ПОХОЖ, ДА НЕ ТОТ .
ПОХОЖ, ДА НЕ ТОТ...
КЛУБ Автовладельцев
Не спутай
ПОХОЖ, ДА НЕ ТОТ...
30 лет выпускают "жигули", многие их Ремонт и эксплуатация не единожды изменяли и модернизировали. Подходят ли новые к старенькым машинам и напротив?
Алексей НИКОЛАЕВ
Однотипные Ремонт и эксплуатация движков 1-го и такого же завода спутать при покупке, пожалуй, проще всего - иногда только прихваченный из дома штангенциркуль позволит избежать роковой ошибки. Еще обиднее тем опытным, мастеровым автолюбителям, которых подвела привычка - мол, не раз лично перебирал потроха - знаю, как смотрится эта штука. А вот и не знает, ведь завод мог ввести деталь нового эталона, или совсем не взаимозаменяемую с прежней, или применимую на древнем моторе исключительно в комплекте с другими, тоже модернизированными деталями. Для чего же обучаться на собственных ошибках, когда перед вами раскрыт журнальчик - наша серия "Не спутай" длится.
Блок цилиндров 2103-1002011: а - старенького эталона с отверстием под масляный щуп (показано стрелкой); б - нового эталона без отверстия. С 1970 по 1995 год на движках, созданных для "жигулей", масляный щуп вставляли в отверстие на приливе блока цилиндров, тогда как на моторах для "нив" - в специальную трубку крышки сапуна, чтоб можно было проверить уровень масла, не вынимая из моторного отдела запасное колесо. В 1995 году ВАЗ унифицировал Ремонт и эксплуатация и с того времени на всех сейчас выпускаемых "традиционных" моторах применяет "нивовский" вариант щупа.
Держатель заднего сальника коленвала 2108-1005183: а - старенького эталона с 3-мя центрирующими выступами (показаны стрелками); б - нового эталона, выпускаемый с 1992 года, с пятью выступами (показаны стрелками). Обе Ремонт и эксплуатация взаимозаменяемы для всех моторов семейств 2108 и 2110, но 2-ая предпочтительней, так как лучше центрирует сальник по фланцу коленвала, обеспечивая его равномерный износ и долгую службу.
Штуцер вентиляции картера моторов переднеприводных машин: а - 2108-1014213 (проходной поперечник 19,5 мм, под шланг - 26 мм) - только для 8-клапанных моторов семейства 2108, выпущенных до 1986 года; б и в - 2108-1014213-01 (проходной поперечник 26 мм, под шланг - 30,5 мм) - старенького эталона, выпускавшийся с 1986 по 1999 год и нового эталона (с буртиком), выпускающийся с 1999 года - для всех 8-клапанных моторов 2108, не считая первых 2-ух лет выпуска, при этом деталь "в" предпочтительней - соединение со шлангом плотнее; г - 2112-1014213 (проходной поперечник 30 мм, под шланг - 34,5 мм) - для 16-клапанных моторов ВАЗ.
Заглушка отверстия под масляный щуп: а - 2101-1009055+2121-1009060 (из 2-ух деталей) старенького эталона (1977-1983 гг.); б - 2121-1009057 нового эталона (1983-1995 гг.). Применялась на "нивах" для герметизации невостребованного отверстия в блоке мотора старенького эталона. Понадобится и для "жигулевского" мотора со старенькым блоком (выпуска до 1995 года), если придется перейти на новый набор системы вентиляции картера: крышка сапуна, щуп, шланги.
Указатель уровня масла (щуп): а - 2101-1009050 для движков всех моделей "жигулей", выпущенных до 1995 года (вставляется в отверстие блока старенького эталона), расстояние от опорной пластинки до метки "min" - 170 мм, от "min" до "max" - 16 мм; б - 2121-1009050 - для движков "нив" всех лет выпуска, от опорной пластинки до метки "min" - 440 мм, от "min" до "max" - 24 мм; в - 2108-1009050 для всех 8-клапанных моторов семейства 2108, от опорной пластинки до метки "min" - 240 мм, от "min" до "max" - 20 мм; г - 2103-1009050 нового эталона для "жигулей", начиная с 1995 года (вставляется в трубку крышки сапуна), расстояние от опорной пластинки до метки "min" - 430 мм, от "min" до "max" - 17 мм. Все показанные на фото щупы ставят на машины для внутреннего рынка, на экПодвесканых они покрасивей.
