НЕ НАЛЕГАЙ!
НЕ НАЛЕГАЙ!
КЛУБ Автовладельцев
НЕ НАЛЕГАЙ!
БУДЬТЕ ДЕЛИКАТНЕЕ С РЕЗЬБОЙ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ СТАСОВ
В вашей машине счет винтам, болтам, гайкам идет на тыщи... Надежность автомобиля, его долговечность, удобство, ну и просто исправность почти во всем зависят от состояния крепежных частей, сначала - резьбовых.
Излишнего НЕТ!
Ненадобного крепежного элемента не бывает. Спросите опытнейших, каждый наверное вспомнит чего-нибудть на данную тему. Скажем, как, снимая панель, винтик растерял. Подходящего не нашлось и решил: не неудача, пока поезжу без него. Через какое-то время панель стала очень дребезжать, а там и спидометр "сдох". Произвели осмотр - оказалось, рассыпался! Растрясло его. Тишь в салоне - не только лишь комфорт. Хоть какой "дребезг" - это вибрации, а с ними шуточки плохи.
Но такового рода "отказ" - сущий пустяк в сопоставлении с разрушением подвески, управляющего управления, потерей колеса на ходу, когда у водителя малость шансов на благополучный финал. Приглядевшись к старенькым автомобилям, можно "вычислить" хозяина-оптимиста: в креплении 1-го из колес не хватает болта либо гайки. Причина рядовая - резьба сорвана. Брать новейшую ступицу, подменять - как бы недешево, других хлопот полон рот, машина нужна "на ходу".
К счастью, бог дураков бережет. Многим такое отношение сходит с рук. Но не многим. Колесо сейчас закреплено на ступице слабее, да еще несимметрично. На поворотах, в особенности у любителя скорости, оно как будто дышит, дополнительно нагружая оставшиеся болты. Итог предсказуем: в точках крепления металл обминается, затяжка слабнет - и колесо начинает натурально болтаться, грозя обломать оставшийся крепежный элемент.
КАК СОРВАТЬ РЕЗЬБУ
Понятно много методов. Нередко механик прикладывает к ключу чрезвычайное усилие. Что поделаешь, не принято у нас воспользоваться "моментным" ключом (исключения редки). Естественно, физические способности людей не схожи, но сорвать резьбу М8, а тем паче М6 и ниже под силу каждому. В особенности резьбы с маленьким шагом, каких много, к примеру, на "Волге". Обычно резьбу портят не с первого раза, но после нескольких разборок узла она "кончается" закономерно: витки деформируются, больше сдвигаясь, и, в конце концов, срезаются. Потому в почти всех случаях уже работавшие болты, винты, гайки лучше подменять новыми.
Досрочному износу резьбы и потере прочности содействует и ее затягивание "всухомятку", без смазки. Тем паче, если смазку "подменяет" песок, пыль, грязь.
В конце концов, неопытный человек способен иПодвескаить Ремонт и эксплуатация, пытаясь завернуть болт, гайку, свечу, датчик и т.п. не по резьбе. Итог невнимательности в особенности грустен, если повредишь резьбу в ответственных, дорогих деталях - блоке цилиндров либо его головке, ступице колеса и т.д. Не все поддается обычному ремонту.
И КАК ЕЕ УБЕРЕЧЬ
Как ввертывать винт, свечу и т. п., чтоб избежать их захода не по резьбе? Прием до забавного прост, хотя многие о нем не знают.
Допустим, вы воткнули свечу в гнездо. Держа ее соосно с отверстием, плотно прижимайте и плавненько крутите против часовой стрелки. Когда начало резьбы ("заход") на свече совпадет с началом ее в отверстии, услышите щелчок, свеча провалится на долю мм. Сейчас, как и раньше рукою - обвертывайте. Идет просто? Означает, по резьбе. Предстоящее - дело техники. Ключом воспользуемся, когда он вправду будет нужен: при конечной затяжке. Этот прием в особенности полезен, когда имеешь дело с маленькой резьбой огромного поперечника. К примеру, при регулировке "схода" на "Жигулях". Резьба управляющих тяг и муфт М16х1, к тому же тут и левая, и правая.
