НА ПУТИ К ДЖОЙСТИКУ
НА ПУТИ К ДЖОЙСТИКУ
ТЕХНИКА
/ПРЕЗЕНТАЦИЯ
НА ПУТИ К ДЖОЙСТИКУ
Рулевое БМВ ПРЕТЕРПЕВАЕТ Суровые Конфигурации
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ФОМИН
ФОТО / АНАТОЛИЙ ФОМИН
И БМВ
Уже более 100 лет основным органом управления автомобилем служит руль. За этот период времени конструкция управляющего управления легковых автомобилей очень поменялась, но, по существу, все нововведения имели одну цель - сделать управление машиной легче, а ее "отклики" - понятнее. Конкретно для этого появились гидроусилитель и управляющая рейка, а позже - системы регулирования производительности усилителя и переменный шаг зубьев рейки. Новенькая система активного управляющего управления компании БМВ с незамудреным заглавием Active Steering ("Эктив Стиринг") обещает очередной прорыв в этом направлении, так как она умеет изменять передаточное соотношение управляющего механизма.
КОРЕНЬ Трудности
Кажется, все очень просто - только подобрать передаточное число. Правило рычага - выигрываем в силе, проигрываем в расстоянии. Не охото накручивать баранкой по восемь оборотов от упора до упора - призываем на помощь гидроусилитель и сокращаем их число до трех-трех с половиной. Минус - на большой скорости руль становится очень легким и "нервным", что не только лишь неприятно, но даже небезопасно. Вводим регулирование производительности - лучше, но все равно не совершенно. Пробуем рейку с переменным передаточным числом, да и она не решает трудности: сделать баранку, у которой "от края до края" меньше 2-ух с половиной оборотов, не получится. Естественно, есть опыт "Альфа-Ромео", где руль делает только 2,2 оборота, но тут ради сохранения жаркого характера машины пожертвовали и маневренностью, и расслабленной ездой на "максималке". У германцев все еще труднее: с одной стороны, узенькие улочки древних городов, с другой - автобаны со скоростями за 200км/ч. Проблема "резвого" либо "неспешного" руля для БМВ очень остра - нужно жертвовать или чувствительностью управления, или удобством и Законодательствою на большой скорости. До сего времени выбирали 1-ое - Законодательство важнее. Сейчас, с возникновением "Эктив Стиринг" появилась возможность уменьшить число оборотов руля до 1,8. Почему обязательно меньше 2-ух? А чтоб шофер не перехватывал обод управляющего колеса. Как ни обидно это звучит, но большая часть автолюбителей не могут стремительно и хорошо крутить баранку. В школах этому не учат, а курсы контраварийной подготовки посещают считанные энтузиасты.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Начнем с того, что "Эктив Стиринг" - не подмена, а дополнение к классическому управляющему управлению. Меж управляющим валом и механизмом встроен планетарный редуктор, водило которого перемещается электродвигателем. Соответственно передаточное число всего привода изменяется от 1:10 до 1:20. Базисный метод конфигурации несложен: до 60 км/ч действует "стремительная" передача, позже она плавненько "замедляется" и к 160 км/ч добивается наибольшего значения - несколько большего, чем у стандартного автомобиля. Смотрится нехитро, но на доводку ушло без малого 5 лет. Фактически механическую часть производит германская компания "Цанрадфабрик" (ZF), а вот программное обеспечение стопроцентно создано спецами БМВ. Конкретно это событие, убеждены баварцы, позволит им ввести систему минимум на два года ранее соперников.
Не считая конфигурации передаточного дела зависимо от скорости автомобиля, у "Эктив Стиринг" еще есть более любознательная функция - она способна работать в комплексе с системой стабилизации DSC. Другими словами, при резких маневрах она автоматом компенсирует скольжения, вызванные запаздыванием реакции подвески и шин. В теории все ясно. Как на практике?
