Охото ТЕПЛА
Охото ТЕПЛА
ТЕХНИКА
Охото ТЕПЛА
Представьте для себя такую ситуацию. Зима, сильный мороз.Днем вы выходите из дома и видите, как соседи таскают машины на тросе, пытаясь их завести, а счастливчики, которым это удалось, посиживают, дрожа от холода, в промерзших автомобилях и длительно прогревают моторы. Но вам такое "закаливание" не угрожает: движок теплый, в салоне плюсовая температура. Пускайте мотор и включайте "дворники", чтоб смахнуть со стекла капли, которые оставил растаявший снег. Сейчас, не теряя времени, в путь, и не нужно волноваться, что стекло запотеет. Вас провожают завистные взоры соседей.
Чтоб машина утром была прогрета без вашего роли, довольно приобрести автономный отопитель.
Дмитрий ПОСТНИКОВ
Неясно, почему настолько полезные устройства не получили широкого распространения в нашей прохладной стране. По-видимому, не все о их еще знают.
Принцип деяния автономных отопителей прост. Как надо из наименования, прибор не находится в зависимости от мотора. В камеру сгорания поступает бензин (есть модификации и для дизельного горючего). Тут его поджигают специальной свечой. Раскаленные газы подогревают охлаждающую жидкость либо воздух. Жидкость циркулирует по рубахе остывания мотора и через радиатор "печки". Если включить штатный вентилятор, то нагреется салон и, что очень принципиально, ветровое стекло. Энергия расходуется в главном на нагрев, а движок издержал бы ее еще на преодоление сил трения и сопротивления вязкого масла. Потому отопители потребляют существенно меньше горючего, чем мотор в режиме прогрева.
В случае, когда отопитель нагревает не жидкость, а воздух, обычно прокладывают воздуховоды, которые несут тепло, к примеру, к блоку цилиндров. "Воздушные" отопители более универсальны: их можно использовать не только лишь в автомобилях, бульдозерах, экскаваторах, да и там, где нет охлаждающей воды - для подогрева бытовок, вагонов, барж, яхт и т.п. Но, естественно, жидкость - наилучший теплоноситель, чем воздух.
Не правда ли, в принципе деяния есть что-то знакомое? Ну, естественно, нечто схожее можно узреть в "Запорожце" (напомню, у него автономная "печка") и на армейских машинах, которые укомплектованы предпусковыми подогревателями. В отличие от "запорожского" отопителя, ненадежность которого стала притчей во языцех, приборы забугорных компаний изготовлены на более высочайшем техническом уровне. Они изредка ломаются, фактически не требуют обслуживания, а управляет ими электроника. Это значит, что не надо поначалу подкачивать горючее, потом включать свечу, регулировать пламя и подачу воздуха, охлаждающей воды. Умный агрегат все сделает сам и, обеспечив подходящую температуру, перейдет в режим малого употребления горючего. Если владельца длительно нет, скажем, раздумал отчаливать в путь, аппарат автоматом выключается.
Очевидно, чтоб отопитель был таким умным, его снабдили разными датчиками и электрическим блоком управления. Поглядите на рис. 1 - тут разрез малогабаритного отопителя "Гидроник" компании "Эберспехер", созданного для легковых автомобилей. Электрический блок 17 упрятали подальше от камеры сгорания 12. Бензин (либо дизельное горючее) поджигают свечой накаливания 13. Если "процесс пошел", об этом блоку управления скажет датчик пламени 14, а если нет, прибор повторит попытку. Процесс держут под контролем датчики температуры 10 и перегрева 6. Горючее подает электронный насос 8, который монтируют около бензобака. Он импульсного типа, потому сначала работы отопителя слышны соответствующие щелчки. Другие узлы "Гидроника", в том числе нагнетатель воздуха 18, нужного для горения, и насос для циркуляции воды из системы остывания мотора 5 работают тихо, а для выхлопных газов предусмотрен маленький глушитель 11. Так как потребителей электроэнергии много, аккумулятор должен быть работоспособным. Чтоб не разрядить "дохлый" аккумулятор совсем - отопитель не включится, если напряжение в сети меньше 10 В - потому у обладателя еще остается шанс завести мотор. Прибор не будет работать также, если напряжение выше 16 В.
