполагают нижнюю шаровую - одно из грустно именитых слабеньких мест фронтальной подвески. Конструкция такая, что при ударе по колесу снизу (скажем, в дорожной выбоине) палец опоры стремится раздвинуть края отверстия в корпусе и вырваться. В особенности отлично это знакомо автомобилистам, ездящим по нехорошим дорогам.
Материал, как молвят спецы, утомляется, в нем развиваются трещинкы. Поначалу неприметные, позднее - ясно видимые. Правда, при условии, что владелец захотит их узреть: дело это хлопотное! Шаровая опора укрыта резиновым чехлом, который, не отвернув болтов, не снимешь. "Напрасно" это делать никто не станет. И грязь не добавляет интереса, как и то, что оглядеть опору, не сняв колеса, тяжело.
Другими словами, редчайший автовладелец станет изучить опору, пока она еще не развалилась. А зря! Если опора числилась "новейшей" лет этак 5 вспять, то стоит хотя бы проверить ее износ, как показано на рис. 1. Отверните снизу резьбовую пробку - и глубиномером определите расстояние S. Если оно достигнуло 11,8 мм, опору пора выкидывать - она в предаварийном состоянии. При ударе верхний корпус шарнира может "раскрыться" по трещинкам, как цветок, - и шар вылетит вон!
Итог - на рис. 2. Колесо совместно с поворотным кулаком "сложится", как шасси аэробуса, и уйдет в глубь фронтального крыла. Молитесь, чтоб такое не случилось при скорости 100 км/ч!
Опасность подтолкнула к созданию усиленных опор, которых сейчас на рынке много. Одни лучше, другие ужаснее - это самостоятельная тема, временами обсуждаемая в журнальчике. Но - допустим! - затрепанному "жигуленку" преподнесли самые шикарные шаровые опоры. Решена неувязка прочности подвески?
Никак нет! Могут подвести другие элементы. Ведь подвеска ФИАТ-124, "прародителя" "Жигулей", очевидно была рассчитана на еще более обыкновенные условия эксплуатации, к тому же итальянцам и в голову не пришло бы дешевенькую машину эксплуатировать 20-30 лет. Шаровая опора на нижнем рычаге - только одно из слабеньких звеньев достаточно длинноватой цепи.
На фото 1 и 2 - нижний рычаг фронтальной подвески. Показаны места вероятных трещинок. Самое "известное" - и по количеству случаев, и по вероятным последствиям - это достаточно "слабый" конец рычага, к которому 3-мя болтами крепится шаровая опора. Усталостные трещинкы тут - обыденное дело. Казалось бы, что мешает обладателю машины за этим местом приглядывать? Но вновь придется подымать машину домкратом, снимать колесо, кропотливо очищать рычаг вокруг опоры от грязищи и утратить на этом уйму времени, перепачкаться... А трещинкы, может быть, и нет! Напрасно старался! После таковой "беды" обидчивый автолюбитель запамятывает о рычагах навечно. Время от времени - до аварии.
Усталостные трещинкы могут показаться и около проушин для сайлент-блоков, и в средней части: рычаг хотя и по-разному на разных участках, но прочно нагружен! Вовремя узреть эти трещинкы - все равно что отменить "заказ" на катастрофу. Опытнейший "жигулист", заехав на эстакаду либо яму, независимо от целей, непременно осмотрит Ремонт и эксплуатация подвески. Время от времени трещинку выдает соответствующая полоса ржавчины, пропитавшей узкий слой подсохшей грязищи. Можно испытать и таковой прием: облив рычаг соляркой, вытираем насухо и, наложив слой водянистой глины, через некоторое количество дней осматриваем высохший. Солярка, проникшая ранее в трещинкы, "проявляется".
Видите ли, главное в данном деле - дотошность! А чем угрожает поломка рычага? Если это традиционный отрыв его конца с опорой, то итог тот же, что и при вырыве шара из опоры: "уборка шасси"!
Если рычаг ломается около сайлент-блока, к примеру впереди, итог другой. Сейчас колесо плохо "держит курс", отклоняясь в сторону при первом же толчке от дорожной кочки либо во время торможения. Неплохого, в общем, тоже не достаточно. На высочайшей скорости можно внезапно оказаться на встречной полосе, в глубочайшей канаве, в обнимку со столбом...
