КАТАЛИЗАТОР КЛИМАТА
КАТАЛИЗАТОР КЛИМАТА
ТЕХНИКА
/СЛОВА, СЛОВА...
КАТАЛИЗАТОР КЛИМАТА
ТЕКСТ / Миша ГЗОВСКИЙ
И ДЫШИТСЯ ЛЕГЧЕ
Вот уже четыре десятилетия авто конструкторы бьются над тем, как сделать движки внутреннего сгорания относительно неопасными для среды. Самым действующим средством сейчас признан каталитический нейтрализатор (catalytic converter) отработавших газов, снижающий содержание вредных веществ в выхлопе более чем на 80%. Часто в прессе (в особенности массовой забугорной) употребляют термин "катализатор"; видимо, воздействовали шильдики Catalysator, которыми многие фирмы-производители декорировали авто в эру внедрения схожих систем. Таковой термин в этом случае не совершенно корректен. Дело в том, что катализатор - это вещество, ускоритель хим реакции, а нейтрализатор - само устройство, обезвреживающее выброс, сложное и драгоценное. Хотя снутри него вправду находятся катализаторы, нанесенные на глиняние соты. Это металлы - палладий, платина, родий, никель и церий. Конкретно с помощью их ведут взаимодействие меж собой монооксид углерода (СО), несгоревшие углеводороды (СН) и окись азота (NОx), образуя нейтральные азот, воду и углекислый газ.
Как это часто бывает с взятыми словами либо чисто техническими определениями, официальное имя "эколога" в обиходе употребляют нечасто. "В миру" большее распространение заполучил купированный вариант наименования - нейтрализатор, который, вобщем, полностью понятен и экспертам, и любителям.
УПРАВЛЯЕМ ПОГОДОЙ
Перелистывая газеты с объявлениями о продаже автомобилей, то и дело встречаешь упоминания о кондюке (air conditioner) либо климат-контроле (climate control). Понятно, что эти устройства призваны сделать лучше климат в салоне. В чем все-таки отличия?
1-ые системы для остывания воздуха начали устанавливать на южноамериканские авто еще в 70-х годах. С того времени инженерная идея шагнула вперед, хотя на дешевенькие современные машины до сего времени монтируют обыкновенные кондюки, подобные по конструкции праотцам. Управлять ими можно только вручную: поменять скорость вентилятора, регулировать температуру. Достаточно хлопотно сделать комфортабельную "погоду" - это часто принуждает водителя отвлекаться от дороги.
Потому все почаще даже на дешевых авто встречаются более сложные системы климат-контроля, объединяющие кондюк с отопителем и наделенные "умом"; время от времени их также именуют климатическими установками. Тут кондюком управляет электроника, которая позволяет сделать (и, что еще важнее, точно поддерживать) хотимый локальный климат. Довольно задать при помощи блока управления требуемое значение температуры - и можно услаждаться прохладой либо теплом. Естественно, климат-контроль дороже обыденных кондюков, и не только лишь из-за электрических "мозгов". Система опрашивает датчики, определяющие температуру в салоне, и дает команду на открытие разных клапанов и заслонок. Они регулируют количество воздуха, поступающего снаружи, и сформировывают поток, проходящий через испаритель кондюка либо радиатор отопителя. На популярных моделях климат-контролем могут командовать не только лишь шофер и фронтальный пассажир, да и жители заднего "дивана"; не считая того, любой из седоков может избрать (в узнаваемых границах) температуру и даже влажность по собственному вкусу.
До рабочей температуры 450° большая часть каталитических нейтрализаторов разогревается примерно за полторы минутки. В перспективе это время сократится до нескольких секунд и обезвреживаться будет до 99% ядовитых веществ.
Климат в салоне "Мерседеса" S-класса делают, основываясь на показаниях датчиков температуры и влажности воздуха, также интенсивности уф-излучения.
ТЕХНИКА
/СЛОВА, СЛОВА...
КАТАЛИЗАТОР КЛИМАТА
ТЕКСТ / Миша ГЗОВСКИЙ
И ДЫШИТСЯ ЛЕГЧЕ
Вот уже четыре десятилетия авто конструкторы бьются над тем, как сделать движки внутреннего сгорания относительно неопасными для среды. Самым действующим средством сейчас признан каталитический нейтрализатор (catalytic converter) отработавших газов, снижающий содержание вредных веществ в выхлопе более чем на 80%. Часто в прессе (в особенности массовой забугорной) употребляют термин "катализатор"; видимо, воздействовали шильдики Catalysator, которыми многие фирмы-производители декорировали авто в эру внедрения схожих систем. Таковой термин в этом случае не совершенно корректен. Дело в том, что катализатор - это вещество, ускоритель хим реакции, а нейтрализатор - само устройство, обезвреживающее выброс, сложное и драгоценное. Хотя снутри него вправду находятся катализаторы, нанесенные на глиняние соты. Это металлы - палладий, платина, родий, никель и церий. Конкретно с помощью их ведут взаимодействие меж собой монооксид углерода (СО), несгоревшие углеводороды (СН) и окись азота (NОx), образуя нейтральные азот, воду и углекислый газ.
Как это часто бывает с взятыми словами либо чисто техническими определениями, официальное имя "эколога" в обиходе употребляют нечасто. "В миру" большее распространение заполучил купированный вариант наименования - нейтрализатор, который, вобщем, полностью понятен и экспертам, и любителям.
УПРАВЛЯЕМ ПОГОДОЙ
Перелистывая газеты с объявлениями о продаже автомобилей, то и дело встречаешь упоминания о кондюке (air conditioner) либо климат-контроле (climate control). Понятно, что эти устройства призваны сделать лучше климат в салоне. В чем все-таки отличия?
1-ые системы для остывания воздуха начали устанавливать на южноамериканские авто еще в 70-х годах. С того времени инженерная идея шагнула вперед, хотя на дешевенькие современные машины до сего времени монтируют обыкновенные кондюки, подобные по конструкции праотцам. Управлять ими можно только вручную: поменять скорость вентилятора, регулировать температуру. Достаточно хлопотно сделать комфортабельную "погоду" - это часто принуждает водителя отвлекаться от дороги.
Потому все почаще даже на дешевых авто встречаются более сложные системы климат-контроля, объединяющие кондюк с отопителем и наделенные "умом"; время от времени их также именуют климатическими установками. Тут кондюком управляет электроника, которая позволяет сделать (и, что еще важнее, точно поддерживать) хотимый локальный климат. Довольно задать при помощи блока управления требуемое значение температуры - и можно услаждаться прохладой либо теплом. Естественно, климат-контроль дороже обыденных кондюков, и не только лишь из-за электрических "мозгов". Система опрашивает датчики, определяющие температуру в салоне, и дает команду на открытие разных клапанов и заслонок. Они регулируют количество воздуха, поступающего снаружи, и сформировывают поток, проходящий через испаритель кондюка либо радиатор отопителя. На популярных моделях климат-контролем могут командовать не только лишь шофер и фронтальный пассажир, да и жители заднего "дивана"; не считая того, любой из седоков может избрать (в узнаваемых границах) температуру и даже влажность по собственному вкусу.
До рабочей температуры 450° большая часть каталитических нейтрализаторов разогревается примерно за полторы минутки. В перспективе это время сократится до нескольких секунд и обезвреживаться будет до 99% ядовитых веществ.
Климат в салоне "Мерседеса" S-класса делают, основываясь на показаниях датчиков температуры и влажности воздуха, также интенсивности уф-излучения.