Побеседуем О Высочайшем
Побеседуем О Высочайшем
КЛУБ Автовладельцев
Побеседуем О Высочайшем
Следя за диагностикой электрического оборудования на 100, многие желают знать, что указывает та либо другая картина на дисплее мотортестера.
Ф. БРАТСКИЙ, А. ШЕВЧИК, В. КИРСАНОВ. СКБ "Камертон", Минск
Продолжаем знакомить с способами диагностики автомобиля любительскими и проф измерительными устройствами (см. ЗР, 1998, № 10). Как по величине высочайшего напряжения судить о работе зажигания, скажут разработчики узнаваемых минских мотортестеров. Более 1000 устройств, сделанных этим предприятием, удачно эксплуатируются на предприятиях автосервиса Рф, Белоруссии, Украины, государств Балтии.
В базе работы всех бензиновых агрегатов лежат одни и те же физические процессы, потому многие наружные характеристики очень идентичны.
Чтоб не нарушать работу системы зажигания, врезаясь в нее при измерении высочайшего напряжения, в мотортестерах используют особый затратной датчик емкостного типа. Его можно представить как вторую обкладку конденсатора, первой обкладкой которого служит центральная жила высоковольтного провода, а диэлектриком меж пластинами выступает изоляция этого же провода. Образованная таким макаром емкость достаточна, чтоб зафиксировать величину напряжения, которое пропорционально высочайшему. Эта картина представлена на рис. 1, где столбики изображают величину напряжения в высоковольтной цепи каждого из 4 цилиндров. Тут оно идиентично на всех свечках.
Напомним сущность процессов в системе зажигания. Воспламеняет смесь в движке искра, которая появляется меж электродами свечки. При рациональном зазоре меж ними (0,6-0,8 мм) и обычном составе топливно-воздушной консистенции в цилиндре искровой разряд начинается, когда разность потенциалов меж электродами добивается около 10 киловольт (рис. 2, желтоватая зона). Искра пробивает место меж электродами, среда меж ними ионизируется, а потом смесь воспламеняется.
Электронное сопротивление среды и напряжение меж электродами в последний момент резко падает до 1-2 кВ (рис. 2, красноватая зона). Через некое время (0,7-1,5 миллисекунды) по окончании процесса горения консистенции становится меньше ионизированных частиц поблизости электродов, потому сопротивление среды растет и напряжение меж электродами вырастает до 3-5 кВ (рис. 2, голубая зона). Этого для пробоя недостаточно, и высочайшее напряжение, колеблясь в согласовании с затухающими переходными процессами в катушке зажигания, опускается к нулю - до последующего импульса (рис. 2, зеленоватая зона).
Когда зазор меж электродами свечки меньше, то и пробой происходит при наименьшем напряжении. Это не самый идеальный вариант. Энергия искры меньше, ужаснее условия для поджига консистенции, а в итоге понижаются мощностные и экономические свойства мотора.
Если же в свече зазор больше нормы, то пробой происходит, напротив, при более высочайшем напряжении. В энергетическом отношении это как бы хорошо, но при всем этом вырастает возможность пробоя диэлектрических деталей (крышки распределителя, "бегунка", изолятора свечки и т. д.) и утечек тока. Это может в самый неподходящий момент привести к перебоям в работе мотора, невозможности его пустить, в особенности во мокроватую погоду и т. п.
Если при обычном зазоре в свечках напряжение ниже нормы (всего 4-6 кВ), то, может быть, переобогащена смесь, поступающая в цилиндры. Ведь чем она богаче, тем лучше проводит ток, - и, как следует, при наименьшем напряжении будет происходить пробой меж электродами. Означает, нужно заняться карбюратором либо системой впрыска.
Если же, напротив, высочайшее напряжение выше нормы (к примеру, 13-15 кВ) - смесь очень бедная. Движок может останавливаться на холостых оборотах, не развивать полной мощности и т. д. Другие предпосылки не считая консистенции: обрыв либо отсутствие полного контакта в центральном проводе высочайшего напряжения, трещинка в крышке распределителя, пробой "бегунка".
Если высочайшее напряжение больше нормы в одном из цилиндров, то в число вероятных обстоятельств можно включить и подсос воздуха в этот цилиндр.
