РЕКИ ТЕКУТ Назад
РЕКИ ТЕКУТ Назад
ТЕХНИКА
/НАШЕ ЗНАКОМСТВО
РЕКИ ТЕКУТ Назад
РОВНО ЧЕРЕЗ 45 ЛЕТ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ ПЕРВОЙ "ВОЛГИ" СТАРТУЕТ GAZ 3111
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, АЛЕКСАНДР САДОВНИКОВ
ОТ ИСТОКОВ
Сегодняшние конструкторы, наверное, завидуют сотрудникам, работавшим на ГАЗе полста лет вспять. Как ни хороша и любима народом была "Победа", всего через 10 лет ее потеснила на конвейере полностью новенькая модель.
Смотря на машину с гордым именованием "Волга", русские Различное, должно быть, вправду верили, что СССР скоро догонит и перегонит Америку. Наряженная машина с гордой пятиконечной звездой на облицовке радиатора поражала просторным светлым салоном, мягенькой подвеской, а позже и массивным верхнеклапанным мотором, неслыханной автоматической коробкой.
До конца 60-х "21-я" была самой возлюбленной машиной в стране, ее эмблемой. Даже в 1970-м, когда ее сняли с производства, многие ворчали: новенькая "Волга" GAZ 24 казалась не настолько крепкой, надежной, прекрасной.
В НОВОЕ РУСЛО
От поколения к поколению содержание "волг" изменялось не очень. GAZ 3110 - на самом деле, модернизированная "20 четверка", а та по ходовой части - близкая родственница "21-й". Новый мощнейший движок, гидроусилитель руля еще острее выявили недочеты устаревшего шасси. Забугорные одноклассники ушли далековато вперед. Даже давно ожидаемый GAZ 3111 смотрится рядом с ними бледно (табл. 1, 2).
Посреди импортных машин класса Е есть близкие к "Волге" по мощности модели, к примеру, " КИА Маджентис", " Форд Мондео", " Ниссан Максима". Но таких аналогов (кстати, их моторы по объему меньше "волговского", всего 2-литровые) совершенно малость и они не очень престижны.
И все таки у "Волги" как и раньше хватает поклонников. Прирастит ли их армию еще одно поколение нижегородских машин? Кто сядет за руль и, естественно, на задний диванчик первой "Волги" ХХI века? Будет ли ее судьба таковой же счастливой, как у бабушки, отмечающей 45-летие?
КАБИНЕТ НОМЕР ОДИННАДЦАТЬ
Новенькая "Волга" хорошо смотрится около приличного кабинета либо банка и в особенности гармонирует с сероватым министерским мрамором. На стоянке в длинноватом ряду вальяжных автомобилей "11-ю" ни с чем же не спутаешь. Нижегородские дизайнеры, в духе современных стилистических тенденций, показали верность "волговским" традициям, выделив соответствующими линиями боковины и деталями отделки родство GAZ 3111 с знаменитой "21-й". Как удалось соединять запоминающуюся наружность с аэродинамикой? Завод не докладывает Сх, но настораживает, что наибольшая скорость "Волги" на целых 20 км/ч ниже, чем у близкого по классу, также 136-сильного " КИА Маджентис".
Лицо и салон новинки, непременно, отвечают современным представлениям о респектабельности. Управляющая колонка регулируется по углу наклона, приборы и кнопки размещены комфортно. Раздражают подрулевые тумблеры, затейливо отклоненные от водителя: чтоб включить "поворотник", необходимо тянуть руку к дальной панели.
Приятное воспоминания от наряженного, даже обеспеченного интерьера GAZ 3111 портят фирменные "волговские" штришки: непонятное и очень высочайшее сидение, заставляющее рослого водителя волноваться о сохранности прически.
ПОПЛЫЛИ...
Не нужно беспокоить комфортно устроившегося сзади шефа: GAZ 3111, как неважно какая "Волга", предназначена для уверенной, но нерезкой езды (табл. 3). Мощности заволжского 2,5-литрового мотора полностью хватает, чтоб не ощущать себя ущербным в потоке. Для комфорта, естественно, не помешала бы автоматическая коробка, пусть во вред динамике - и с "механикой" дух не захватывает.