ЗА АКТИВНЫМ РУЛЕМ
Признаюсь сходу, к нововведениям отношусь скептически. Не достаточно нам электрического "акселератора", который не "газует", и тормозов, которые не хватают "на юз". Сейчас к тому же "бублик", который не рулит. И у кого - у признанного производителя "автомобилей для активного водителя"! Но, к счастью, опыт оказался лучше, чем предполагалось.
Журналистам предложили 5 упражнений, имитирующих городскую езду, зигзагообразную дорогу, автобан, скользкую дорогу, объезд препятствия и аварийные ситуации. Авто БМВ-530i с механической трансмиссией передач, заводской Подвескаивной подвеской, 17-дюймовыми колесами ожидают на дорогах автополигона в Ашхайме. Разница меж машинами исключительно в управляющем управлении.
1-ое упражнение - "змейка" и "габаритные развороты". Разница ясно видна - на машине с активным рулем хоть какой маневр делается без перехвата. Необыкновенная отзывчивость достаточно большой машины сначала воспринимается малость неестественно, но ошибок в управлении не появляется. Под "занавес" - очень маленькая "переставка", на самом деле, тест на скорость вращения руля. Естественно, тут БМВ с активной системой выигрывает вчистую: 1:0 в пользу "Эктив Стиринг".
Номер два - имитация горной дороги. Зигзагообразная трасса с перепадами высот и набором поворотов различного радиуса - на скорости от 60 до 100 км/ч. На таковой линии движения крутить баранку стандартного БМВ-530i приходится не так много, а у машины с активным рулем и того меньше. Но изменение чувствительности от скорости фактически неприметно - адаптации к автомобилю не требуется, так как даже на маленьком ходу точность управляющего управления полностью достаточна для следования по намеченной линии движения. Запишем 2:0.
Последующий пункт программки - имитация автобана, на котором можно испытать чувствительность руля на разной скорости, перестраиваясь из ряда в ряд. Начиная с 60 км/ч, она должна падать, но лично это приметно только после "сотки". Относительно маленькая дорога полигона не позволила разогнаться выше 190 км/ч, но на этой скорости БМВ с активным рулем не показался лишне "нервным". Зато после него стандартная машина на малых скоростях кажется очевидно "туповатой". Закономерные 3:0.
4-ое задание самое радостное - безпрерывно поливаемая водой радиальная трасса со скользким базальтовым покрытием. Специально для тех, кто не запамятовал, как ездить на "классике", отключается противобуксовочная система - и вперед, держим "пятерку" в управляемом заносе. Третья часть круга - не так плохо для незнакомого автомобиля. С обыденным рулем либо с "активным", значимой различия на 1-ый взор нет, хотя со стороны видно, что "активный" автомобиль движется в среднем резвее. Еще более видна разница по рубахе - после обыкновенной машины спина вся влажная. Без комментариев 4:0.
В итоге стандартный тест - объезд препятствия с возвращением на свою полосу. Вот здесь создатель опростоволосился - на обыкновенном автомобиле проехал без особенных заморочек, а с активным рулем зацепил конус выходного коридора. В последующей попытке - тоже. Пришлось ехать помедленнее. С пятой пробы как бы вкатился, но пора уже уступить место сотрудникам. Результат 4:1.
Сидя на травке и следя за остальными участниками "шоу", осмыслить итог проще. Как досадно бы это не звучало, привычка при резких маневрах работать рулем "на опережение" вместе с высочайшей чувствительностью управления в этом случае не нужна. Излишняя "мудрость" не позволила попасть в выходной коридор. Означает, электронике нужно доверять. Это осознает голова. Но руки работают по старинке. Поездить бы часок-другой... Вобщем, надеюсь, эта возможность еще представится, когда система станет серийной.
А возможным обладателям будущих БМВ новинку все таки порекомендую. В особенности если в прошедшем нет гоночного опыта. Вот только можете ли вы позже, если пригодится, приспособиться к обыкновенному автомобилю?
