МОБИЛ ДЛЯ ТЕХ, КТО ДВИЖЕТСЯ
"МОБИЛ": ДЛЯ ТЕХ, КТО ДВИЖЕТСЯ
КЛУБ Автовладельцев
Как по маслу
"МОБИЛ": ДЛЯ ТЕХ, КТО ДВИЖЕТСЯ
Сейчас, как и 100 годов назад, нефтяная империя Рокфеллера поставляет в Россию свои фирменные масла "Мобил".
Отлично известные в нашей стране авто масла "Мобил" производит одноименная огромная компания, появившаяся еще посреди XIX века. Создателем ее был тот Джон Рокфеллер, о котором многие из нас в первый раз услышали на школьных уроках истории в купе с эпитетом "акула капитализма".
До 1966 года компания называлась "Эталон Ойл Компани оф New-york" (SOCONY). Сейчас ей принадлежат тыщи нефтяных скважин и платформ по всему миру, нефтеперегонные и хим фабрики в более чем 100 странах, энерго комплексы, большой морской флот, не говоря уже о 10-ках тыщах бензоколонок на всех материках. "Мобил Корпорейшн" делает горючее, масла и смазки, оборудование электрических станций, пластмассы, стройматериалы и почти все другое. На данный момент идет процесс ее слияния с другим детищем Рокфеллера, еще больше большой компанией "Экссон", и после развода, длившегося 90 лет, богатейшая в мире промышленная империя с оборотом около $150 миллиардов. будет возрождена.
Бензина у нас хватает и собственного, а вот масло, в особенности синтетическое, пока приходится завозить, тем паче что к ввезенному, от маститого производителя, доверия больше. Не раз корреспонденты журнальчика бывали на забугорных заводах, убеждаясь в высочайшей культуре производства и жестком контроле свойства выпускаемых масел. Но большая часть компаний только соединяют готовые составляющие и расфасовывают масло по банкам - так легче приблизить продукт к рынкам сбыта, сократив таможенные и транПодвесканые расходы. К тому же организовать создание можно чуть не в курортной местности - по площади и экологической чистоте оно сопоставимо с фирменной станцией заправки и сервиса.
У "Мобил" смесительных компаний исключительно в Европе два 10-ка, наиблежайшее - в Финляндии, обычно оттуда к нам и поступают масла. Все таки куда увлекательнее побывать там, где компания делает базу масел. Один из огромнейших нефтеперерабатывающих заводов "Мобила" - около города Гравеншон на севере Франции.
...Шоссе огибает скалистые отроги и в просторах красочной поймы Сены возникает промышленный пейзаж: в небо взметнулись опутанные трубопроводами ректификационные колонны, стройными рядами уходят к горизонту цилиндрические нефтехранилища.
"Темное золото" приходит танкерами из Персидского залива в терминал на Ла-Манше и потом по трубам течет сюда, в Гравеншон. Нефть фильтруют, нагревают до 350°С и разгоняют на фракции - это простой вид переработки. Он представлен тут на рисунках.
Приобретенные дистилляты нуждаются в чистке, так как представляют собой консистенции углеводородов, как нужных, так и ухудшающих характеристики масел. К первым относятся парафины и нафтены. Содержание иных в базисных маслах нефтехимики стремятся уменьшить во чтоб то ни стало. Ведь, к примеру, ароматичные углеводороды (арены) содействуют резвому окислению и старению масла в моторе, а часто к тому же токсичны. Убрать их из масла помогает фурфурол - селективный растворитель растительного происхождения, циркулирующий в экстракционной установке по замкнутому кругу.
Последующий шаг чистки, неотклонимый на заводах "Мобил", - депарафинизация, другими словами удаление из масла томных парафинов, застывающих даже при легком морозе. Масла разбавляют растворителем, смесь очень охлаждают и гоняют по инерционным фильтрам и центрифугам, где жесткий парафин отделяют и потом формуют в брикеты. А на выходе выходит конечный продукт - базисное минеральное масло определенной вязкости. Его из Гравеншона развозят по всей Европе, при этом не только лишь на собственные смесительные фабрики - многие "масляные" компании, не имеющие собственных компаний нефтепереработки, приобретают базисные составляющие у таких гигантов, как "Мобил".
Более дорогая и действенная разработка, используемая "Мобилом" для получения качественных масел, - каталитический гидрокрекинг. Вакуумный дистиллят после обыкновенной обработки фурфуролом поступает в реактор, где большие молекулы углеводородов распадаются на маленькие с образованием нужных изопарафинов. Процесс идет в присутствии водорода под давлением до 200 атм и температуре до 450°С. Сразу водород насыщает бензольные кольца, превращая арены в стойкие к окислению нафтены, также выводит вредные серу и азот. В итоге выходит готовое, не требующее депарафинизации базисное масло. Единственный недочет гидрокрекинга - падение вязкости начального дистиллята. Чтоб не вводить в масло огромные дозы загустителей, ухудшающих его моторные свойства, эти базы используют для не очень густых видов. Кстати, "Мобил" честно именует такие масла минеральными, подчеркивая, что гидрокрекинг, какие бы глубочайшие хим преобразования углеводородов он ни вызывал, синтезом не является.
А реальную "синтетику" делают тут же. Гордость Гравеншона - наикрупнейший в Европе завод полиальфаолефинов (ПАО), покрывающий 70% потребностей местного рынка. Для собственных масел "Мобил" оставляет наименее половины общего выпуска ПАО - огромную часть с наслаждением раскупают его соперники.
ПАО - более всераспространенная база синтетических масел. Начальное сырье для их производства - доступный и дешевенький газ этилен. Это простой представитель олефинов, получаемый в множествах при коксовании каменного угля и пиролизе нефти. На предприятиях хим синтеза молекулы этилена сцепляют вместе: если в образовавшейся цепочке тыщи звеньев, выходит пластмасса - целофан, а если всего 10 - полуфабрикат для производства ПАО, децен-1. На гравеншонском заводе его полимеризуют при помощи водорода, при всем этом двойные связи меж атомами углерода расцепляются, перебрасывая мостики к примыкающим молекулам - образуются тримеры, тетрамеры и т. д. (см. рис.).
Есть тут и большущее смесительное создание - для местного рынка, при этом самое драгоценное синтетическое масло, "Мобил 1" класса 0W40, делают исключительно в Гравеншоне, отсюда оно поступает и в Россию. И, очевидно, контроль свойства всех товаров, как полуфабрикатов, так и готовых масел, у "Мобил" на высоте - этим занимается лабораторно-исследовательский центр. Ну, а главные "мозги" компании, создающие новые составляющие масел, разместились в Полсборо (США) - ближе к дяде Роки...
Некие пользующиеся популярностью в Рф
сорта моторных масел "Мобил"
SUPER M класса 15W40 - дешевая минералка селективной чистки. Стоимость - около 100 руб. за 1 л.
SUPER S класса 10W40 - улучшенное минеральное, в базе которого до 15% товаров гидрокрекинга. Стоимость - около 150 руб. за 1 л.
SYNT S класса 5W40 - полусинтетическое с содержанием ПАО до 45%, остальное - продукты гидрокрекинга. Стоимость - около 200 руб. за 1 л.
MOBIL 1 классoв 5W40 и 0W40 - стопроцентно синтетические масла на базе ПАО с добавкой сложных эфиров. Цены: 5W50 - 250-280 руб. за 1 л, 0W40 - 300-400 руб. за 1 л.