В общем, отопитель "Гидроник" - прибор достаточно непростой, но заслуги технологии - четкое литье, электроника - позволили сделать его малогабаритным. "Гидроник" просто поместился под капотом редакционного VAZ 21053, но его монтируют и на иномарки, у каких свободного места практически нет. Кстати, он и весит малость - всего 2,5 кг.
Еще числа. Наибольшая мощность - 4 кВт (не так давно появилась модель мощностью 5 кВт - для движков рабочим объемом выше 2,3 л). В режиме поддержания температуры уже нагретой воды мощность 1,5 кВт, а расход горючего всего 0,21 л/ч (один стакан!).
Подключить прибор к охлаждающей системе можно несколькими методами. Простой - разрезав шланг, ведущий от мотора к "печке" (рис. 2). Так и поступили на редакционной машине. Один из относительно сложных методов (рис. 3) предугадывает установка дополнительных термостата и оборотного клапана. Тогда жидкость циркулирует поначалу по малому контуру, подогревая салон автомобиля, а когда ее температура превзойдет 50°С, по второму контуру - и мотор разогревается для запуска.
Отопитель комплектуют и разными таймерами. Тот, что на редакционной машине, рассчитан на 24 часа. Другой программируют на семь дней - он может включать отопитель в хоть какой денек недели в данное время. За доплату - дистанционное радиоуправление. Оно комфортно для тех, кто не знает заблаговременно собственного расписания. Включить отопитель можно, не выходя из дома, и выйти уже к нагретой машине.
Какие же чувства испытывает шофер, в машине которого установлен отопитель? Конечно, комфорт, но об этом уже сказано. Побеседуем лучше о привыкании. 1-ое время я прислушивался, как идет процесс, грезил о пульте с контрольными лампами. Скажем, загорелось горючее в отопителе - загорелась и лампочка, включился режим наименьшей мощности - загорелась другая. Но достаточно стремительно сообразил, что прибор очень самостоятельный и в контроле совсем не нуждается. Скоро я программировал включение "Гидроника" вроде бы безотчетно и практически закончил обращать на него внимание. Но в один прекрасный момент пришлось отчаливать в путь во внеурочное время, и... я сходу вспомнил все "красоты" сиденья в прохладном авто в ожидании, пока прогреются мотор и салон. В общем, к отличному стремительно привыкаешь.
Автономный отопитель установили на машину в конце прошлой зимы. Его предоставила для испытаний столичная компания "ОКМА", а смонтировали в "Алармсервисе". "Гидроник" работал безотказно. К огорчению, испытать прибор в сильные морозы не успели. При -10°С он со собственной задачей справлялся удачно. По отзывам других хозяев отопителей, у их не бывает заморочек с запуском мотора и при -30°.
Единственная неувязка, которая появилась при эксплуатации, была связана, быстрее, не с отопителем, а с охранной сигнализацией. Дело в том, что кнопку включения штатного вентилятора "печки" следует оставлять нажатой, чтоб "Гидроник" включил вентилятор, когда нагреется жидкость - тогда в салон будет поступать теплый воздух. Если был включен режим наибольшей подачи воздуха, то охранная сигнализация срабатывала из-за падения напряжения и начинала звать на помощь. При включении малой скорости вращения вентилятора процесс проходил без излишнего шума. Кстати, включать малую подачу воздуха советует и аннотация.
Еще об эксплуатации. Охлаждающая система должна быть заправлена "Тосолом" либо другим антифризом, но не водой (допускается 10% антифриза, остальное - вода; в "Тосоле-40" антифриза 40%). Дело в том, что вода не обладает смазывающими качествами. Вобщем, в наше время практически все машины ездят с "Тосолом".
В общем, плюсы автономных отопителей явны: легкий запуск мотора в мороз, экономия горючего при прогреве, увеличение комфортабельности. Увеличивается Законодательство движения - ведь нагретое ветровое стекло не запотевает. Экономится время, что принципиально для делового человека. Шофер пореже простывает - можно сберечь к тому же на лекарствах.
Прохладных пусков мотора, при которых Ремонт и эксплуатация работают практически без смазки, так как она застывает, больше не будет. Означает, срок полгого ремонта можно отодвинуть. Это принципиально, в особенности для хозяев импортных машин: ремонт иногда стоит столько же, сколько новенькая "Таврия", ну и запчасти не всегда есть в продаже.