Кстати, 45 годов назад попытка ГАЗа сделать "автомат" массовым не удалась - не хватало квалифицированного обслуживания, подходящего масла, технологической культуры. Как досадно бы это не звучало, сейчас даже об ввезенном "автомате" для "Волги" молвят туманно.
А ЕСЛИ ШЕФ Спешит?
На 1-ый взор под капот "11-й" просится более мощнейший мотор. Но таковой агрегат нарушит шаткую гармонию. Благодаря реечному управляющему механизму реакции машины стали более наточенными и точными. Но усилитель руля, удачный при медленном маневрировании, фактически лишен оборотной связи. При попытке ехать "на все Энциклопедия грузовых автомобилей" послушливая длиннобазная машина с плотной, без былых люфтов, бесшкворневой подвеской, в один момент теряет светскую выправку и преобразуется в знакомую "баржу", неприятно, а время от времени и небезопасно виляющую кормой. Не стоит соревноваться с "мерседесами" в светофорных гонках, тем паче высокомерно пробовать обгонять их на шоссе. Подвескаивный стиль - не для "Волги".
От прошлых моделей водители справедливо не добивались Подвескаивных замашек. Стихия "21-й" - медленное стабильное передвижение, для себя - приличному - в наслаждение. Огласив округи породистым рыком, плавненько тронулся, здесь же перевел рычаг от себя ввысь - на вторую (кстати, невзирая на дистанционный, с обилием сочленений привод управления коробкой, четкость переключения отменная), разгон до 40 км/ч - 3-я и, неторопливо набирая скорость, расслабленно едешь, наслаждаясь работой подвески, уверенно проглатывающей выпуклости.
Естественно, "11-я" обставит бабушку по всем характеристикам, но ведь и представления о скорости и маневренности за 40 лет очень поменялись.
"ВОЛГА" ЯГОДКА Снова?
С позиций завода, GAZ 3111 - это значимый шаг вперед: новые кузов и передняя подвеска, тормоза с Abs - машина стала современней и комфортней. Но новинка все таки сохранила фирменный нрав - этакую вальяжность с ленцой. Мы преднамеренно не говорим о маленьких огрехах сборки. Как досадно бы это не звучало, не только лишь GAZ 3111, все российские новинки - жертвы обходных технологий.
Фанаты "Волги" наверное заинтересовались бы машиной. Но за 1-ые экземпляры "11-х" в столичных салонах требуют 475-485 тыщ рублей (16,2-16,5 тыс. долл.). Естественно, завезенные из других стран авто бизнес-класса намного дороже (хотя та же " КИА Маджентис" со 136-сильным мотором - всего-то на две с маленьким тыщи баксов).
Вернемся к сопоставлению одноклассников. ГАЗ-21 заслуженно воспользовался почтением у нас и за рубежом. Приличный, с кузовом в южноамериканском стиле, оживленный автомобиль отлично вписался в ритм европейской жизни 50-х-60-х гг. Как досадно бы это не звучало, о GAZ 3111 этого не скажешь: современных одноклассников на ней не догнать. Даже если завод сможет понизить стоимость на несколько тыщ "зеленоватых", машину купят разве что огромные оригиналы, предпочитающие бизнес-класс по-российски общепризнанным в мире "недоросткам".
...Прощаясь с новейшей "Волгой", мы снова глянули на ее запоминающийся силуэт. Отлично, что нижегородцы верны традициям, что "11-я" припоминает о знаменитой "21-й". Все-же охото, чтоб новинка стала музейным экспонатом только после долгой и славной жизни, как 1-ая "Волга", родившаяся 45 годов назад.