Крышка маслонасоса 2108-1011052: а - старенького эталона с одной высочайшей бобышкой под винт М6х50 (показана стрелкой); б - нового эталона, выпускаемая с 1993 года, на которой все бобышки схожей высоты под унифицированные винты М6х30. Обе Ремонт и эксплуатация взаимозаменяемы для всех карбюраторных моторов "Самары" и "Оки" с применением соответственного комплекта винтов.
Крышка сапуна: а - 2101-1014210 старенького эталона, применявшаяся на движках "жигулей" первых ("итальянских") выпусков; б - 2101-1014210-01, модернизированная для всех "жигулевских" моторов, выпущенных до 1995 года; в - 2121-1014210 для движков "нив" 1977-1986 гг. выпуска, другими словами с одноконтурной системой вентиляции картера и карбюратором типа "Вебер"; г - 2121-1014210-10 с боковым патрубком малого контура вентиляции картера для "нив" с карбюратором "Озон" (с 1986) и всех бензиновых агрегатов "жигулей", начиная с 1995 года, другими словами сейчас - единая унифицированная.
Болт крепления крышки шатуна: а - 2101-1004062 с лыской на головке для всех вазовских шатунов с запрессованным поршневым пальцем, используемых на моторах 1,2-1,6 л "жигулей" и "нив", также 0,65-1,5 л "Самары" и "Оки", не считая тех, что с индексами 2110 и 2112; б и в - 21213-1004062 с круглыми головками, соответственно, старенького и нового эталона для всех вазовских шатунов с плавающим поршневым пальцем, используемых на моторах последних шагов модернизации: объемом 1,7-1,8 л для "жигулей" и "нив", также 8- и 16-клапанных с индексом 2110 и 2112. Болт с винтообразной накаткой, выпускаемый с 1999 года, предпочтительней, так как более точно и плотно садится в отверстие шатуна.
Гайка болта крепления крышки шатуна (М9х1, S=14): а - 12555020 для всех вазовских шатунов с запрессованным поршневым пальцем, но может быть применена и на шатунах с плавающим пальцем; б - 21213-1004067 с буртиком только для шатунов 21213-1004045 и 2110-1004045 с плавающим пальцем.
Фронтальный подшипник скольжения (разрезная втулка) валика привода маслонасоса 2101-1011240: а - старенького эталона с прямым стыком; б - нового эталона (с 1996 года) с язычковым замком на стыке (показан стрелкой). Независимо от изготовителя (сталеалюминиевые подшипники делает завод ЗМЗ, а сталебронзовые - ДААЗ) обе Ремонт и эксплуатация взаимозаменяемы для всех моторов "жигулей" и "нив", но 2-ая предпочтительней, так как не заклинивает при запрессовке от смещения концов ленты.
Болт крепления головки блока: а - 2107-1003271 (длина резьбы 30 мм) для моторов "жигулей" и "нив" объемом до 1,6 л; б - 21213-1003271 (длина резьбы 70 мм), унифицированный для всех традиционных моторов ВАЗ с 1996 года. 2-ой болт предпочтителен и для малообъемных движков, так как изготовлен из более крепкой стали.
Успокоитель цепи: 2101-1006100 для короткоходных движков "жигулей" с индексами 2101 и 21011 (1,2 и 1,3 л); б - 2103-1006100 с модифицированным углом наклона для длинноходных моторов "жигулей" и "нив" (1,5 и 1,6 л) - помечен выступающей риской на рабочей поверхности (показана стрелкой).
Гайка крепления шкива коленвала: а - 2101-1005054 старенького эталона с храповиком; б - 2105-1005054 без храповика, устанавливается на все моторы "жигулей" с 1993 года, "нив" - с 1998 года. Обе Ремонт и эксплуатация взаимозаменяемы, но опытные предпочитают даже на современные машины ставить храповик в комплекте с радиатором системы остывания старенького эталона. Проделав отверстие в бампере, можно воспользоваться заводной ручкой - она не только лишь неоднократно упрощает сервис автомобиля, да и сберегает стартер с батареей, позволяя прокрутить закоченевший мотор перед запуском морозным днем. А любителей зимней охоты и рыбалки ручка не раз выручала, помогая завести машину с развалившимся "бендиксом" стартера.
Прокладка под распределитель зажигания: а - 2101-3706700 из асбеста либо фритекса для "жигулей" и "нив" по одной штуке на движки 1,2-1,6 л и по две штуки на 1,7 л; б - 21213-3706700 железная шириной 0,8 мм только для моторов 1,7 л.
Шайба маховика: а - 2101-1005128 с центральным отверстием поперечником 30 мм для движков "жигулей", "нив" и "Оки"; б - 2108-1005128 с центральным отверстием поперечником 40,5 мм для моторов "самар" и машин семейства 2110.