НА ПУТИ К ДЖОЙСТИКУ
Активный руль в его сегодняшнем выполнении - только промежный пункт в развитии систем управления. Компания БМВ готова оснащать им машины уже в дальнейшем году. Может быть, "Эктив Стиринг" дебютирует на последующей "пятерке" БМВ в качестве дополнительного оборудования и обойдется покупателю в 1000-1500 евро.
"Последующая остановка" - стопроцентно электрическая система управления без механических связей. Такие достаточно издавна используются в авиации и удачно теснят сложную механику. Возможно, на этом шаге руль и педали в автомобиле пропадут, так как самый логичный метод управления объектом, перемещающимся в одной плоскости (таким, как автомобиль), - манипулятор вроде компьютерного джойстика. Правда, на пути к нему ожидает еще много проблем. Обеспечить понятную оборотную связь и выработать законы конфигурации чувствительности - только полдела. Уже сейчас число процессоров в более сложных автомобилях добивается нескольких 10-ов, при всем этом более сложные компы, ответственные за управление движком и коробкой, обустроены 32-разрядными микропроцессорами, работающими на частоте выше 100 МГц, а адресуемая оперативка добивается нескольких мб. Это характеристики компьютера пятилетней давности. И уже сейчас инженеры БМВ столкнулись с неувязкой асинхронности действий бессчетных электрических устройств - из-за того, что они все работают на различных частотах. Автомобилю грядущего нужна не просто общая шина данных, да и центральный микропроцессор, и операционная система. В неприятном случае способности электроники окажутся очень ограничены.
Но все таки главные трудности лежат не в технической, а в бюрократической и психической плоскостях. Преодолеть сертификационные барьеры, которые пока навязывают неотклонимую механическую связь меж органом управления и колесами, еще можно. Куда труднее будет уверить водителей, в особенности с опытом езды на "обычных" машинах.
Это кажется очень умопомрачительным? Давайте вернемся к разговору лет так через 20. Любопытно, пригодится ли к тому времени новое заглавие для журнальчика?
Индикаторы работы активного управляющего управления на опытнейшем автомобиле.
ТЕХНИКА
/ПРЕЗЕНТАЦИЯ
НА ПУТИ К ДЖОЙСТИКУ
Рулевое БМВ ПРЕТЕРПЕВАЕТ Суровые Конфигурации
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ФОМИН
ФОТО / АНАТОЛИЙ ФОМИН
И БМВ
Уже более 100 лет основным органом управления автомобилем служит руль. За этот период времени конструкция управляющего управления легковых автомобилей очень поменялась, но, по существу, все нововведения имели одну цель - сделать управление машиной легче, а ее "отклики" - понятнее. Конкретно для этого появились гидроусилитель и управляющая рейка, а позже - системы регулирования производительности усилителя и переменный шаг зубьев рейки. Новенькая система активного управляющего управления компании БМВ с незамудреным заглавием Active Steering ("Эктив Стиринг") обещает очередной прорыв в этом направлении, так как она умеет изменять передаточное соотношение управляющего механизма.
