ДИСКОБОЛ
ДИСКОБОЛ
КЛУБ Автовладельцев
/СРАВНИМ
ДИСКОБОЛ
Избираем ЛЕГКОСПЛАВНЫЕ КОЛЕСА
ТЕКСТ / РОМАН Бойцов, Миша КОВРИГИН
Железные И ЛЕГКОСПЛАВНЫЕ
Железное колесо может быть кривым с рождения либо "пойти винтом" после первой ямы, но оно никогда не рассыплется на куски. Легкосплавное ведет себя по другому. До поры стойко переносит удары, хорошо держит форму, но если нагрузка превзойдет критичную, - расколется.
С 1 января 1994 года действует ГОСТ Р 50511 на колеса из легких сплавов. Согласно ему, те, что выпущены в Рф, должны выдержать: проверку геометрических размеров, тесты на стойкость к усталостному разрушению, крепкость закраин обода и, в конце концов, сопротивление "косому удару" (имитацию столкновения с бордюрным камнем под углом 30 градусов). Модели колес, удачно выдержавших тесты, получают сертификат.
Так в теории, а на практике?..
В ПОИСКАХ ПРЕТЕНДЕНТОВ
Обычно, колеса продают только комплектами по четыре штуки - так удобнее торговцу. Влетишь в открытый лючок - сетуй на себя! Редчайшую модель позже не отыщешь, другую ставить не захочешь. Вобщем, в специализированных магазинах, хоть и "со скрипом", колеса продают поштучно. В наш обзор попали колеса, более распространенные в продаже.
Наш клиент сам должен "обладать вопросом" - торговцы люд ушлый, таких небылиц порасскажут! Но заглянуть при покупке в сертификат - сложная задачка. В одном магазине ответили: "У нас все сертифицировано!" В другом тыкали пальцем в этикетку на упаковочной коробке, где чуть читался номер сертификата. Последний, естественно, не гарантия свойства, но в магазине быть должен, и на каждую модель. Мы пренебрегли им... Вобщем, об этом чуток позднее.
На многих колесах плоскость, прилегающая к ступице, и крепежные отверстия покрашены! Краска равномерно стирается, и в первых поездках крепление колес может ослабеть. Впору не подтянешь - потеряешь колеса.
Не все производители считают необходимым маркировать продукцию в согласовании с русским ГОСТом. На многих колесах не указана допустимая статическая нагрузка, как будто нет предела их способностям. А ведь по этому показателю определяется сила испытательного удара! Как быть? В расчет взяли массу самого томного автомобиля, для которого испытуемое колесо подходит по креплению и размеру.
ПРОЧНЕЕ СТАЛИ?
В Рф только у 3-х лабораторий есть право на сертификационные тесты колес. Одна из их - в Столичном автодорожном институте.
В маленьком зале МАДИ мы узрели гигантскую установку, на которой колеса испытывают, ударяя по ободу грузом, падающим с высоты. Спецы произвели осмотр наши эталоны, взвесили, обмерили. С геометрией у всех порядок - обработка на станках гарантирует допуски, чуть ли достижимые у железных "штамповок". Перед испытанием на колесо монтируют шину, накачивают ее. Колесо закрепляют под наклоном 30° так, чтоб падающий груз нанес удар по закраине обода. Силу удара подбирают, изменяя высоту падения.
Начали с "Самары" - наибольшая статическая нагрузка 380 кг. Грузу подставили колесо КМ-213 турецкой компании "Корметал". В 1998 году оно испытаний не выдержало, а сейчас... в каталогах компании не числится. Дело нечисто?
...Тысячекилограммовый молот пошел ввысь. Уже по звуку удара спецы обусловили: колесо сломано. Одна из спиц лопнула - так же, как и два года вспять. Ясно: такое колесо годится только для клумбы! Дальше "Артикул-112" компании "Виком". Гулкий удар! Спицы погнулись, деформировался обод, потрескался лак, но колесо устояло - шина удержала воздух.
Испытатели выставляют новейшую высоту под критическую нагрузку - 400 кг (для "жигулей"). Очередь 2-ой модели турецкой компании - КМ-507. О ней мы прочли в маркетинговом проспекте и приобрели, чтоб сопоставить с предшествующей. Удар обернулся рекордным прогибом обода - 24 мм. Но воздух из шины не вышел.
...Колесо "Звезда" ОАО БКМПО практически не погнулось - обод "ушел" меньше, чем на 5 мм. Но не будем торопиться с похвалой! Энергия удара, не поглощенная колесом и подвеской, пойдет на деформацию кузова.
Кованая модель ДВ5КМ (КРАМЗ) показала огромную "упругость" при настолько же высочайшей прочности. Но компания почему-либо скромничает: не только лишь маркировки - этикетки на товаре нет!
"Иноземцы" Valbrem и Monte Fiore после наших кажутся роскошными, нежными. Представьте, не подвели - трещинкы исключительно в краске на местах извива спиц.