Отопитель много места не занимает, под ногами не путается, потому нашелся только один значимый минус - достаточно высочайшая стоимость. На момент подготовки статьи "Гидроник" с монтажом обходился приблизительно в 1200 баксов.
Беря во внимание это событие, я поинтересовался у мастера, устанавливавшего отопители, на какие машины их монтируют почаще. Узнать не составило труда, потому что на станции ведут картотеку на случай гарантийного ремонта. Вопреки ожиданиям, импортных машин в ней было чуток больше половины, а посреди российских оказалось много "жигулей", "нив", "москвичей", при этом не новых. Мастер поведал, что он в один прекрасный момент устанавливал отопитель на такую "гнилушку", стоимость которой наверное была меньше, чем "Гидроника". Посреди импортных машин много дизельных - они плохо заводятся зимой на русской солярке. Попадались и микроавтобусы. На более большие авто устанавливают другие модели отопителей "Эберспехер".
Даже в Москве ноябрь и март, на самом деле, зимние месяцы, что уж гласить о северных районах. Потому осмелюсь сделать прогноз: автономные отопители приживутся в наших критериях.
"Гидроник" под капотом VAZ 21053.
Рис. 1. Автономный отопитель "Гидроник-B4W SC": 1 - соединительный штекер;
2 - главный предохранитель; 3 - топливопровод; 4 - вентиляционное отверстие;
5 - насос охлаждающей воды; 6 - датчик перегрева; 7 - теплообменник; 8 - топливный насос; 9 - фильтр горючего; 10 - датчик температуры; 11 - глушитель; 12 - камера сгорания; 13 - свеча накаливания; 14 - датчик пламени; 15 - патрубок для воздуха; 16 - электромотор; 17 - блок управления; 18 - турбина для нагнетания воздуха.
Рис. 2. Обычная схема установки автономного отопителя: 1 - движок;
2 - штатный отопитель; 3 - отопитель "Гидроник".
Рис. 3. Один из вариантов монтажа отопителя: 1 - движок; 2 - оборотный клапан; 3 - отопитель "Гидроник"; 4 - штатный отопитель; 5 - термостат. Поначалу жидкость циркулирует по кругу А, а при нагреве выше 50°С - по кругу Б.
ТЕХНИКА
Охото ТЕПЛА
Представьте для себя такую ситуацию. Зима, сильный мороз.Днем вы выходите из дома и видите, как соседи таскают машины на тросе, пытаясь их завести, а счастливчики, которым это удалось, посиживают, дрожа от холода, в промерзших автомобилях и длительно прогревают моторы. Но вам такое "закаливание" не угрожает: движок теплый, в салоне плюсовая температура. Пускайте мотор и включайте "дворники", чтоб смахнуть со стекла капли, которые оставил растаявший снег. Сейчас, не теряя времени, в путь, и не нужно волноваться, что стекло запотеет. Вас провожают завистные взоры соседей.
Чтоб машина утром была прогрета без вашего роли, довольно приобрести автономный отопитель.
Дмитрий ПОСТНИКОВ
Неясно, почему настолько полезные устройства не получили широкого распространения в нашей прохладной стране. По-видимому, не все о их еще знают.
Принцип деяния автономных отопителей прост. Как надо из наименования, прибор не находится в зависимости от мотора. В камеру сгорания поступает бензин (есть модификации и для дизельного горючего). Тут его поджигают специальной свечой. Раскаленные газы подогревают охлаждающую жидкость либо воздух. Жидкость циркулирует по рубахе остывания мотора и через радиатор "печки". Если включить штатный вентилятор, то нагреется салон и, что очень принципиально, ветровое стекло. Энергия расходуется в главном на нагрев, а движок издержал бы ее еще на преодоление сил трения и сопротивления вязкого масла. Потому отопители потребляют существенно меньше горючего, чем мотор в режиме прогрева.
В случае, когда отопитель нагревает не жидкость, а воздух, обычно прокладывают воздуховоды, которые несут тепло, к примеру, к блоку цилиндров. "Воздушные" отопители более универсальны: их можно использовать не только лишь в автомобилях, бульдозерах, экскаваторах, да и там, где нет охлаждающей воды - для подогрева бытовок, вагонов, барж, яхт и т.п. Но, естественно, жидкость - наилучший теплоноситель, чем воздух.