КОРЕНЬ Трудности
Кажется, все очень просто - только подобрать передаточное число. Правило рычага - выигрываем в силе, проигрываем в расстоянии. Не охото накручивать баранкой по восемь оборотов от упора до упора - призываем на помощь гидроусилитель и сокращаем их число до трех-трех с половиной. Минус - на большой скорости руль становится очень легким и "нервным", что не только лишь неприятно, но даже небезопасно. Вводим регулирование производительности - лучше, но все равно не совершенно. Пробуем рейку с переменным передаточным числом, да и она не решает трудности: сделать баранку, у которой "от края до края" меньше 2-ух с половиной оборотов, не получится. Естественно, есть опыт "Альфа-Ромео", где руль делает только 2,2 оборота, но тут ради сохранения жаркого характера машины пожертвовали и маневренностью, и расслабленной ездой на "максималке". У германцев все еще труднее: с одной стороны, узенькие улочки древних городов, с другой - автобаны со скоростями за 200км/ч. Проблема "резвого" либо "неспешного" руля для БМВ очень остра - нужно жертвовать или чувствительностью управления, или удобством и Законодательствою на большой скорости. До сего времени выбирали 1-ое - Законодательство важнее. Сейчас, с возникновением "Эктив Стиринг" появилась возможность уменьшить число оборотов руля до 1,8. Почему обязательно меньше 2-ух? А чтоб шофер не перехватывал обод управляющего колеса. Как ни обидно это звучит, но большая часть автолюбителей не могут стремительно и хорошо крутить баранку. В школах этому не учат, а курсы контраварийной подготовки посещают считанные энтузиасты.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
Начнем с того, что "Эктив Стиринг" - не подмена, а дополнение к классическому управляющему управлению. Меж управляющим валом и механизмом встроен планетарный редуктор, водило которого перемещается электродвигателем. Соответственно передаточное число всего привода изменяется от 1:10 до 1:20. Базисный метод конфигурации несложен: до 60 км/ч действует "стремительная" передача, позже она плавненько "замедляется" и к 160 км/ч добивается наибольшего значения - несколько большего, чем у стандартного автомобиля. Смотрится нехитро, но на доводку ушло без малого 5 лет. Фактически механическую часть производит германская компания "Цанрадфабрик" (ZF), а вот программное обеспечение стопроцентно создано спецами БМВ. Конкретно это событие, убеждены баварцы, позволит им ввести систему минимум на два года ранее соперников.
Не считая конфигурации передаточного дела зависимо от скорости автомобиля, у "Эктив Стиринг" еще есть более любознательная функция - она способна работать в комплексе с системой стабилизации DSC. Другими словами, при резких маневрах она автоматом компенсирует скольжения, вызванные запаздыванием реакции подвески и шин. В теории все ясно. Как на практике?
ЗА АКТИВНЫМ РУЛЕМ
Признаюсь сходу, к нововведениям отношусь скептически. Не достаточно нам электрического "акселератора", который не "газует", и тормозов, которые не хватают "на юз". Сейчас к тому же "бублик", который не рулит. И у кого - у признанного производителя "автомобилей для активного водителя"! Но, к счастью, опыт оказался лучше, чем предполагалось.
Журналистам предложили 5 упражнений, имитирующих городскую езду, зигзагообразную дорогу, автобан, скользкую дорогу, объезд препятствия и аварийные ситуации. Авто БМВ-530i с механической трансмиссией передач, заводской Подвескаивной подвеской, 17-дюймовыми колесами ожидают на дорогах автополигона в Ашхайме. Разница меж машинами исключительно в управляющем управлении.
1-ое упражнение - "змейка" и "габаритные развороты". Разница ясно видна - на машине с активным рулем хоть какой маневр делается без перехвата. Необыкновенная отзывчивость достаточно большой машины сначала воспринимается малость неестественно, но ошибок в управлении не появляется. Под "занавес" - очень маленькая "переставка", на самом деле, тест на скорость вращения руля. Естественно, тут БМВ с активной системой выигрывает вчистую: 1:0 в пользу "Эктив Стиринг".
Номер два - имитация горной дороги. Зигзагообразная трасса с перепадами высот и набором поворотов различного радиуса - на скорости от 60 до 100 км/ч. На таковой линии движения крутить баранку стандартного БМВ-530i приходится не так много, а у машины с активным рулем и того меньше. Но изменение чувствительности от скорости фактически неприметно - адаптации к автомобилю не требуется, так как даже на маленьком ходу точность управляющего управления полностью достаточна для следования по намеченной линии движения. Запишем 2:0.
Последующий пункт программки - имитация автобана, на котором можно испытать чувствительность руля на разной скорости, перестраиваясь из ряда в ряд. Начиная с 60 км/ч, она должна падать, но лично это приметно только после "сотки". Относительно маленькая дорога полигона не позволила разогнаться выше 190 км/ч, но на этой скорости БМВ с активным рулем не показался лишне "нервным". Зато после него стандартная машина на малых скоростях кажется очевидно "туповатой". Закономерные 3:0.