Если даже по резьбе винт либо гайка обвертываются туго, это практически наверняка недостаток резьбы. Возможно, ее, как молвят, уже "потянуло" - еще не сорвана, но финиш не за горами. В ряде всевозможных случаев это просто проверить: гайка просто навинчивается на болт одной стороной, а перевернутая просит ключа, означает, резьба уже смята. Когда другого выхода нет, стоит еще раз изгнать резьбу: в отверстии - метчиком, на винте - плашкой. Если металла сняли совершенно малость, резьба еще послужит. Много - Ремонт и эксплуатация лучше поменять.
Повышенное внимание винтообразным домкратам. На винт и гайку возложена тут, можно сказать, колоссальная ответственность - срыв машины с домкрата недопустим! Один из признаков лишнего износа резьбы в гайке (достается сначала ей) - очевидно возросшее усилие на ручке домкрата не только лишь при подъеме машины, но даже при спуске. Из-за сильного износа и преломления профиля резьбы гайку клинит на винте (рис. 1) - воспользоваться таким домкратом само мало неразумно.
Суровый вопрос - смазка. Если речь о соединениях, разбираемых очень изредка, ею можно пренебречь: за раз резьба не износится. Но на машине, в особенности снизу кузова, тяжело отыскать болты либо гайки, не подверженные коррозии: поленился смазать - через год не открутить, впору "болгаркой" резать. Смазанный крепежный элемент не только лишь меньше заржавевает, да и меньше изнашивается при сборке-разборке. Не принимайте серьезно горе-теоретиков, которые будут угрожать "самоотвинчиванием" смазанных болтов (в особенности колесных!). Если они затянуты, то при очень малых углах подъема винтообразной полосы (около 2°) в контакте стали со сталью происходит заклинивание (пленка излишней смазки выдавливается).
Будь "теоретики" правы, ни один мотор не сумел бы работать - столько у него снутри болтов, винтов, гаек, практически купающихся в масле, да еще выдерживающих беспрестанные вибрации!
Ремонт и эксплуатация крепления колес работают в тяжелых критериях: удары, вибрация, переменные нагрузки, грязь, вода... К тому же их приходится неоднократно вывинчивать и завинчивать - при смене шин, проколах, балансировках и т. д. Несмазанная резьба изнашивается резвее. Чем больше в ней трение, тем сложнее поймать начало подлинного стягивания деталей. Если резьба сама по для себя очень тугая, просит огромных усилий на ключе, а соединяемые Ремонт и эксплуатация как бы состыковались, как найти, как накрепко они стянуты? У девочки-автомобилистки, сменившей проколотое колесо, запаска болтается, молотобоец же способен сорвать остатки болтов. Потому повторим: если резьба исправна, то винт, болт, гайка, свеча, домкрат и т. п., пока не "уперлись" и не несут нагрузки, должны крутиться просто. В ремонтной литературе вы отыщите рекомендуемые моменты затяжки резьбовых соединений, но помните, идет речь только об исправных.
СЛИВАЙ ВОДУ
Есть педанты, готовые смазывать что угодно, не только лишь резьбу. Но от ошибок и они не застрахованы. Одна из их очень небезопасна по вероятным последствиям. Запомните: нельзя обвертывать винты в глухие резьбовые отверстия, не убрав из их жидкость - горючее, "Тосол", масло, а еще ужаснее - пластичную смазку. Они все фактически несжимаемы, даже маловязкие практически не продавливаются через витки резьбы, не говоря уже о маслах и консистентных смазках - попытка "переупрямить" не желающий обвертываться винт может обойтись недешево (рис. 2). Надев на ключ трубу, горе-механики, как минимум, резьбу срывали. А то и ужаснее. Пытаясь вкручивать болты, крепящие головку к блоку цилиндров, бывало, металлический блок разрушали. Пойдут от отверстия трещинкы - что тогда?
При сборке хоть какого агрегата либо узла с глухими резьбовыми отверстиями жидкость из их стопроцентно убирают - тряпкой, шприцем и т. п. Когда мы говорим о смазанной резьбе, то подразумеваем узкую пленку смазки на ней, но не больше.
В конце концов, работая с резьбовыми соединениями, не запамятовывайте и о чистоте. Уронив винт либо гайку в грязь, песок, поначалу хорошо помойте их - бензином, керосином, соляркой - и только после чего продолжайте сборку узла.
Рис. 1. Очень изношенная резьба.
