АЗБУКА Abs
АЗБУКА Abs
КЛУБ Автовладельцев
АЗБУКА Abs
Этим материалом мы открываем цикл статей о тонкостях устройства узлов современного автомобиля, нередко именуемых таинственным термином "полный электропакет".
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Abs: Для каких целей она нужна
Понятно: если при критическом торможении "в пол" фронтальные колеса блокируются, то автомобиль становится неуправляемым. Крутить руль в данном случае совсем никчемно. Опытнейший шофер тормозит прерывисто, давая колесам провернуться, что позволяет вырулить в подходящую сторону и, может быть, объехать внезапно возникшее препятствие. Но у многих ли из нас хватит самообладания хоть на миг ослабить нажим на педаль тормоза, когда машина с визгом летит, может быть, в собственный последний путь?
То, что трудно для человека, под силу бесстрастной электронике. И вот уже на блокирование колес педаль отзывается частыми резкими толчками, что свидетельствует: Abs работает, и сейчас у вас есть возможность отвернуть в сторону от угрозы!
Abs: КАК ОНА УСТРОЕНА
На рис. 1 приведена многофункциональная схема обычной Abs. Сходу обратим внимание на электронасос 1 и аккумулятор давления 2: эти узлы нужны, чтоб умная электроника смогла управлять тормозным усилием независимо от реакции водителя (напомним - в аварийной ситуации он, обычно, просто давит на педаль "до упора"). Не считая того, электрическому блоку управления 3 (ЭБУ) нужно "знать", крутятся ли на этот момент колеса и с какой скоростью. Эту информацию выдают датчики 4, контролирующие каждое колесо. Ведь может появиться ситуация, когда скользкое дорожное покрытие под одним из колес провоцирует его преждевременное блокирование. Тогда ЭБУ по сигналу от этого колеса выдает команду ослабить тормозное усилие, предотвращая занос и разворот автомобиля. Правда, при всем этом тормозной путь будет таким, как если б все колеса оказались на скользкой дороге. Но разработчики считают, что важнее в любом случае сохранить маневренность и возможность маневрирования.
Последний из узлов Abs - блок электрических клапанов 5, которые, фактически, и управляют давлением воды. В каждом из контуров тормозной системы предвидено два клапана - впускной, который открывает путь воды из аккума давления к рабочему цилиндру, когда нужно прирастить тормозное усилие, и выпускной, позволяющий воды уйти назад в бачок, когда давление нужно ослабить. Эти клапаны при исправной Abs или открываются попеременно, или закрыты, если давление в контуре должно сохраняться постоянным. В конце концов, принципиально знать, что в обесточенном состоянии впускные клапаны открыты, а выпускные - закрыты. Это позволяет при отказе Abs просто отключить ее (к примеру, вынув предохранитель F54 (рис. 2) либо сняв разъем с ЭБУ) и тормозить, как на обыкновенном автомобиле.
Abs: В ЗДРАВИИ И В Заболевания
Принципная схема соединений Abs компании Teves, установленной, а именно, на автомобилях " Фольксваген Пассат" 1990 года выпуска в качестве дополнительного оборудования, приведена на рис. 2. Видите ли, она не очень сложна. И все же стоит сделать несколько принципиальных замечаний для тех, кто решится на самостоятельный ремонт Abs.
1. До того как снять аккумуляторную батарею и проводить сварочные работы на автомобиле, непременно отсоедините штепсельный разъем от ЭБУ Abs при выключенном зажигании. Этот блок в "Пассате" размещен под подушкой заднего сидения.
2. При проведении окрасочных работ ЭБУ не должен подвергаться воздействию температуры 85°С более 2-ух часов.
3. Перед хоть какими работами с тормозной системой разрядите аккумулятор давления, нажав более 20 раз на педаль тормоза при выключенном зажигании, по другому в системе сохранится давление около 180 атм.
4. Будьте аккуратны, включая зажигание при разгерметизированной гидросистеме, потому что в данном случае заработает насос тормозной воды.
Сейчас приступим к проверке узлов Abs. Для работников сервисных центров выпускают считывающие устройства, дозволяющие снять информацию с системы самодиагностики. Вещь дорогая и фактически труднодоступная автовладельцу. Мы же обойдемся обыденным радиолюбительским тестером, которым определяют напряжение и сопротивление в электронных цепях. Подсоединять выводы прибора придется к контактам разъема ЭБУ, что просит аккуратности и сноровки. Потому огромную часть проверок будем создавать при выключенном зажигании и снятом разъеме ЭБУ, тогда тестер можно просто подключить к контактам колодки на жгуте проводов. Итак, изучаем таблицу проверки Abs.
Поясним правила использования таблицей. Определять напряжения либо сопротивления необходимо меж обозначенными во 2-ой графе выводами разъема ЭБУ Abs - в колодке, расположенной на жгуте проводов. При всем этом только пп. 35-40 проверяем с присоединенным ЭБУ, в других случаях разъем снят. Последняя графа показывает вероятную причину неисправности, если результаты измерений не соответствуют обозначенным в пятой графе. При всем этом мы рассматриваем только случаи изъянов в узлах системы, считая, что электрический блок исправен. Это тем паче оправданно, что ремонт ЭБУ в домашних критериях неосуществим, а поменять какой-нибудь узел полностью полностью по силам рукастому и смекалистому автовладельцу. Если вы все сделаете верно, то об этом вас известит погасшая через некое время после включения зажигания контрольная лампа Abs на щитке устройств - как и положено при исправной системе.
И в заключение - несколько советов по подмене узлов. Снова повторим, что перед разъединением гидросистемы нужно скинуть давление в ее аккуме 20-кратным нажатием на педаль тормоза при выключенном зажигании. Прокачка контуров, соединенных с насосом, имеет свои особенности. Итак, вы надели на штуцер прозрачную трубочку и опустили ее конец в баночку с тормозной жидкостью. Сейчас нажмите на педаль тормоза, отверните штуцер для прокачки и включите зажигание. При всем этом включится насос Abs, который выгонит воздух из системы. Как закончат выходить пузырьки, отпустите педаль, заверните штуцер и выключите зажигание.
Перед монтажом нового датчика вращения колес нанесите слой смазки на поверхность посадочного гнезда и установите новое уплотнительное кольцо.
Естественно, Abs других моделей отличаются от описанной чуть повыше и таблица дефектов к ним может не подойти. Но общие принципы построения систем те же, и если вам получится отыскать схему Abs для вашей машины, то, сравнив ее с рис. 2, нетрудно скорректировать и таблицу диагностики. Потому наши советы, возлагаем надежды, будут небесполезны в любом случае.
Рис. 1. Многофункциональная схема Abs Teves Мk II: 1 - гидронасос; 2 - аккумулятор давления; 3 - ЭБУ; 4 - колесные датчики; 5 - блок электрических гидроклапанов.
Рис. 2. Принципная электросхема соединений Abs Teves Мк II. Обозначения из латинской буковкы и числа (к примеру, W/2 либо U2/10) указывают на разъем в блоке предохранителей и реле (буковка) и его контакт (цифра). Цифра около точки соединения с "массой" указывает размещение этого соединения в автомобиле (22 - на гидроузле, 28 - на перегородке моторного отдела, 39 - под подушкой заднего сидения слева). Предохранители 53 и 54 инсталлируются конкретно под надлежащими реле над основной частью блока реле и предохранителей. Нумерация узлов, не относящихся к Abs, соответствует схеме " Фольксваген Пассат" в ЗР, 1998, № 10.