4-ое задание самое радостное - безпрерывно поливаемая водой радиальная трасса со скользким базальтовым покрытием. Специально для тех, кто не запамятовал, как ездить на "классике", отключается противобуксовочная система - и вперед, держим "пятерку" в управляемом заносе. Третья часть круга - не так плохо для незнакомого автомобиля. С обыденным рулем либо с "активным", значимой различия на 1-ый взор нет, хотя со стороны видно, что "активный" автомобиль движется в среднем резвее. Еще более видна разница по рубахе - после обыкновенной машины спина вся влажная. Без комментариев 4:0.
В итоге стандартный тест - объезд препятствия с возвращением на свою полосу. Вот здесь создатель опростоволосился - на обыкновенном автомобиле проехал без особенных заморочек, а с активным рулем зацепил конус выходного коридора. В последующей попытке - тоже. Пришлось ехать помедленнее. С пятой пробы как бы вкатился, но пора уже уступить место сотрудникам. Результат 4:1.
Сидя на травке и следя за остальными участниками "шоу", осмыслить итог проще. Как досадно бы это не звучало, привычка при резких маневрах работать рулем "на опережение" вместе с высочайшей чувствительностью управления в этом случае не нужна. Излишняя "мудрость" не позволила попасть в выходной коридор. Означает, электронике нужно доверять. Это осознает голова. Но руки работают по старинке. Поездить бы часок-другой... Вобщем, надеюсь, эта возможность еще представится, когда система станет серийной.
А возможным обладателям будущих БМВ новинку все таки порекомендую. В особенности если в прошедшем нет гоночного опыта. Вот только можете ли вы позже, если пригодится, приспособиться к обыкновенному автомобилю?
НА ПУТИ К ДЖОЙСТИКУ
Активный руль в его сегодняшнем выполнении - только промежный пункт в развитии систем управления. Компания БМВ готова оснащать им машины уже в дальнейшем году. Может быть, "Эктив Стиринг" дебютирует на последующей "пятерке" БМВ в качестве дополнительного оборудования и обойдется покупателю в 1000-1500 евро.
"Последующая остановка" - стопроцентно электрическая система управления без механических связей. Такие достаточно издавна используются в авиации и удачно теснят сложную механику. Возможно, на этом шаге руль и педали в автомобиле пропадут, так как самый логичный метод управления объектом, перемещающимся в одной плоскости (таким, как автомобиль), - манипулятор вроде компьютерного джойстика. Правда, на пути к нему ожидает еще много проблем. Обеспечить понятную оборотную связь и выработать законы конфигурации чувствительности - только полдела. Уже сейчас число процессоров в более сложных автомобилях добивается нескольких 10-ов, при всем этом более сложные компы, ответственные за управление движком и коробкой, обустроены 32-разрядными микропроцессорами, работающими на частоте выше 100 МГц, а адресуемая оперативка добивается нескольких мб. Это характеристики компьютера пятилетней давности. И уже сейчас инженеры БМВ столкнулись с неувязкой асинхронности действий бессчетных электрических устройств - из-за того, что они все работают на различных частотах. Автомобилю грядущего нужна не просто общая шина данных, да и центральный микропроцессор, и операционная система. В неприятном случае способности электроники окажутся очень ограничены.
Но все таки главные трудности лежат не в технической, а в бюрократической и психической плоскостях. Преодолеть сертификационные барьеры, которые пока навязывают неотклонимую механическую связь меж органом управления и колесами, еще можно. Куда труднее будет уверить водителей, в особенности с опытом езды на "обычных" машинах.
Это кажется очень умопомрачительным? Давайте вернемся к разговору лет так через 20. Любопытно, пригодится ли к тому времени новое заглавие для журнальчика?
Индикаторы работы активного управляющего управления на опытнейшем автомобиле.