МОТОРЫ ДЛЯ БУДУЩИХ ВАЗОВ
МОТОРЫ ДЛЯ БУДУЩИХ ВАЗОВ
ТЕХНИКА
АВТОПРОМ
МОТОРЫ ДЛЯ БУДУЩИХ ВАЗОВ
Целая палитра прототипов была показана на выставке "Двигатель-98".
Александр БУДКИН. Фото создателя
Подобные выставки не достаточно похожи на большие авто шоу и завлекают внимание сначала профессионалов. Отсутствие широкой рекламы, с одной стороны, содействует деловой атмосфере, но, с другой - делает выставку наименее симпатичной для компаний, многие из которых в критериях экономического кризиса сочли роль в ней непозволительной роскошью. Но нет худа без добра: тут пристальнее внимание к тем, кто все таки отыскал силы и средства заявить о для себя и собственных многообещающих разработках. Более увлекательным нам показалось семейство новых движков ВАЗа. О их и поведаем.
Полностью разумеется, что наиблежайшие планы завода - сделать-таки "10-ку" автомобилем номер один не только лишь в собственной производственной программке, да и в стране. Доводка машины повсевременно длится. Новенькому автомобилю, естественно, нужен современный мотор. Таким должен стать движок VAZ 2112, разработанный вместе с компанией "Порше" на базе мотора VAZ 2108. Четыре клапана на цилиндр (два распредвала), распределенный впрыск с возможностью корректировки фаз, гидрокомпенсаторы термического зазора клапанов, датчик детонации, каталитический нейтрализатор с оборотной связью - датчиком кислорода (лямбда-зондом), электрическая система управления с способностями самодиагностики - одним словом, предвидено все то, что обязан иметь современный движок. Кроме этого набора, ставшего в мире "джентльменским", новый мотор обустроен системой рециркуляции отработавших газов: часть их возвращают в цилиндр. Это техническое решение (далековато не новое) позволяет снизить температуру горения и уменьшить таким макаром количество окислов азота в выхлопных газах. Все эти ухищрения дали возможность вписаться в нормы Евро III - только так можно рассчитывать на экПодвеска машин в Европу.
По сопоставлению с прародителем движок 2112 имеет более жесткий коленчатый вал с увеличенной массой противовесов и демпфер крутильных колебаний. Последний окажется очень кстати: понятно, что одно из слабеньких мест "восьмерок" и "девяток" - сцепление. Тут нередки поломки пружин ("жигулям" этот недостаток неизвестен!). Движок уже начали выпускать, а к концу сегодняшнего года завод планирует выпустить 15 тыщ "десяток" с таким мотором. Авто VAZ 21103 с новым движком добиваются наибольшей скорости 185 км/ч и разгоняются до "сотки" за 12 с - под капотом спрятаны 94 "лошади". Вот только не подкачало бы снова качество производства...
Другая модификация "10-ки" - VAZ 21102 вооружена 79-сильным мотором VAZ 2111-89. Тут тоже распределенный впрыск, но по сопоставлению с движком 2111 несколько изменена геометрия кулачков распредвала и система впуска. Эта модификация мотора удовлетворяет нормам Евро II, она практически на 7 л.с. сильнее прародителя и имеет на 11 Н.м больший вращающий момент. Таких моторов к концу года должно быть выпущено 31600 штук. Кстати, их устанавливают и на некие "самары".
В последующем, 1999 году на сборочный поток обещают поставить двухлитровый 115-сильный движок VAZ 21203. Он предназначен как для переднеприводных автомобилей, так и для машин традиционной сборки. Как здесь не вспомнить новейшую "Ниву", в первый раз представленную на столичной выставке МИМС-98, либо мини-вэн "Надежда", дебютировавший годом ранее. Новый мотор под капотом этих машин будет очень кстати. Наибольший вращающий момент 165 Н.м оказался бы хорошим подспорьем для внедорожника, ну и мини-вэну будет проще вписываться в городской поток. Не считая увеличенного рабочего объема, движок отличают 16-клапанная головка, подобная по конструкции VAZ 2112, и электрический впрыск; как несложно додуматься, он также удовлетворяет нормам Евро III.