КЛУБ Автовладельцев
Не спутай
ПОХОЖ, ДА НЕ ТОТ...
30 лет выпускают "жигули", многие их Ремонт и эксплуатация не единожды изменяли и модернизировали. Подходят ли новые к старенькым машинам и напротив?
Алексей НИКОЛАЕВ
Однотипные Ремонт и эксплуатация движков 1-го и такого же завода спутать при покупке, пожалуй, проще всего - иногда только прихваченный из дома штангенциркуль позволит избежать роковой ошибки. Еще обиднее тем опытным, мастеровым автолюбителям, которых подвела привычка - мол, не раз лично перебирал потроха - знаю, как смотрится эта штука. А вот и не знает, ведь завод мог ввести деталь нового эталона, или совсем не взаимозаменяемую с прежней, или применимую на древнем моторе исключительно в комплекте с другими, тоже модернизированными деталями. Для чего же обучаться на собственных ошибках, когда перед вами раскрыт журнальчик - наша серия "Не спутай" длится.
Блок цилиндров 2103-1002011: а - старенького эталона с отверстием под масляный щуп (показано стрелкой); б - нового эталона без отверстия. С 1970 по 1995 год на движках, созданных для "жигулей", масляный щуп вставляли в отверстие на приливе блока цилиндров, тогда как на моторах для "нив" - в специальную трубку крышки сапуна, чтоб можно было проверить уровень масла, не вынимая из моторного отдела запасное колесо. В 1995 году ВАЗ унифицировал Ремонт и эксплуатация и с того времени на всех сейчас выпускаемых "традиционных" моторах применяет "нивовский" вариант щупа.
Держатель заднего сальника коленвала 2108-1005183: а - старенького эталона с 3-мя центрирующими выступами (показаны стрелками); б - нового эталона, выпускаемый с 1992 года, с пятью выступами (показаны стрелками). Обе Ремонт и эксплуатация взаимозаменяемы для всех моторов семейств 2108 и 2110, но 2-ая предпочтительней, так как лучше центрирует сальник по фланцу коленвала, обеспечивая его равномерный износ и долгую службу.
Штуцер вентиляции картера моторов переднеприводных машин: а - 2108-1014213 (проходной поперечник 19,5 мм, под шланг - 26 мм) - только для 8-клапанных моторов семейства 2108, выпущенных до 1986 года; б и в - 2108-1014213-01 (проходной поперечник 26 мм, под шланг - 30,5 мм) - старенького эталона, выпускавшийся с 1986 по 1999 год и нового эталона (с буртиком), выпускающийся с 1999 года - для всех 8-клапанных моторов 2108, не считая первых 2-ух лет выпуска, при этом деталь "в" предпочтительней - соединение со шлангом плотнее; г - 2112-1014213 (проходной поперечник 30 мм, под шланг - 34,5 мм) - для 16-клапанных моторов ВАЗ.
Заглушка отверстия под масляный щуп: а - 2101-1009055+2121-1009060 (из 2-ух деталей) старенького эталона (1977-1983 гг.); б - 2121-1009057 нового эталона (1983-1995 гг.). Применялась на "нивах" для герметизации невостребованного отверстия в блоке мотора старенького эталона. Понадобится и для "жигулевского" мотора со старенькым блоком (выпуска до 1995 года), если придется перейти на новый набор системы вентиляции картера: крышка сапуна, щуп, шланги.
Указатель уровня масла (щуп): а - 2101-1009050 для движков всех моделей "жигулей", выпущенных до 1995 года (вставляется в отверстие блока старенького эталона), расстояние от опорной пластинки до метки "min" - 170 мм, от "min" до "max" - 16 мм; б - 2121-1009050 - для движков "нив" всех лет выпуска, от опорной пластинки до метки "min" - 440 мм, от "min" до "max" - 24 мм; в - 2108-1009050 для всех 8-клапанных моторов семейства 2108, от опорной пластинки до метки "min" - 240 мм, от "min" до "max" - 20 мм; г - 2103-1009050 нового эталона для "жигулей", начиная с 1995 года (вставляется в трубку крышки сапуна), расстояние от опорной пластинки до метки "min" - 430 мм, от "min" до "max" - 17 мм. Все показанные на фото щупы ставят на машины для внутреннего рынка, на экПодвесканых они покрасивей.
Крышка маслонасоса 2108-1011052: а - старенького эталона с одной высочайшей бобышкой под винт М6х50 (показана стрелкой); б - нового эталона, выпускаемая с 1993 года, на которой все бобышки схожей высоты под унифицированные винты М6х30. Обе Ремонт и эксплуатация взаимозаменяемы для всех карбюраторных моторов "Самары" и "Оки" с применением соответственного комплекта винтов.