Не правда ли, в принципе деяния есть что-то знакомое? Ну, естественно, нечто схожее можно узреть в "Запорожце" (напомню, у него автономная "печка") и на армейских машинах, которые укомплектованы предпусковыми подогревателями. В отличие от "запорожского" отопителя, ненадежность которого стала притчей во языцех, приборы забугорных компаний изготовлены на более высочайшем техническом уровне. Они изредка ломаются, фактически не требуют обслуживания, а управляет ими электроника. Это значит, что не надо поначалу подкачивать горючее, потом включать свечу, регулировать пламя и подачу воздуха, охлаждающей воды. Умный агрегат все сделает сам и, обеспечив подходящую температуру, перейдет в режим малого употребления горючего. Если владельца длительно нет, скажем, раздумал отчаливать в путь, аппарат автоматом выключается.
Очевидно, чтоб отопитель был таким умным, его снабдили разными датчиками и электрическим блоком управления. Поглядите на рис. 1 - тут разрез малогабаритного отопителя "Гидроник" компании "Эберспехер", созданного для легковых автомобилей. Электрический блок 17 упрятали подальше от камеры сгорания 12. Бензин (либо дизельное горючее) поджигают свечой накаливания 13. Если "процесс пошел", об этом блоку управления скажет датчик пламени 14, а если нет, прибор повторит попытку. Процесс держут под контролем датчики температуры 10 и перегрева 6. Горючее подает электронный насос 8, который монтируют около бензобака. Он импульсного типа, потому сначала работы отопителя слышны соответствующие щелчки. Другие узлы "Гидроника", в том числе нагнетатель воздуха 18, нужного для горения, и насос для циркуляции воды из системы остывания мотора 5 работают тихо, а для выхлопных газов предусмотрен маленький глушитель 11. Так как потребителей электроэнергии много, аккумулятор должен быть работоспособным. Чтоб не разрядить "дохлый" аккумулятор совсем - отопитель не включится, если напряжение в сети меньше 10 В - потому у обладателя еще остается шанс завести мотор. Прибор не будет работать также, если напряжение выше 16 В.
В общем, отопитель "Гидроник" - прибор достаточно непростой, но заслуги технологии - четкое литье, электроника - позволили сделать его малогабаритным. "Гидроник" просто поместился под капотом редакционного VAZ 21053, но его монтируют и на иномарки, у каких свободного места практически нет. Кстати, он и весит малость - всего 2,5 кг.
Еще числа. Наибольшая мощность - 4 кВт (не так давно появилась модель мощностью 5 кВт - для движков рабочим объемом выше 2,3 л). В режиме поддержания температуры уже нагретой воды мощность 1,5 кВт, а расход горючего всего 0,21 л/ч (один стакан!).
Подключить прибор к охлаждающей системе можно несколькими методами. Простой - разрезав шланг, ведущий от мотора к "печке" (рис. 2). Так и поступили на редакционной машине. Один из относительно сложных методов (рис. 3) предугадывает установка дополнительных термостата и оборотного клапана. Тогда жидкость циркулирует поначалу по малому контуру, подогревая салон автомобиля, а когда ее температура превзойдет 50°С, по второму контуру - и мотор разогревается для запуска.
Отопитель комплектуют и разными таймерами. Тот, что на редакционной машине, рассчитан на 24 часа. Другой программируют на семь дней - он может включать отопитель в хоть какой денек недели в данное время. За доплату - дистанционное радиоуправление. Оно комфортно для тех, кто не знает заблаговременно собственного расписания. Включить отопитель можно, не выходя из дома, и выйти уже к нагретой машине.
Какие же чувства испытывает шофер, в машине которого установлен отопитель? Конечно, комфорт, но об этом уже сказано. Побеседуем лучше о привыкании. 1-ое время я прислушивался, как идет процесс, грезил о пульте с контрольными лампами. Скажем, загорелось горючее в отопителе - загорелась и лампочка, включился режим наименьшей мощности - загорелась другая. Но достаточно стремительно сообразил, что прибор очень самостоятельный и в контроле совсем не нуждается. Скоро я программировал включение "Гидроника" вроде бы безотчетно и практически закончил обращать на него внимание. Но в один прекрасный момент пришлось отчаливать в путь во внеурочное время, и... я сходу вспомнил все "красоты" сиденья в прохладном авто в ожидании, пока прогреются мотор и салон. В общем, к отличному стремительно привыкаешь.
