РУЛЬ ПОЛЕГЧАЕТ
РУЛЬ ПОЛЕГЧАЕТ
ТЕХНИКА
ФИРМЕННОЕ БЛЮДО
РУЛЬ ПОЛЕГЧАЕТ
Изделия борисовского завода "Автогидроусилитель" облегчат жизнь водителям УАЗов и "волг".
Алексей СОЛОПОВ
Читатели, возможно, помнят, что на редакционном UAZ 3153 установлен гидроусилитель руля. Уточним: в момент получения автомобиля на тесты сегодняшней весной этот агрегат в стандартной (как, вобщем, и в заказной) комплектации еще не предусматривался. Надеюсь, но, что его плюсы скоро сумеют оценить многие водители.
Судите сами: по данным промышленных полигонных протоколов, "...при повороте управляемых колес на месте усилие на управляющем колесе снизилось с 18-20 до 6 кгс, а в движении - с 6-8 до 2,5 кгс". Что ни гласи, а втрое - означает "резко". А личные чувства таковы: конкретно усилитель позволяет получать наслаждение от езды на "длинноватом" УАЗе. Естественно, и увеличенная база, и пружинная подвеска, и круговые покрышки тоже работают на новый стиль вездехода, но главное все-же - усилитель. Тяжкий (оснащенная масса 1,8 т) и на вид неловкий "длинномер" проявляет внезапную ловкость при парковке. Больше не утомляет на длинноватых степных перегонах неизменное подруливание при сильном боковом ветре, вызванное парусностью машин. Бессчетные дорожные "сюрпризы" не отзываются ударом управляющего колеса по рукам. Выбираться из колеи можно, не ждя успешного момента, только с простым упорством - благо, физических издержек оно сейчас не просит.
Существует много различных типов и схем усилителей, но более всераспространенными остаются гидравлические. Вспомним, что такими агрегатами оборудовали огромную часть русских грузовиков.
В апреле 1972 года на борисовском заводе "Автогидроусилитель" (Белоруссия) была сделана 1-ая партия насосов гидроусилителя руля для автомобилей ЗИЛ-130. В 1990 году номенклатура гидроузлов превысила 50 наименований. Потребителями стали практически все авто фабрики, но основным, безусловно, КамАЗ. Работавшее с перегрузкой предприятие в Борисове просто не имело физической способности брать на себя к тому же трудности "каких-либо там легковых машин". Ну и задачки таковой тогда никто не ставил.
Задачку выдвинул... рынок. Обвал производства грузовиков (и не только лишь на КамАЗе) оставил "Автогидроусилитель" без работы. Выход узрели в переориентировании на оснащение легких грузовиков, где доминирует "Газель", и легковых автомобилей. В итоге родилось семейство гидросистем управляющих устройств интегрального типа для автомобилей ГАЗ и УАЗ. Конструкция универсальна и применима для легковых автомобилей, вездеходов, малых грузовиков и микроавтобусов. До сего времени на местности СНГ подобные изделия этого типоразмера не выпускались. Технические свойства гидросистемы - на уровне наилучших забугорных аналогов. Естественно, завод не запамятывает и о некогда главной задачке - идет подготовка производства управляющих устройств интегрального типа для большегрузов. На перспективу разрабатывают гидроусилители для управляющих устройств реечного типа (такие планируются на новые "Волгу" и УАЗ).
Ульяновцы сначала подразумевали оснащать усилителем модель 3160 в комплектации стандарт. Но ведь и потомки "469-й" еще не скоро покинут сборочный поток! А особенных конфигураций в текущем производстве для размещения под капотом усилителя, насоса и бачка не требуется - создатель имел возможность в этом убедиться. Короче говоря, уже в сегодняшнем году "Автогидроусилитель" поставит на сборочный поток УАЗа 30 тыщ комплектов гидросистем ШНКФ 453461.130. К тому времени, как 1-ые покупатели обретут новинки, мы уже сможем поделиться с ними кое-каким своим опытом.
А пока предоставим слово белорусским спецам.
Механизм управляющего управления с гидроусилителем выполнен по интегральной схеме: в одном корпусе с управляющим механизмом расположены гидравлический распределитель и силовой цилиндр.
Тип управляющий передачи: винт-шариковая гайка-зубчатая рейка-трехзубый сектор. Зубчатая рейка выполнена заодно с поршнем и шариковой гайкой винтообразной передачи. Винт управляющего механизма, взаимодействующий с шариковой гайкой, установлен на 2-ух упрямых подшипниках, один из которых расположен в картере управляющего механизма, а 2-ой - в корпусе распределителя.
Трехзубый сектор 3, взаимодействующий с зубчатой рейкой поршня 11, установлен в картере 2 управляющего механизма на 2-ух роликовых круговых подшипниках с эксцентриковыми втулками.
Гидравлический распределитель - тангенциальный, роторного типа, с центрирующим элементом в виде торсиона.
Вал-золотник 4 распределителя с рабочими гидравлическими элементами расположен одним концом в осевом отверстии винта управляющего механизма, а вторым опирается на роликовый круговой подшипник в корпусе распределителя. Вал-золотник и винт связаны меж собой средством сегментных поперечно расположенных упоров: они ограничивают их обоюдный относительный поворот и обеспечивают механическую связь при передаче вращения от вала-золотника винту управляющего механизма при выходе из строя гидроусилителя.
Гидравлическое нейтральное положение вала-золотника устанавливается в процессе сборки и приемочных испытаний распределителя и фиксируется штифтом.
Разглядим на схеме работу механизма при левом повороте. Шофер через управляющее колесо и вал поворачивает вал-золотник 4, соединенный с винтом средством торсиона. Вращение вала-золотника относительно гильзы винта приводит к перекрытию каналов гидрораспределителя, отвечающих за слив рабочей воды из полости А, и открытию каналов, обеспечивающих слив из полости Б. Сразу происходит отсоединение полости Б от напорной магистрали и рабочая жидкость под давлением поступает в полость А. Поршень-рейка 11 под воздействием давления рабочей воды перемещается в направлении корпуса распределителя. Зубчатая рейка, взаимодействуя с зубчатым сектором, вызывает поворот последнего, а через него - поворот сошки и управляемых колес автомобиля. При снятии усилия с управляющего колеса скрученный торсион возвращает вал-золотник в среднее положение - в полостях А и Б устанавливается давление слива. Управляемые колеса под действием стабилизирующего момента занимают положение для движения по прямой, поворачивая сошку и связанный с ней вал-сектор. Вращение вала-сектора вызывает перемещение поршня-рейки до занятия ею среднего положения в механизме.
Схема устройства гидроусилителя: 1 - сошка; 2 - картер; 3 - зубчатый сектор; 4 - вал-золотник; 5 - винт-гильза; 6 - втулка; 7 - масляный бачок; 8 - сетчатый фильтр; 9 - гидронасос; 10 - корпус распределителя; 11 - поршень-рейка. А - полость силового цилиндра, находящаяся под давлением рабочей воды при повороте влево; Б - полость силового цилиндра, из которой рабочая жидкость уходит на слив при повороте влево.
Составляющие гидроусилителя: 1 - управляющий механизм; 2 - масляный бачок; 3 - насос.
Техно черта механизма управляющего управления интегрального типа ШНКФ 453461.130
Передаточное число управляющего механизма - 17,3; угол поворота выходного вала (вала-сектора) - более 80°; масса управляющего механизма - 12 кг; наибольший эксплуатационный вращающий момент на валу-секторе при давлении рабочей воды 12 МПа (120 кгс/см2) - 100 кгс.м.