10-ке ДАЛИ АВТОМАТ
"10-ке" ДАЛИ "АВТОМАТ"
ТЕХНИКА
/ТЮНИНГ
"10-ке" ДАЛИ "АВТОМАТ"
ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫЕ МОДЕЛИ ВАЗ ВООРУЖИЛИ ВАРИАТОРАМИ
ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ
Спецы Центра автоматических трансмиссий МАИ, набившие руку в установке гидромеханических коробок передач на задне- и вэдовые авто ВАЗ и ГАЗ (ЗР, 2001, № 3), решили поэкспериментировать на моделях с фронтальным приводом. Избрали "десятое" семейство; о покупке "автоматов" условились с бельгийским филиалом известной компании ZF - "Цанрадфабрик", которая разрабатывает коробки для большинства европейских моделей.
ЗДРАВСТВУЙ, Орудие!
Гидромеханическая коробка "10-ке" не подходит - поперечно расположенный движок просит малогабаритной коробки. Из палитры ZF подобрали бесступенчатый вариатор VT1 с гидравлическим управлением. Кстати, подобные узлы, только под контролем электроники, работают на автомобилях "Мини".
На первичный и вторичный валы вариатора надеты разрезные шкивы, связанные гибким железным ремнем. Раздвигая и сближая диски, можно изменять передаточные дела от 2,416 до 0,443 (см. рис.). Момент от коленвала передается через муфту, играющую роль автоматического сцепления, на валы и дальше на главную передачу с дифференциалом.
Чтоб на скользкой дороге притормозить движком, шофер переводит ручку селектора в положение "L". Вариатор будто бы плавненько включает пониженную передачу. О других режимах упоминать не стоит - они отлично знакомы обладателям автомобилей с "автоматами".
Наибольший момент, который безболезненно перенесет VT1, не превосходит 145 Н.м, а мощность - 80 кВт. Самый мощнейший на сей день шестнадцатиклапанный мотор VAZ 2112, который устанавливают на авто "десятого" семейства, выдает, соответственно, 127,5 Н.м и 66,7 кВт/90,7 л. с. Так что должны сработаться.
КАК ДЕРЖАТЬ "АВТОМАТ"
Подобрать подходящий узел - полдела. Принципиально хорошо вписать его в автомобиль. Вариатор соединили с движком через уникальный переходник. Не считая того, перенесли крепление одной из опор коробки. А чтоб агрегаты лучше понимали друг дружку, поколдовали с опциями "автомата".
В приводах колес сохранили только внешние шарниры. Правый вал взяли в долг от "Самары", а левый еще более укоротили. Внутренние ШРУСы - уникальные, по другому пригодилось бы заносить конфигурации в ответную часть коробки.
"Досталось" и охлаждающей системе. Вариатор выше штатной коробки, потому положение патрубков изменили. Перед водяным радиатором мотора появился дополнительный - масляный для автоматической коробки.
ЗАРЯЖАЙ!
На данный момент VAZ 2112 с вариатором проходит доводочные тесты в МАИ. Его двойник (правда, с малость другой компоновочной схемой) наматывает километры в Тольятти. Вероятнее всего, в МАИ начнут переделывать "10-ки" в первой половине будущего года; о конвейерном выпуске пока гласить рано.
Наверняка, многие покупатели VAZ 2110 предпочли бы автомат механике - вопрос в стоимости... Пока именуют $3000, но цена переделки может быть меньше либо больше. Естественно, на фоне цены новейшей машины совершенно много. С другой стороны, сколько ездит по улицам "десяток", в каких красуется, сияет, рычит пара-другая тыщ баксов. Вот они - потенциальные клиенты.
Схема работы клиноременного вариатора: а - наибольшее передаточное отношение (на низкой скорости);
б - малое передаточное отношение (на наибольшей скорости).
Место рычага механической коробки занял селектор вариатора.
Шестнадцатиклапанный движок VAZ 2112 и бесступенчатая коробка VT1.