Ради объективности в эту группу включили модель "Трио" русской компании "К и К". Доставшийся экземпляр - с наточенными заусенцами на спицах. Нагими руками лучше не брать. А винт крепления крышки не завернешь - в резьбовом отверстии оказалось всего три витка. Меж тем, испытание выдержал просто, что логично: заявленная производителем критическая нагрузка - 475 кг.
Планка нагрузки поднята на отметку 450 кг. На испытание попало только одно колесо - компании ВСМПО. Эти модели имеют по две группы крепежных отверстий: 1-ая - для родных "жигулей" (поперечник окружности центров отверстий 98 мм), 2-ая - для импортных машин (100 мм). Разница на глаз практически не видна. Устанавливая колесо на автомобиль, не ошибитесь! А испытание на удар колесо удачно выдержало.
На очереди - 14-дюймовые. Нагрузка 475 кг, что подходит для "Святогора" и его боярской родни. Первым под молот ушло колесо от "Авиатехнологии" с непонятным цифровым кодом заместо маркировки. Крепкость достаточная: длинноватые спицы, как будто пружины, пару раз подкинули груз после удара. Суровых повреждений не видно, прогиб обода - 13 мм.
Легкосплавное колесо Futura R129 итальянской компании "Алессио" легким не назовешь, даже по сопоставлению со железным "москвичовским". Прогиб после удара - 15 мм. Хорошо.
Во время проверки последующего колеса, модели "Космос" компании "ПРОМА", случилось неожиданное - оно развалилось, хотя в прошедшем году на сертификационных испытаних держалось молодцом. Опешили даже спецы. Плохой экземпляр? Брак?
Чтоб испытать последнее из нашей коллекции колесо - модель "7 спиц" от "К и К", груз пришлось поднять выше. Изделие из новейшей серии люкс - к качеству не придерешься! Создано для импортных машин. Критическая нагрузка, заявленная производителем, - 545 кг - рекордная в нашем тесте. Спицы кажутся очень тонкими, но вот слышен удар - и остается только ликовать за хозяев импортных машин.
ПО СЛЕДАМ РАЗБИТЫХ КОЛЕС
Приобретая колеса наобум, мы дважды из 13-ти нарвались на небезопасные изделия - несертифицированные колеса. Как они могли попасть в продажу?
Отыскать следы первого из их - КМ-213 оказалось нетрудно, в Рф у "Корметала" только один официальный представитель. Только вот ответ обременил задачей - эту модель в Россию не поставляют. Установилась наша очередь поражать. Предъявляем колесо, товарный чек магазина. Немного смущенный менеджер пообещал связаться с компанией и все выяснить. Ответ из Турции пришел стремительно. Модель КМ-213 проектировали для Рф. Сделали опытную партию, около 300 штук. Несколько колес представили на сертификационные тесты, которые, как мы знаем, они не прошли. Турки посчитали нерентабельным доводить до разума данную модель и продали пресс-форму и оставшиеся колеса из пробной партии как металлолом - по дешевке. Наша покупка, видимо, из той партии.
Сейчас разберемся со вторым проколом: почему развалился сертифицированный "Космос"? Узнав о результатах тесты, управление "ПРОМЫ" приостановило создание, ее представители приехали в лабораторию. Колесо признали своим....
Решили провести повторные тесты и приобрели очередное колесо. На этот раз - в упаковке и с паПодвескаом (1-ое нам досталось "нагим".) Упав с установленной высоты, груз подпрыгивал не ужаснее, чем на кованом! Итог хороший. Но как брак попал на прилавок? За ответом направились на фирму "ПРОМА".
Объемы производства ее по мировым меркам невелики - из одной плавки выходит 20-25 колес. По каждой есть записи в амбарной книжке - родословную развалившегося экземпляра проследили от самого денька рождения. Оказалось, что в тот денек сплав не удался - оплошал поставщик сырья. Но нашли это только при 2-ой плавке. К этому времени сделали 30 колес. Выходит, не все из их попали в переплавку?
Равномерно кое-что прояснилось. Брак-то хоть и идет в переплавку, но не разом! Чтоб состав сплава значительно не изменялся, в каждую плавку попадает только одно неудавшееся колесо, а прочую "некондицию" складируют в углу. "Приделать дискам ноги" - не неувязка даже деньком, и кто-то, может быть, в этом преуспел... Мы заметили ворота с торца строения, где отгружают готовую продукцию. Закинуть в кузов пару излишних колес - секундное дело. Естественно, это только наша версия. Но, видно, об этом задумывается и управление "ПРОМЫ" - не напрасно же стали тут устанавливать камеры видеонаблюдения.
К ЧЕМУ МЫ ПРИШЛИ?
Главное преимущество кованых колес - наименьший вес при высочайшей прочности. Литые - довольно высокопрочны, но обычно тяжелее кованых, правда, превосходят их по обилию форм. Выбор тут - дело вкуса, а чтоб не вручили брак, покупку лучше находить по каталогам и проспектам компаний. От продавцов непременно добиваться сертификат. Покупка колес с рук, за бесценок, без упаковки - рискованное предприятие. Можно напороться на некондицию, вынесенную с завода через дыру в заборе.