Автономный отопитель установили на машину в конце прошлой зимы. Его предоставила для испытаний столичная компания "ОКМА", а смонтировали в "Алармсервисе". "Гидроник" работал безотказно. К огорчению, испытать прибор в сильные морозы не успели. При -10°С он со собственной задачей справлялся удачно. По отзывам других хозяев отопителей, у их не бывает заморочек с запуском мотора и при -30°.
Единственная неувязка, которая появилась при эксплуатации, была связана, быстрее, не с отопителем, а с охранной сигнализацией. Дело в том, что кнопку включения штатного вентилятора "печки" следует оставлять нажатой, чтоб "Гидроник" включил вентилятор, когда нагреется жидкость - тогда в салон будет поступать теплый воздух. Если был включен режим наибольшей подачи воздуха, то охранная сигнализация срабатывала из-за падения напряжения и начинала звать на помощь. При включении малой скорости вращения вентилятора процесс проходил без излишнего шума. Кстати, включать малую подачу воздуха советует и аннотация.
Еще об эксплуатации. Охлаждающая система должна быть заправлена "Тосолом" либо другим антифризом, но не водой (допускается 10% антифриза, остальное - вода; в "Тосоле-40" антифриза 40%). Дело в том, что вода не обладает смазывающими качествами. Вобщем, в наше время практически все машины ездят с "Тосолом".
В общем, плюсы автономных отопителей явны: легкий запуск мотора в мороз, экономия горючего при прогреве, увеличение комфортабельности. Увеличивается Законодательство движения - ведь нагретое ветровое стекло не запотевает. Экономится время, что принципиально для делового человека. Шофер пореже простывает - можно сберечь к тому же на лекарствах.
Прохладных пусков мотора, при которых Ремонт и эксплуатация работают практически без смазки, так как она застывает, больше не будет. Означает, срок полгого ремонта можно отодвинуть. Это принципиально, в особенности для хозяев импортных машин: ремонт иногда стоит столько же, сколько новенькая "Таврия", ну и запчасти не всегда есть в продаже.
Отопитель много места не занимает, под ногами не путается, потому нашелся только один значимый минус - достаточно высочайшая стоимость. На момент подготовки статьи "Гидроник" с монтажом обходился приблизительно в 1200 баксов.
Беря во внимание это событие, я поинтересовался у мастера, устанавливавшего отопители, на какие машины их монтируют почаще. Узнать не составило труда, потому что на станции ведут картотеку на случай гарантийного ремонта. Вопреки ожиданиям, импортных машин в ней было чуток больше половины, а посреди российских оказалось много "жигулей", "нив", "москвичей", при этом не новых. Мастер поведал, что он в один прекрасный момент устанавливал отопитель на такую "гнилушку", стоимость которой наверное была меньше, чем "Гидроника". Посреди импортных машин много дизельных - они плохо заводятся зимой на русской солярке. Попадались и микроавтобусы. На более большие авто устанавливают другие модели отопителей "Эберспехер".
Даже в Москве ноябрь и март, на самом деле, зимние месяцы, что уж гласить о северных районах. Потому осмелюсь сделать прогноз: автономные отопители приживутся в наших критериях.
"Гидроник" под капотом VAZ 21053.
Рис. 1. Автономный отопитель "Гидроник-B4W SC": 1 - соединительный штекер;
2 - главный предохранитель; 3 - топливопровод; 4 - вентиляционное отверстие;
5 - насос охлаждающей воды; 6 - датчик перегрева; 7 - теплообменник; 8 - топливный насос; 9 - фильтр горючего; 10 - датчик температуры; 11 - глушитель; 12 - камера сгорания; 13 - свеча накаливания; 14 - датчик пламени; 15 - патрубок для воздуха; 16 - электромотор; 17 - блок управления; 18 - турбина для нагнетания воздуха.
Рис. 2. Обычная схема установки автономного отопителя: 1 - движок;
2 - штатный отопитель; 3 - отопитель "Гидроник".
Рис. 3. Один из вариантов монтажа отопителя: 1 - движок; 2 - оборотный клапан; 3 - отопитель "Гидроник"; 4 - штатный отопитель; 5 - термостат. Поначалу жидкость циркулирует по кругу А, а при нагреве выше 50°С - по кругу Б.