На 2000 год планируется освоение мотора ВАЗ-11183, созданного для переднеприводных автомобилей малого класса. Приблизительно к этому времени ждут возникновения на свет нового вазовского автомобиля такового класса под условным заглавием "Калина" (см. ЗР, 1998, № 4). Мотор для него рабочим объемом 1,6 л будет сначала с обыкновенной восьмиклапанной головкой. Инженеры сделали упор на другом: движок получит модернизированную камеру сгорания, регулируемый впускной тракт, облегченные поршни и шатуны. Наибольшая мощность мотора на 1-ый взор не впечатляет - 80 л.с. - немногим больше, чем у старичка VAZ 2106 с этим же рабочим объемом. Зато вращающий момент достигнул 133 Н.м, на 6 Н.м превысив способности даже "нивовского" мотора VAZ 21213 объемом 1,7 л. Добавьте сюда распределенный впрыск и нормы токсичности Евро III.
Невзирая на то, что ВАЗ-11183 должен попасть на сборочный поток только через несколько лет, рядом с ним на выставке уже стоял эталон, призванный придти ему на замену. В 2004 году завод планирует освоить выпуск мотора ВАЗ-11193 (объемом также 1,6 л). У него будет не только лишь регулируемый впуск, да и регулируемые фазы газораспределения. Мощность перевалит за сотку лошадиных сил, а вращающий момент достигнет 140 Н.м.
Интересно, что если ранее для получения различного рабочего объема завод изменял как поперечник цилиндра, так и ход поршня, то сейчас все новинки будут с схожим поперечником цилиндра - 82 мм. Такой он сейчас у полуторалитрового мотора "Самары" VAZ 21083, "нивовского" VAZ 21213 объемом 1,7 л и самого "объемистого" ВАЗ-2130 (1,8 л) - видимо, завод подразумевает почти во всем унифицировать цилиндро-поршневую группу. Все многообещающие движки имеют однообразное расстояние меж осями цилиндров - 89 мм, а поэтому может быть, что у VAZ 2112, VAZ 21203 и ВАЗ-11183 будут идентичные головки, а у ВАЗ-11183 и ВАЗ-11193 - однообразный блок. Пока это догадки, но разумеется, что инженеры серьезно озабочены унификацией. Это должно понизить себестоимость новинок, а заодно и облегчить будущим покупателям поиск запасных частей: ведь у нынешней "10-ки" есть трудности с запчастями. Броско, что все новые разработки завода предполагают внедрение каталитического нейтрализатора, который не переносит этилированный бензин(!).
Как ни грустно, есть в этой бочке меда своя ложка дегтя: настолько радужные перспективы могут быть разрушены на корню, если путь к сборочному потоку обычно затянется.
К огорчению, на выставке не был представлен Заволжский моторный завод. Зато завлекли внимание другие экспонаты, на 1-ый взор, незаметные. К примеру, разработка Ярославского завода топливной аппаратуры. Необыкновенная форсунка "смешивает" в себе дизельное горючее с природным газом и впрыскивает полученную смесь в цилиндр. Такое решение призвано снять часть имеющихся сейчас заморочек. А именно, при переходе от дизельного процесса к экологически более чистому газодизельному форсунка впрыскивает только маленькую, так именуемую "запальную" дозу горючего. А его наименьший расход через форсунку небезопасен перегревом последней. Подмена же обыкновенной форсунки на новейшую, разработанную ярославскими инженерами, призвана сохранить термический баланс при переходе на газодизельный процесс. Осталось только добавить, что форсунка рассчитана на дизели с объемом 1-го цилиндра два-три литра. Из "наших" движков сюда попадают КамАЗ и ЯМЗ.
Движок VAZ 2112. Срок освоения - 1998 г. Рабочий объем - 1499 смз; поперечник цилиндра и ход поршня - 82х71 мм; мощность - 69 кВт/94 л. с. при 5600 об/мин; наибольший вращающий момент - 130 Н.м при 3700 об/мин.
Движок VAZ 21203 (1999 г.). Рабочий объем - 1997 смз; поперечник цилиндра и ход поршня - 82х94 мм; мощность - 85 кВт/115 л. с. при 5600 об/мин; наибольший вращающий момент - 165 Н.м при 3200 об/мин.
Движок ВАЗ-11183 (2000 г.). Рабочий объем - 1596 смз; поперечник цилиндра и ход поршня - 82х75,6 мм; мощность - 59 кВт/80 л. с. при 5600 об/мин; наибольший вращающий момент - 133 Н.м при 2800 об/мин.
Движок ВАЗ-11193 (2004 г.). Рабочий объем - 1596 смз; поперечник цилиндра и ход поршня - 82х75,6 мм; мощность - 75 кВт/102 л. с. при 5600 об/мин; наибольший вращающий момент - 140 Н.м при 2800 об/мин.