КТО КОГО НАГРЕЕТ?
КТО КОГО НАГРЕЕТ?
КЛУБ Автовладельцев
Расследование
КТО КОГО НАГРЕЕТ?
Редакционную дизельную "четверку" мы перегрели в Барнауле. Впрысковую "девятку" - в Москве. Настолько различные авто в настолько различных критериях победил один недуг - отказ термостата.
Максим САЧКОВ
Судя по опыту техцентров "За рулем", читательским письмам, инфы от 100, термостат - чуть ли не самое слабенькое звено в охлаждающей системе. Узнать причину всераспространенных дефектов мы решили на владимирской земле, конкретно у производителя - Ставровского завода автотракторного оборудования, поставщика русских автозаводов. С собой прихватили два неисправных термостата. Заводские спецы, выслушав рассказ об их судьбе, предложили провести экспертизу.
1-ый испытуемый отработал на редакционной "четверке" 13 тыс. км. Поначалу проверили, при какой температуре придет в движение основной клапан - другими словами, когда "Тосол" пойдет по большенному кругу. Для нового "жигулевского" термостата эта точка 80±2°С. Правда, узлы, отработавшие более 10 000 циклов (эквивалент 15-20 тыщ пройденных км), получают поблажку - наибольшая температура подымается до 85°С. Наш термостат не уложился и в этот показатель, "зашевелившись" лишь на один градус позднее. Любопытно, на сколько раскроется основной клапан - у исправного узла ход штока должен быть не меньше 8-8,5 мм. Прибор показал всего 3,1 мм. Означает, путь воды по большенному кругу был открыт только наполовину - вот поэтому движок перегревался на неких режимах.
2-ой термостат снят с нового VAZ 21093 после первых 800 км. Проверили скорость полного открытия основного клапана, опустив термостат в кипящую воду. По заводским требованиям шток должен переместиться в минуту на 8 мм. Он отмерил всего 1,5 мм и тормознул... чем снова обосновал полную неработоспособность узла.
Распилили корпус, чтоб посмотреть на "потроха" термостата. Тут вроде все в порядке - Ремонт и эксплуатация не деформированы, пайка не вызывает подозрений. Идем поглубже. Виновница дефектов - резиновая втулка - скрывалась в термосиловом элементе. В месте соединения с железной шайбой резина отслоилась, нарушилась плотность элемента и наполнитель (особый воск с дюралевой пудрой) начал потихоньку покидать "стаканчик". Ход штока стремительно укорачивался - основной клапан раскрывался меньше и меньше. В точности таковой же недостаток отыскали во 2-м термостате.
Возможно, это не единственная, но, пожалуй, самая массовая их болезнь. Втулки, вызывающие неисправности большинства узлов, ставровскому заводу поставляют три предприятия-смежника. Выходит, они все - виновники того, что Ставрово, а следом за ним и потребители мучаются от брака. Может, нужен кто-то 4-ый?
Фактически, автомобилистам нет дела до смежников. Перегрев движок, они ругнут ВАЗ - и поделом, ведь за конечный продукт отвечает он. Кто располагает дополнительной информацией, помянет недобрым словом Ставрово - тоже верно: со своими поставщиками, вина которых явна, должны разбираться там.
Вот пусть фабрики сообща и решают делему - благо, им она отлично известна. Можно отыскать новых смежников, можно ввести "драконовский" (и единственно верный, кстати) входной контроль - ставровцы, во всяком случае, этим озабочены. Возлагаем надежды, их меры окажутся эффективными: узлы закончат выходить из строя, водители испытывать неудобства, фабрики - кивать друг на друга... а журнальчик "За рулем" проведет расследование: отчего у нас так неплохи термостаты?
Составные части термостата: а - корпус; б - термосиловой элемент; в - байпасный клапан; г - основной клапан.
Так устроен термосиловой элемент (сверху вниз): шток, резиновая втулка, наполнитель, "стаканчик". Охлаждающая жидкость омывает стены "стаканчика". Восковой наполнитель снутри него расширяется и давит на резиновую втулку, которая равномерно выталкивает из себя железный шток.