"ВОЛГА" ГАЗ-21 Р
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест - 5; оснащенная масса - 1450 кг; полная масса - 1875 кг; наибольшая скорость - 130 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 38 с; расход горючего при скорости 40-50 км/ч - 9 л/100 км; горючее - А-72 (для движков 80 л. с. - А-76; 85 л. с. - А-80). РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4810; ширина - 1800; высота - 1620; база - 2700; колея впереди/сзади - 1410/1420; дорожный просвет - 190. Движок: ЗМЗ-21А, 4-х цилиндровый, рядный, бензиновый, 2 клапана на цилиндр; рабочий объем - 2,45 л; степень сжатия - 6,7 (80 л. с. - 7,15; 85 - 7,65); мощность - 55,1 кВт/75 л. с. при 4000 об/мин (экПодвесканые версии - 58,8 кВт/80 л. с. и 62,5 кВт/85 л. с.); наибольший вращающий момент - 170 Н.м при 2000 об/мин. Коробка: привод на задние колеса; коробка - механическая трехступенчатая. ПОДВЕСКА: передняя - независящая на поперечных рычагах; задняя - зависимая рессорная. ТОРМОЗА: барабанные. Рулевое: червь с двойным роликом. РАЗМЕР ШИН: 6.70-15
БИОГРАФИЯ МОДЕЛИ
Проектировать ГАЗ-21 (ведущий конструктор А. Невзоров, дизайнер Л. Еремеев) начали в 1953-м, через два года автомобиль прошел госиспытания. Конструкция была передовой для российского автопромышленности: верхнеклапанный движок, автоматическая коробка, централизованная система смазки узлов фронтальной подвески (устанавливали до начала 60-х).
1-ые серийные "волги" ГАЗ-21Г, выпускать которые начали в октябре 1956 года, оснащали 65-сильным нижнеклапанным мотором объемом 2432 смз (версией мотора "Победы") и трехступенчатой механической трансмиссией.
С 1957-го выпускали "чистую" "21-ю" с 70-сильным (2,45 л) движком и автоматической коробкой. "Автоматом" оснастили всего семь сотен машин.
В 1958-м изменили отделку кузова: заместо облицовки радиатора со звездой появилась "акулья пасть" - 16 вертикальных прорезей в решетке. Тогда же начали делать экПодвесканую версию с 80-сильным мотором.
В 1962-м с капота, к большенному огорчению покупателей, пропала фигура оленя, радиаторная решетка получила 36 отверстий - "китовый ус", поменялись подфарники, задние габариты, бамперы. Движок с другими кулачками распредвала, клапанами, системой смазки развивал сейчас 75 л. с. (на экПодвесканых версиях - 80 и 85 л. с.). 15 июля 1970 года с сборочного потока сошел последний автомобиль ГАЗ-21.
БИОГРАФИЯ МОДЕЛИ
Ходовой макет новейшей "Волги" (ведущий конструктор О. Медведев, дизайнер И. Безродных) в первый раз представили на Столичном международном мотор-шоу в 1998 году. В изготовлении первых образцов учавствовала южноамериканская компания "Вентури". На автомобиль планируют ставить впрысковый движок ЗМЗ-4052.10, дизели семейства ГАЗ-560, также завезенные из других стран агрегаты.
В 2001-м автомобиль проявили в США, на выставке в Кливленде. В конце лета новые "волги" появились в столичных автосалонах.
"ВОЛГА" GAZ 3111
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест - 5; оснащенная масса - 1550 кг; полная масса - 2050 кг; наибольшая скорость - 180 км/ч; разгон с места до 100 км/ч - 12,9 с; расход горючего: 90/120/ГЦ - 8,2/11,2/11,9 л/100 км; горючее - АИ-92. РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4897; ширина - 1840; высота - 1472; база - 2820; колея впереди/ сзади - 1540/1526; дорожный просвет - 160. Движок: ЗМЗ-4052.10, 4-х цилиндровый, рядный, бензиновый, 4 клапана на цилиндр; рабочий объем - 2,5 л; степень сжатия - 9,3; мощность - 100 кВт/136 л. с. при 5200 об/мин; наибольший вращающий момент - 216 Н.м при 4000 об/мин. Коробка: привод на задние колеса, коробка - механическая пятиступная. ПОДВЕСКА: передняя - независящая на двойных поперечных рычагах, задняя - зависимая рессорная. ТОРМОЗА: с усилителем и Abs; впереди - дисковые вентилируемые; сзади - барабанные. Рулевое: реечное с гидроусилителем. РАЗМЕР ШИН: 205/65R15.
ГАЗ-21
ГАЗ-21, ГАЗ-3111ГАЗ-3111