А ломаются ли от вялости верхние рычаги? К огорчению, да - невзирая на более обыкновенные условия их работы. После основательного стажа и на их можно найти трещинкы - как в главном "теле", так и в полке усилителя, упирающейся в буфер подвески.
Мы начали разговор с более узнаваемых поломок. Но этим дело не ограничивается. Достаточно нередко у "Жигулей" разрушается база основ фронтальной подвески - поперечная опора ("поперечина"), на которой, упираясь в упругие опоры, гордо стоит движок. Опора связывает меж собой левый и правый лонжероны с брызговиками. Словом - принципиальная деталь, работающая в критериях сложных переменных нагрузок.
Концы поперечной балки связаны с лонжеронами (рис. 3) через болты: с каждой стороны по три. Два маленьких, вертикальных закручены в гайки на нижней полке лонжерона, а длиннющий, горизонтальный, придавливает к боковой стене лонжерона "ухо" поперечины (фото 3). Тут мы тоже показываем вероятную трещинку. На старенькых машинах она нередко перерезает "ухо" - и опора висит лишь на 2-ух вертикальных болтах.
Время от времени автовладелец лицезреет, что трещинка уже разошлась на 1-2 мм, но продолжает ездить, хотя необходимо немедля чинить машину. Если опора провисла, то не сегодня-завтра болты с гайками вырвутся из ветхой нижней полки лонжерона. Движок наклонится, опустится ось нижнего рычага, колесо получит отрицательный разрушение и... приехали!
Ремонт таковой машины - дело сложное. Обычно в данном случае автомобиль очень очень изношен, кузов изъеден коррозией. Вы требуйте мастера поменять брызговики с лонжеронами, а он в ответ спрашивает, к какому "железу" вы хотят их приварить. Кругом - одна ржавчина.
В неких случаях поперечная опора ломается посредине, в "талии". После этого ее половинки, нагруженные движком и нижними рычагами, начинают жить собственной жизнью - качаться, деформировать лонжероны, разламывать их. И, в конечном счете, разрушать другие Ремонт и эксплуатация кузова в зоне мотора.
Но на ходу, при высочайшей скорости, опаснее другая поломка балки - около болтов крепления оси нижнего рычага (фото 4). Вялость делает свое темное дело: неприметные для автолюбителя, в "коробке", стянутой болтами, разрастаются трещинкы, почаще впереди. Болт остается на собственном месте до рокового толчка в колдобине. Другой раз довольно затормозить, чтоб нижний рычаг просто вырвал болт из "трухлявой" поперечины, совместно с колесом отклоняясь в сторону (см. рис. 4). Вот здесь попробуйте-ка удержать машину на данном курсе... Удалось? Вам здорово подфартило.
Поперечную опору в общем-то можно хорошо чинить сваркой - в эру недостатка так и делали. Но сварщик должен быть толковый, чтоб возвратить опоре не только лишь крепкость, да и чертежные размеры. По другому после ремонта могут появиться трудности с геометрией фронтальной подвески.
Естественно, ломаются и другие Ремонт и эксплуатация: пружины, стабилизатор поперечной стойкости и т. д. "Кончившаяся " пружина выдает себя "просадкой" машины, а разрушившийся стабилизатор - большенными наклонами на поворотах, нередко - недвусмысленным скрежетом. Само собой, далековато не вечны и рессоры. Если кто-то веселит вас байками насчет их безупречного состояния после 100-тысячного пробега, не реагируйте. Амортизатор, "наработавшись" на нехороших дорогах, даже к 15-20 тыс. км изредка сохраняет и половину былых черт. Тут самое время напомнить, что нескончаемых машин не существует.
Рис. 1. Проверяем степень износа шаровой опоры. Контрольный размер: S = 11,8 мм.
Рис. 2. Так (схематически) "складывается" колесо при разрушении шаровой опоры либо места ее установки на нижнем рычаге.
1. Нижний рычаг фронтальной подвески. Места вероятных трещинок около проушины указаны стрелками.
2. Трещинка вероятна и в зоне крепления нижней шаровой опоры.
Рис. 3. Схема крепления поперечной балки подвески к лонжерону.
3. "Ухо" поперечной балки нередко трескается в показанном месте.
Рис. 4. При разрушении поперечной балки в этом месте нижний рычаг совместно с колесом отклоняется в сторону.
4. В этом месте поперечной балки, около болта, случаются трещинкы, грозящие большой катастрофой.