*Тут и дальше ЕТ - вылет колеса, PCD - поперечник центров крепежных отверстий.
1. Модель КМ-213
(5,5Jх13 Н2), литье.
Изготовитель / Kormetal, Турция,
дата выпуска / июнь 1998 г.,
ЕТ28/PCD98* / (для "Жигулей").
Вес / 6,2 кг. Стоимость / 1980 руб.
Испытание: нагрузка - 380 кг, сломана одна спица, итог отрицательный.
3. Модель КМ-507
(5,5Jх13 Н2), литье
Изготовитель / Kormetal, Турция,
дата выпуска / 1998 г.,
ЕТ9К2/PCD98 / (для "Жигулей").
Вес / 6 кг. Стоимость / 1980 руб
Испытание: нагрузка - 400 кг, итог положительный.
5. Модель ДВ5КМ
(13 дюймов), ковка.
Изготовитель / КРАМЗ, Наша родина,
дата выпуска / не указана,
ЕТ/PCD / не указаны (для "Жигулей").
Вес / 4,8 кг. Стоимость / 1085 руб.
Испытание: нагрузка - 400 кг, итог положительный.
2. "Артикул 112"
(13 дюймов), литье.
Изготовитель / Vicom, Наша родина,
дата выпуска / прочитать нереально,
ЕТ35 / не указан / (для "Самары", "10-ки").
Вес / 6,2 кг. Стоимость / 1520 руб.
Испытание: нагрузка - 380 кг, итог положительный.
4. Модель "Звезда"
(5,5Jх13 Н2), ковка.
Изготовитель / ОАО БКМПО, Наша родина,
дата выпуска / сентябрь 2000 г.,
ЕТ/PCD / не указаны / (для "Жигулей").
Вес / 5,1 кг. Стоимость / 1325 руб.
Испытание: нагрузка - 400 кг, итог положительный.
6. Модель V971 B1, литье.
Изготовитель / Valbrem, Италия,
дата выпуска / не указана,
ЕТ35/РСD98L / (для "Самары", "10-ки").
Вес / 5,9 кг. Стоимость / 1820 руб.
Испытание: нагрузка - 400 кг, итог положительный.
7. Monte Fiore (5,5Jх13 Н2), литье.
Изготовитель / Monte Fiore, UЕ (Европа),
дата выпуска / не указана,
ЕТ28/PCD98 / (для "Жигулей").
Вес / 6,35 кг. Стоимость / 1770 руб.
Продается
с установленным вентилем. Испытание: нагрузка 400 кг, итог положительный.
9. ВСМПО (5,5Jх13 Н2), ковка.
Изготовитель / АО "ВСМПО", Наша родина,
дата выпуска / ноябрь 2000 г.,
ЕТ30/PCD / в 2-ух вариантах - для "Жигулей"и импортных машин.
Вес / 4,4 кг. Стоимость / 1620 руб.
Очень заявленная нагрузка - 450 кг. Испытание: нагрузка - 450 кг, итог положительный.
11. Модель Futura R129, литье.
Изготовитель / Alessio, Италия,
дата выпуска / 1999-2000 гг.,
ЕТ35/PCD108 / (для "Москвича-2141").
Вес / 7,5 кг. Стоимость / 2878 руб.
Испытание: нагрузка - 475 кг, итог положительный.
8. Модель "Трио"
(5,5Jх13 Н2), литье.
Изготовитель / "К и К", Наша родина,
дата выпуска / апрель 1999 г.,
ЕТ30 / не указан / (для "Жигулей").
Вес / 6,0 кг. Стоимость / 1485 руб.
Нагрузка наибольшая - 457 кг (по заявлению компании). Привалочная плоскость покрашена. Испытание: нагрузка - 400 кг, итог положительный.
10. "Авиатехнология"
(14 дюймов), ковка.
Изготовитель / "Авиатехнология", Наша родина,
дата выпуска / не указана,
ЕТ/PCD / не указаны /
(для "Москвича-2141").
Вес / 5,85 кг. Стоимость / 1932 руб.
Испытание: нагрузка - 475 кг, итог положительный.
12. Модель "Космос" (5,5Jх14 Н2), литье.
Изготовитель / ООО "ПРОМА", Наша родина,
дата выпуска / 2001 г.,
ЕТ30/PCD108 / (для "Москвича-2141")
либо ЕТ34/PCD98 / (для "10-ки").
Вес / 7 кг. Стоимость / 2145 руб.
Справа - брак.
13. Модель "7 спиц" (6Jх14 Н2), литье.
Изготовитель / "К и К", Наша родина,
дата выпуска / 2000 г.,
ЕТ38 / не указан / (для импортных машин).
Вес / 6,5 кг. Стоимость / 1555 руб.
Испытание: нагрузка 545 кг, итог положительный.