Крышка сапуна: а - 2101-1014210 старенького эталона, применявшаяся на движках "жигулей" первых ("итальянских") выпусков; б - 2101-1014210-01, модернизированная для всех "жигулевских" моторов, выпущенных до 1995 года; в - 2121-1014210 для движков "нив" 1977-1986 гг. выпуска, другими словами с одноконтурной системой вентиляции картера и карбюратором типа "Вебер"; г - 2121-1014210-10 с боковым патрубком малого контура вентиляции картера для "нив" с карбюратором "Озон" (с 1986) и всех бензиновых агрегатов "жигулей", начиная с 1995 года, другими словами сейчас - единая унифицированная.
Болт крепления крышки шатуна: а - 2101-1004062 с лыской на головке для всех вазовских шатунов с запрессованным поршневым пальцем, используемых на моторах 1,2-1,6 л "жигулей" и "нив", также 0,65-1,5 л "Самары" и "Оки", не считая тех, что с индексами 2110 и 2112; б и в - 21213-1004062 с круглыми головками, соответственно, старенького и нового эталона для всех вазовских шатунов с плавающим поршневым пальцем, используемых на моторах последних шагов модернизации: объемом 1,7-1,8 л для "жигулей" и "нив", также 8- и 16-клапанных с индексом 2110 и 2112. Болт с винтообразной накаткой, выпускаемый с 1999 года, предпочтительней, так как более точно и плотно садится в отверстие шатуна.
Гайка болта крепления крышки шатуна (М9х1, S=14): а - 12555020 для всех вазовских шатунов с запрессованным поршневым пальцем, но может быть применена и на шатунах с плавающим пальцем; б - 21213-1004067 с буртиком только для шатунов 21213-1004045 и 2110-1004045 с плавающим пальцем.
Фронтальный подшипник скольжения (разрезная втулка) валика привода маслонасоса 2101-1011240: а - старенького эталона с прямым стыком; б - нового эталона (с 1996 года) с язычковым замком на стыке (показан стрелкой). Независимо от изготовителя (сталеалюминиевые подшипники делает завод ЗМЗ, а сталебронзовые - ДААЗ) обе Ремонт и эксплуатация взаимозаменяемы для всех моторов "жигулей" и "нив", но 2-ая предпочтительней, так как не заклинивает при запрессовке от смещения концов ленты.
Болт крепления головки блока: а - 2107-1003271 (длина резьбы 30 мм) для моторов "жигулей" и "нив" объемом до 1,6 л; б - 21213-1003271 (длина резьбы 70 мм), унифицированный для всех традиционных моторов ВАЗ с 1996 года. 2-ой болт предпочтителен и для малообъемных движков, так как изготовлен из более крепкой стали.
Успокоитель цепи: 2101-1006100 для короткоходных движков "жигулей" с индексами 2101 и 21011 (1,2 и 1,3 л); б - 2103-1006100 с модифицированным углом наклона для длинноходных моторов "жигулей" и "нив" (1,5 и 1,6 л) - помечен выступающей риской на рабочей поверхности (показана стрелкой).
Гайка крепления шкива коленвала: а - 2101-1005054 старенького эталона с храповиком; б - 2105-1005054 без храповика, устанавливается на все моторы "жигулей" с 1993 года, "нив" - с 1998 года. Обе Ремонт и эксплуатация взаимозаменяемы, но опытные предпочитают даже на современные машины ставить храповик в комплекте с радиатором системы остывания старенького эталона. Проделав отверстие в бампере, можно воспользоваться заводной ручкой - она не только лишь неоднократно упрощает сервис автомобиля, да и сберегает стартер с батареей, позволяя прокрутить закоченевший мотор перед запуском морозным днем. А любителей зимней охоты и рыбалки ручка не раз выручала, помогая завести машину с развалившимся "бендиксом" стартера.
Прокладка под распределитель зажигания: а - 2101-3706700 из асбеста либо фритекса для "жигулей" и "нив" по одной штуке на движки 1,2-1,6 л и по две штуки на 1,7 л; б - 21213-3706700 железная шириной 0,8 мм только для моторов 1,7 л.
Шайба маховика: а - 2101-1005128 с центральным отверстием поперечником 30 мм для движков "жигулей", "нив" и "Оки"; б - 2108-1005128 с центральным отверстием поперечником 40,5 мм для моторов "самар" и машин семейства 2110.