Более частая причина отказа термостатов - нехорошее соединение железной шайбы и резиновой втулки.
КЛУБ Автовладельцев
Расследование
КТО КОГО НАГРЕЕТ?
Редакционную дизельную "четверку" мы перегрели в Барнауле. Впрысковую "девятку" - в Москве. Настолько различные авто в настолько различных критериях победил один недуг - отказ термостата.
Максим САЧКОВ
Судя по опыту техцентров "За рулем", читательским письмам, инфы от 100, термостат - чуть ли не самое слабенькое звено в охлаждающей системе. Узнать причину всераспространенных дефектов мы решили на владимирской земле, конкретно у производителя - Ставровского завода автотракторного оборудования, поставщика русских автозаводов. С собой прихватили два неисправных термостата. Заводские спецы, выслушав рассказ об их судьбе, предложили провести экспертизу.
1-ый испытуемый отработал на редакционной "четверке" 13 тыс. км. Поначалу проверили, при какой температуре придет в движение основной клапан - другими словами, когда "Тосол" пойдет по большенному кругу. Для нового "жигулевского" термостата эта точка 80±2°С. Правда, узлы, отработавшие более 10 000 циклов (эквивалент 15-20 тыщ пройденных км), получают поблажку - наибольшая температура подымается до 85°С. Наш термостат не уложился и в этот показатель, "зашевелившись" лишь на один градус позднее. Любопытно, на сколько раскроется основной клапан - у исправного узла ход штока должен быть не меньше 8-8,5 мм. Прибор показал всего 3,1 мм. Означает, путь воды по большенному кругу был открыт только наполовину - вот поэтому движок перегревался на неких режимах.
2-ой термостат снят с нового VAZ 21093 после первых 800 км. Проверили скорость полного открытия основного клапана, опустив термостат в кипящую воду. По заводским требованиям шток должен переместиться в минуту на 8 мм. Он отмерил всего 1,5 мм и тормознул... чем снова обосновал полную неработоспособность узла.
Распилили корпус, чтоб посмотреть на "потроха" термостата. Тут вроде все в порядке - Ремонт и эксплуатация не деформированы, пайка не вызывает подозрений. Идем поглубже. Виновница дефектов - резиновая втулка - скрывалась в термосиловом элементе. В месте соединения с железной шайбой резина отслоилась, нарушилась плотность элемента и наполнитель (особый воск с дюралевой пудрой) начал потихоньку покидать "стаканчик". Ход штока стремительно укорачивался - основной клапан раскрывался меньше и меньше. В точности таковой же недостаток отыскали во 2-м термостате.
Возможно, это не единственная, но, пожалуй, самая массовая их болезнь. Втулки, вызывающие неисправности большинства узлов, ставровскому заводу поставляют три предприятия-смежника. Выходит, они все - виновники того, что Ставрово, а следом за ним и потребители мучаются от брака. Может, нужен кто-то 4-ый?
Фактически, автомобилистам нет дела до смежников. Перегрев движок, они ругнут ВАЗ - и поделом, ведь за конечный продукт отвечает он. Кто располагает дополнительной информацией, помянет недобрым словом Ставрово - тоже верно: со своими поставщиками, вина которых явна, должны разбираться там.
Вот пусть фабрики сообща и решают делему - благо, им она отлично известна. Можно отыскать новых смежников, можно ввести "драконовский" (и единственно верный, кстати) входной контроль - ставровцы, во всяком случае, этим озабочены. Возлагаем надежды, их меры окажутся эффективными: узлы закончат выходить из строя, водители испытывать неудобства, фабрики - кивать друг на друга... а журнальчик "За рулем" проведет расследование: отчего у нас так неплохи термостаты?
Составные части термостата: а - корпус; б - термосиловой элемент; в - байпасный клапан; г - основной клапан.
Так устроен термосиловой элемент (сверху вниз): шток, резиновая втулка, наполнитель, "стаканчик". Охлаждающая жидкость омывает стены "стаканчика". Восковой наполнитель снутри него расширяется и давит на резиновую втулку, которая равномерно выталкивает из себя железный шток.
Более частая причина отказа термостатов - нехорошее соединение железной шайбы и резиновой втулки.