Для полной диагностики системы зажигания важны еще два параметра - напряжение и продолжительность искры. В безупречном случае напряжение составляет около 10 кВ, а продолжительность - 0,7-1,5 миллисекунды. Эти два параметра плотно сплетены меж собой, потому что определяют энергию искры. Так как энергия, накапливаемая катушкой, - величина неизменная, то чем больше напряжение искры, тем меньше становится ее продолжительность, и напротив. Чтоб детально проанализировать эти характеристики, наращивают масштаб на дисплее мотортестера.
Если напряжения пробоя и искры существенно выше, а продолжительность больше 1,5 мс (осциллограмма смотрится, как на рис. 3, а), причину можно отыскать, поочередно проверяя свечки, "бегунок", крышку распределителя и катушку зажигания.
Если на дисплее мы лицезреем, что участок горения вообщем отсутствует (рис. 3, б), амплитуда напряжения пробоя выше нормы и идет высоковольтный колебательный процесс (как зеркало повторяющий колебания в первичной обмотке катушки зажигания) - означает, оборван провод, идущий к свече этого цилиндра.
Если процесс горения наблюдается, но напряжение пробоя и искры раза в два выше нормы, а на осциллограмме виден колебательный процесс на всем участке горения, означает, нужно находить трещинку в корпусе свечки.
Если же, напротив, эти напряжения существенно ниже нормы, продолжительность искры больше 2,5-3 мс, вероятнее всего пробивает на "массу" (закорочен) высоковольтный провод (рис. 3, в).
Естественно, мы расшифровали только самые главные, более распространенные варианты показаний и осциллограммы больших напряжений. Другие, более сложные описаны в руководствах по эксплуатации мотортестеров.
Рис. 1. Обычные величины напряжения на свечках четырехцилиндрового мотора.
Рис. 2. Осциллограмма напряжения в свечных проводах.
Рис. 3. Участки "ненормальной" осциллограммы: а - напряжение пробоя и продолжительность искры очень значительны; б - напряжение пробоя очень велико и отсутствует участок горения; в - напряжения пробоя и искры ниже, а продолжительность искры выше нормы.
КЛУБ Автовладельцев
Побеседуем О Высочайшем
Следя за диагностикой электрического оборудования на 100, многие желают знать, что указывает та либо другая картина на дисплее мотортестера.
Ф. БРАТСКИЙ, А. ШЕВЧИК, В. КИРСАНОВ. СКБ "Камертон", Минск
Продолжаем знакомить с способами диагностики автомобиля любительскими и проф измерительными устройствами (см. ЗР, 1998, № 10). Как по величине высочайшего напряжения судить о работе зажигания, скажут разработчики узнаваемых минских мотортестеров. Более 1000 устройств, сделанных этим предприятием, удачно эксплуатируются на предприятиях автосервиса Рф, Белоруссии, Украины, государств Балтии.
В базе работы всех бензиновых агрегатов лежат одни и те же физические процессы, потому многие наружные характеристики очень идентичны.
Чтоб не нарушать работу системы зажигания, врезаясь в нее при измерении высочайшего напряжения, в мотортестерах используют особый затратной датчик емкостного типа. Его можно представить как вторую обкладку конденсатора, первой обкладкой которого служит центральная жила высоковольтного провода, а диэлектриком меж пластинами выступает изоляция этого же провода. Образованная таким макаром емкость достаточна, чтоб зафиксировать величину напряжения, которое пропорционально высочайшему. Эта картина представлена на рис. 1, где столбики изображают величину напряжения в высоковольтной цепи каждого из 4 цилиндров. Тут оно идиентично на всех свечках.
Напомним сущность процессов в системе зажигания. Воспламеняет смесь в движке искра, которая появляется меж электродами свечки. При рациональном зазоре меж ними (0,6-0,8 мм) и обычном составе топливно-воздушной консистенции в цилиндре искровой разряд начинается, когда разность потенциалов меж электродами добивается около 10 киловольт (рис. 2, желтоватая зона). Искра пробивает место меж электродами, среда меж ними ионизируется, а потом смесь воспламеняется.