Рис. 2. Масло - несжимаемо!
КЛУБ Автовладельцев
НЕ НАЛЕГАЙ!
БУДЬТЕ ДЕЛИКАТНЕЕ С РЕЗЬБОЙ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ СТАСОВ
В вашей машине счет винтам, болтам, гайкам идет на тыщи... Надежность автомобиля, его долговечность, удобство, ну и просто исправность почти во всем зависят от состояния крепежных частей, сначала - резьбовых.
Излишнего НЕТ!
Ненадобного крепежного элемента не бывает. Спросите опытнейших, каждый наверное вспомнит чего-нибудть на данную тему. Скажем, как, снимая панель, винтик растерял. Подходящего не нашлось и решил: не неудача, пока поезжу без него. Через какое-то время панель стала очень дребезжать, а там и спидометр "сдох". Произвели осмотр - оказалось, рассыпался! Растрясло его. Тишь в салоне - не только лишь комфорт. Хоть какой "дребезг" - это вибрации, а с ними шуточки плохи.
Но такового рода "отказ" - сущий пустяк в сопоставлении с разрушением подвески, управляющего управления, потерей колеса на ходу, когда у водителя малость шансов на благополучный финал. Приглядевшись к старенькым автомобилям, можно "вычислить" хозяина-оптимиста: в креплении 1-го из колес не хватает болта либо гайки. Причина рядовая - резьба сорвана. Брать новейшую ступицу, подменять - как бы недешево, других хлопот полон рот, машина нужна "на ходу".
К счастью, бог дураков бережет. Многим такое отношение сходит с рук. Но не многим. Колесо сейчас закреплено на ступице слабее, да еще несимметрично. На поворотах, в особенности у любителя скорости, оно как будто дышит, дополнительно нагружая оставшиеся болты. Итог предсказуем: в точках крепления металл обминается, затяжка слабнет - и колесо начинает натурально болтаться, грозя обломать оставшийся крепежный элемент.
КАК СОРВАТЬ РЕЗЬБУ
Понятно много методов. Нередко механик прикладывает к ключу чрезвычайное усилие. Что поделаешь, не принято у нас воспользоваться "моментным" ключом (исключения редки). Естественно, физические способности людей не схожи, но сорвать резьбу М8, а тем паче М6 и ниже под силу каждому. В особенности резьбы с маленьким шагом, каких много, к примеру, на "Волге". Обычно резьбу портят не с первого раза, но после нескольких разборок узла она "кончается" закономерно: витки деформируются, больше сдвигаясь, и, в конце концов, срезаются. Потому в почти всех случаях уже работавшие болты, винты, гайки лучше подменять новыми.
Досрочному износу резьбы и потере прочности содействует и ее затягивание "всухомятку", без смазки. Тем паче, если смазку "подменяет" песок, пыль, грязь.
В конце концов, неопытный человек способен иПодвескаить Ремонт и эксплуатация, пытаясь завернуть болт, гайку, свечу, датчик и т.п. не по резьбе. Итог невнимательности в особенности грустен, если повредишь резьбу в ответственных, дорогих деталях - блоке цилиндров либо его головке, ступице колеса и т.д. Не все поддается обычному ремонту.
И КАК ЕЕ УБЕРЕЧЬ
Как ввертывать винт, свечу и т. п., чтоб избежать их захода не по резьбе? Прием до забавного прост, хотя многие о нем не знают.
Допустим, вы воткнули свечу в гнездо. Держа ее соосно с отверстием, плотно прижимайте и плавненько крутите против часовой стрелки. Когда начало резьбы ("заход") на свече совпадет с началом ее в отверстии, услышите щелчок, свеча провалится на долю мм. Сейчас, как и раньше рукою - обвертывайте. Идет просто? Означает, по резьбе. Предстоящее - дело техники. Ключом воспользуемся, когда он вправду будет нужен: при конечной затяжке. Этот прием в особенности полезен, когда имеешь дело с маленькой резьбой огромного поперечника. К примеру, при регулировке "схода" на "Жигулях". Резьба управляющих тяг и муфт М16х1, к тому же тут и левая, и правая.
