БАЛЛАДА О ВЕЗДЕХОДАХ
БАЛЛАДА О ВЕЗДЕХОДАХ
ТЕХНИКА
РЕПОРТАЖ
БАЛЛАДА О ВЕЗДЕХОДАХ
Исполняется в первый раз.
Слова Сергея КАНУННИКОВА
и Антона ЧУЙКИНА,
оформление Александра Полунина
Мы поддались мальчишескому искушению. Кого не зачаровывала специфичная внедорожная техника - мощная, грубая, по-своему такая прекрасная... Машины реальных парней. Тайга, тундра, буровые, зимовки, томная работа круглый год - романтика искателей приключений...
...Мы в поисках приключений направились в Заволжье, на завод гусеничных транПодвескаеров (АО "ЗЗГТ"). В наше распоряжение предоставили две машины - ГАЗ-34039 и 34036, а под занавес проявили и новинку - ГАЗ-3409. Воспоминания от 1-го денька на полигоне с "тридцатьчетверками" - перед вами.
Он произнес: "Поехали!"
Пока мы на холмике исполняем упражнение "качели" (балансируя на средних катках), оцените "вход" в грузопассажирский отсек. В такую "нору" лучше залезать натощак! Зато герметично. Отличительная черта этой машины - навесной "ленивец". Это не шофер и не пассажир, а... задний (последний) неопорный каток. С ним улучшается проходимость - у гусеницы есть угол атаки.
А эта машина несет на для себя пол-"Газели" (кузов как раз проходит тесты). Из него можно глядеть по сторонам, ну и дверь пошире (для тех, "кто очень много ест"). Поглядите на гусеницы - "ленивца" нет.
Перевалили бугор, а там... Вобщем, для транПодвескаеров это - торный тракт. Вперед! Нас извлекут из-под обло-омков...
А сейчас - купаться! Мирным крокодилом погрузились мы в озеро и направились в камыши. Из-за о-острова на стре-ежень...
"Осторожно, рыбку не задави!" Кстати, в воде движитель тот же, что и на суше: "крокодил" гребет гусеницами.
Пусть дорога мутными волнами льется! Газку!
А так это смотрится из кабины. Спустя секунду волна перехлестнет крышу, и наш фотограф испуганно содрогнется. Не страшись, Петрович!
По ТТХ (для гражданских - тактико-техническим чертам) вездеход преодолевает подъем в 35°. На практике - и больше. Чувства из-за рычагов: перед тобой стенка, а позже - качнется купол неба...
Шаланды, полные кефали... Вот мы и на берегу. Ну и машина! Нет ей препядствий.
Это не салон, а кабина - эталон спартанского стиля. Но главное ее достоинство - практичность, а простота продиктована критериями работы: тайга, болото, тундра не оставляют роскоши ни одного шанса. А за рычагами, меж иным, автомобилист осваивается сходу - мы "сели и поехали".
Кузов и салон (уже не кабина) - от "Соболя". Руль - бутафорский: как практически все гусеничные машины, эта управляется рычагами. Вобщем, в дальнейшем баранка понадобится. В стадии разработки электрическая система - шофер поворотом руля скомандует компу, а тот притормозит фрикцион.
Гусеницы "Бобра" - с резиновыми ботинками и бегущей дорожкой, с обрезиненным пальцем - владеют оборотной жесткостью, другими словами не делают пиков давления на почву. А означает, покров тундры остается целым. Подобные экологичные гусеницы разработаны и для других "тридцатьчетверок".
Этого симпатягу зовут "Бобром". Пока заводчане изучат рынок - будет ли спрос на "пушнину"? Молвят, газовики заинтересовались.
"Бобриный" фрикцион - устройство, тормозящее ведомую звездочку 1-го борта.
На ЗЗГТ, дочернем предприятии АО "ГАЗ", выпускают несколько модификаций транПодвескаеров, относящихся к особо малому классу.
Версию с бензиновым мотором ГАЗ-73 (модернизированный V8, знакомый по ГАЗ-53) фактически не создают. Основной мотор - минский дизель ММЗ Д-247.
Базисная модель - ГАЗ-34036, модификация с турбонаддувом - 34039. По заказу собирают ГАЗ-34036С со сварочным постом, ГАЗ-34032 - транПодвескаер для спасательных служб и другие варианты гусеничных машин.
Сборка транПодвескаера - "переднеприводная". Движок стоит за кабиной, меж водителем и пассажиром располагается коробка, впереди - основная передача в едином картере с демультипликатором. Усилие на ведущие звездочки передается через фрикционы-тормоза. Подвеска транПодвескаера - торсионная.
Новенькая разработка ГАЗ-3409 "Бобр" - меньше, легче и комфортабельней. Ведущие звездочки задние, другими словами сборка "традиционная". Предусмотрен вал отбора мощности. К нему можно подсоединить разные агрегаты, даже маленькую бурильную установку.