Электронное сопротивление среды и напряжение меж электродами в последний момент резко падает до 1-2 кВ (рис. 2, красноватая зона). Через некое время (0,7-1,5 миллисекунды) по окончании процесса горения консистенции становится меньше ионизированных частиц поблизости электродов, потому сопротивление среды растет и напряжение меж электродами вырастает до 3-5 кВ (рис. 2, голубая зона). Этого для пробоя недостаточно, и высочайшее напряжение, колеблясь в согласовании с затухающими переходными процессами в катушке зажигания, опускается к нулю - до последующего импульса (рис. 2, зеленоватая зона).
Когда зазор меж электродами свечки меньше, то и пробой происходит при наименьшем напряжении. Это не самый идеальный вариант. Энергия искры меньше, ужаснее условия для поджига консистенции, а в итоге понижаются мощностные и экономические свойства мотора.
Если же в свече зазор больше нормы, то пробой происходит, напротив, при более высочайшем напряжении. В энергетическом отношении это как бы хорошо, но при всем этом вырастает возможность пробоя диэлектрических деталей (крышки распределителя, "бегунка", изолятора свечки и т. д.) и утечек тока. Это может в самый неподходящий момент привести к перебоям в работе мотора, невозможности его пустить, в особенности во мокроватую погоду и т. п.
Если при обычном зазоре в свечках напряжение ниже нормы (всего 4-6 кВ), то, может быть, переобогащена смесь, поступающая в цилиндры. Ведь чем она богаче, тем лучше проводит ток, - и, как следует, при наименьшем напряжении будет происходить пробой меж электродами. Означает, нужно заняться карбюратором либо системой впрыска.
Если же, напротив, высочайшее напряжение выше нормы (к примеру, 13-15 кВ) - смесь очень бедная. Движок может останавливаться на холостых оборотах, не развивать полной мощности и т. д. Другие предпосылки не считая консистенции: обрыв либо отсутствие полного контакта в центральном проводе высочайшего напряжения, трещинка в крышке распределителя, пробой "бегунка".
Если высочайшее напряжение больше нормы в одном из цилиндров, то в число вероятных обстоятельств можно включить и подсос воздуха в этот цилиндр.
Для полной диагностики системы зажигания важны еще два параметра - напряжение и продолжительность искры. В безупречном случае напряжение составляет около 10 кВ, а продолжительность - 0,7-1,5 миллисекунды. Эти два параметра плотно сплетены меж собой, потому что определяют энергию искры. Так как энергия, накапливаемая катушкой, - величина неизменная, то чем больше напряжение искры, тем меньше становится ее продолжительность, и напротив. Чтоб детально проанализировать эти характеристики, наращивают масштаб на дисплее мотортестера.
Если напряжения пробоя и искры существенно выше, а продолжительность больше 1,5 мс (осциллограмма смотрится, как на рис. 3, а), причину можно отыскать, поочередно проверяя свечки, "бегунок", крышку распределителя и катушку зажигания.
Если на дисплее мы лицезреем, что участок горения вообщем отсутствует (рис. 3, б), амплитуда напряжения пробоя выше нормы и идет высоковольтный колебательный процесс (как зеркало повторяющий колебания в первичной обмотке катушки зажигания) - означает, оборван провод, идущий к свече этого цилиндра.
Если процесс горения наблюдается, но напряжение пробоя и искры раза в два выше нормы, а на осциллограмме виден колебательный процесс на всем участке горения, означает, нужно находить трещинку в корпусе свечки.
Если же, напротив, эти напряжения существенно ниже нормы, продолжительность искры больше 2,5-3 мс, вероятнее всего пробивает на "массу" (закорочен) высоковольтный провод (рис. 3, в).
Естественно, мы расшифровали только самые главные, более распространенные варианты показаний и осциллограммы больших напряжений. Другие, более сложные описаны в руководствах по эксплуатации мотортестеров.
Рис. 1. Обычные величины напряжения на свечках четырехцилиндрового мотора.
Рис. 2. Осциллограмма напряжения в свечных проводах.
Рис. 3. Участки "ненормальной" осциллограммы: а - напряжение пробоя и продолжительность искры очень значительны; б - напряжение пробоя очень велико и отсутствует участок горения; в - напряжения пробоя и искры ниже, а продолжительность искры выше нормы.