Если даже по резьбе винт либо гайка обвертываются туго, это практически наверняка недостаток резьбы. Возможно, ее, как молвят, уже "потянуло" - еще не сорвана, но финиш не за горами. В ряде всевозможных случаев это просто проверить: гайка просто навинчивается на болт одной стороной, а перевернутая просит ключа, означает, резьба уже смята. Когда другого выхода нет, стоит еще раз изгнать резьбу: в отверстии - метчиком, на винте - плашкой. Если металла сняли совершенно малость, резьба еще послужит. Много - Ремонт и эксплуатация лучше поменять.
Повышенное внимание винтообразным домкратам. На винт и гайку возложена тут, можно сказать, колоссальная ответственность - срыв машины с домкрата недопустим! Один из признаков лишнего износа резьбы в гайке (достается сначала ей) - очевидно возросшее усилие на ручке домкрата не только лишь при подъеме машины, но даже при спуске. Из-за сильного износа и преломления профиля резьбы гайку клинит на винте (рис. 1) - воспользоваться таким домкратом само мало неразумно.
Суровый вопрос - смазка. Если речь о соединениях, разбираемых очень изредка, ею можно пренебречь: за раз резьба не износится. Но на машине, в особенности снизу кузова, тяжело отыскать болты либо гайки, не подверженные коррозии: поленился смазать - через год не открутить, впору "болгаркой" резать. Смазанный крепежный элемент не только лишь меньше заржавевает, да и меньше изнашивается при сборке-разборке. Не принимайте серьезно горе-теоретиков, которые будут угрожать "самоотвинчиванием" смазанных болтов (в особенности колесных!). Если они затянуты, то при очень малых углах подъема винтообразной полосы (около 2°) в контакте стали со сталью происходит заклинивание (пленка излишней смазки выдавливается).
Будь "теоретики" правы, ни один мотор не сумел бы работать - столько у него снутри болтов, винтов, гаек, практически купающихся в масле, да еще выдерживающих беспрестанные вибрации!
Ремонт и эксплуатация крепления колес работают в тяжелых критериях: удары, вибрация, переменные нагрузки, грязь, вода... К тому же их приходится неоднократно вывинчивать и завинчивать - при смене шин, проколах, балансировках и т. д. Несмазанная резьба изнашивается резвее. Чем больше в ней трение, тем сложнее поймать начало подлинного стягивания деталей. Если резьба сама по для себя очень тугая, просит огромных усилий на ключе, а соединяемые Ремонт и эксплуатация как бы состыковались, как найти, как накрепко они стянуты? У девочки-автомобилистки, сменившей проколотое колесо, запаска болтается, молотобоец же способен сорвать остатки болтов. Потому повторим: если резьба исправна, то винт, болт, гайка, свеча, домкрат и т. п., пока не "уперлись" и не несут нагрузки, должны крутиться просто. В ремонтной литературе вы отыщите рекомендуемые моменты затяжки резьбовых соединений, но помните, идет речь только об исправных.
СЛИВАЙ ВОДУ
Есть педанты, готовые смазывать что угодно, не только лишь резьбу. Но от ошибок и они не застрахованы. Одна из их очень небезопасна по вероятным последствиям. Запомните: нельзя обвертывать винты в глухие резьбовые отверстия, не убрав из их жидкость - горючее, "Тосол", масло, а еще ужаснее - пластичную смазку. Они все фактически несжимаемы, даже маловязкие практически не продавливаются через витки резьбы, не говоря уже о маслах и консистентных смазках - попытка "переупрямить" не желающий обвертываться винт может обойтись недешево (рис. 2). Надев на ключ трубу, горе-механики, как минимум, резьбу срывали. А то и ужаснее. Пытаясь вкручивать болты, крепящие головку к блоку цилиндров, бывало, металлический блок разрушали. Пойдут от отверстия трещинкы - что тогда?
При сборке хоть какого агрегата либо узла с глухими резьбовыми отверстиями жидкость из их стопроцентно убирают - тряпкой, шприцем и т. п. Когда мы говорим о смазанной резьбе, то подразумеваем узкую пленку смазки на ней, но не больше.
В конце концов, работая с резьбовыми соединениями, не запамятовывайте и о чистоте. Уронив винт либо гайку в грязь, песок, поначалу хорошо помойте их - бензином, керосином, соляркой - и только после чего продолжайте сборку узла.
Рис. 1. Очень изношенная резьба.
Рис. 2. Масло - несжимаемо!