БАРАБАН БЫЛ Хорош .
БАРАБАН БЫЛ Хорош...
КЛУБ Автовладельцев
Страница ИСТОРИИ
БАРАБАН БЫЛ Хорош...
Но сцеплением он прослужил недолго.
Сергей КАНУННИКОВ
В 30-х годах сделали огромное количество вариантов автоматического сцепления: гидравлические, пневматические системы... Но самыми ординарными и надежными инженеры считали все таки механические конструкции. Оригинальное сцепление ставили на французские авто "Тальбо". В нем использовали уже испытанные временем решения - центробежный механизм и... барабанные тормоза.
Основной деталью конструкции был диск, на котором крепились две колодки - ведущие элементы сцепления. Диск сразу делал роль маховика. Барабан, накрывавший колодки, через специальную втулку был соединен с валом коробки. Меж колодками стояли штоки и отжимные пружины - совершенно как в тормозах.
Когда движок был выключен либо работал на холостом ходу, пружины отжимали колодки от барабана к центру диска. Стоило движку набрать 400 оборотов, центробежный механизм начинал прижимать колодки к барабану. Стопроцентно сцепление врубалось при 1000 об/мин.
Для того, чтоб шофер мог тормозить движком, в сцеплении "Тальбо" было предвидено особое приспособление. Меж первой втулкой, связывающей диск-маховик с коленвалом, и 2-ой, соединяющей барабан с коробкой, стояли ролики механизма свободного хода. Он допускал вращение первой втулки относительно 2-ой по часовой стрелке и препятствовал оборотному вращению. Таким макаром движком можно было тормозить даже при отключенном сцеплении.
Конструкция, схожая французской, стояла и довольно накрепко работала на американских автобусах "Йеллоу Коуч". Все же, на замену сложным механическим системам уже в 40-х пришли гидравлические автоматические коробки. Но центробежное сцепление не пропало без следа, его и сейчас ставят на мотороллеры, карты неких классов и мотокультиваторы.
Центробежное сцепление "Тальбо": 1 - колодки; 2 - барабан; 3 - отжимная пружина; 4 - шток; 5 - диск.