ВАЗ-21218. «ФОРА» ДАЕТ ФОРУ
ВАЗ-21218. «ФОРА» ДАЕТ ФОРУ
ТЮНИНГ
"ФОРА" ДАЕТ ФОРУ
Вседорожный автомобиль - благодатное поле для тюнинга: большие прожекторы на крыше, лебедка на бампере, высочайшие либо широкие колеса - вэдовой машине все к лицу. Наша "Нива" - не исключение. Поэтому настолько не мало сегодня вариантов ее выполнения. С одним из их - детищем производства особых автомобилей (ПСА - дочернее предприятие ВАЗа) "БРОНТО" - знакомит наш корреспондент в Тольятти Сергей МИШИН.
БРОНТОавтомобили появились пару лет вспять. Броневики для инкассаторов "Форс", изготовленные на базе "Нивы", поселились в автопарках многих банков и успели уже примелькаться. Окрыленные первым фуррором, "бронтовцы" стали расширять палитру собственных машин и выпустили снегоболотоход "Марш" и любопытную версию удлиненной на 300 мм "Нивы". Ее окрестили "Форой". Кстати, совместно с "Форсом" и "Маршем" она была показана в Москве на прошедшем автомобильном салоне, где вызвала большой энтузиазм гостей.
Мы издавна смотрим за этим проектом, и чуть "БРОНТО" получил сертификат, дающий право продавать "Фору", редакция заполучила эту машину для длительных испытаний (дорого, правда, - 70 млн. рублей!). Сейчас - о первых впечатлениях.
Как, нужно считать, многие автомобилисты, увидевшие удлиненный вариант серийной машины, мы сходу задались вопросом: как прочен кузов и не сломается ли он напополам при насыщенной эксплуатации и лишней нагрузке? Создатели "Форы" заверили, что этого не произойдет. Зная русские условия эксплуатации и особенности государственного нрава (грузить, например, двенадцать мешков картошки заместо положенных 5), конструкцию сделали особо крепкой.
Элементы кузова удлиняют по отдельности, при этом так, чтоб не ослабить всю конструкцию. К примеру, боковину разрезают понизу в фронтальной части порога, а вверху - в задней части проема двери. Пол удлиняют ступенчатой вставкой, а в поднятую крышу вводят дополнительные усиливающие элементы. "Фора" выдержала заводские тесты с отменным результатом: крепкость на уровне серийной "Нивы".
А комфортабельность существенно выше. Из дополнительных 300 мм 150 ушли на повышение места для ног задних пассажиров, а оставшиеся 150 освободили их от тесноты колесных арок, так досаждающих на "Ниве". Высочайший потолок и широкий дверной просвет позволяют пассажирам заходить в автомобиль, а не влезать, как в "Ниву". Так как места для прохода довольно, конструкторы отказались от штатных фронтальных сидений "Нивы" в пользу "восьмерочных".
Любопытна конструкция удлиненных дверей. Накладка (наружняя часть) - штампованный лист, а каркас сварен из 2-ух частей. Опускное стекло огромное, во всю дверь. Обивка своя, уникальная, предвидено две ручки. Смотрится, естественно, особенно, но закрывать двери и открывать и фронтальным, и задним пассажирам комфортно. Жалко, в дверцах нет кармашков для мелочи.
Конструкция кузова на зависть обладателям "нив" и к радости обладателей "Форы" позволила прирастить объем багажника. В базисном "2121" он все таки маловат. С новым грузовым отсеком не надо так нередко ложить задние сидения (хотя и тут они убираются как в обыкновенной "Ниве"). Даже большой груз умещается в багажнике без заморочек - места больше, чем в "Самаре". Кстати, отделение закрыто "восьмерочной" полкой.
В фронтальной части салона панель устройств рядовая, от VAZ 21213. Правда, на нашем экземпляре есть отличие. Справа заместо журнальной полки установлен кондюк. Клиент машины может заказать его прямо у "БРОНТО". Поначалу мы пожаловались на то, что с емкостями для вещей не густо: перчаточный ящик маловат, "корыто" на туннеле около рычага коробки мелкое и неловкое. Но летняя жара, поточнее прохлада снутри машины, уверили нас: кондюк важнее.
Прирост "Нивы" в 300 мм неопытный глаз обусловит не сходу, а необыкновенный отбойник, защищающий передок автомобиля, обязательно отметит. Он отлично смотрится, успешно закреплен и по-настоящему защищает машину в тяжелом бездорожье, где можно натолкнуться на препятствие. Протоколы испытаний подтверждают это. Отбойник сертифицирован, потому к нему уже не придерется ни один инспектор ГАИ.
Запасное колесо за задней дверцей - тоже фирменная черта "Форы". Причина его переселения из-под капота - возможность установки широких шин. Такие под капотом уже не поместятся. Закреплено оно на откидном кронштейне на заднем бампере. Чтоб открыть дверь багажника, запаску приходится подымать и откидывать. Неловко, но сделать по-другому - означает прирастить стоимость и без того не дешевенькой машины.
Коль под капотом освободилось место, грех ему пропадать - решили в "БРОНТО" и установили там систему (газогенераторы) автоматического пожаротушения. Штука, естественно, недешевая, но, как указывает наш опыт, нужная. Пламя, обычно, вспыхивает под капотом, шофер же замечает огнь не сходу, а когда он неистовствует вовсю. Бывают ситуации и похуже, когда пожар появляется после аварии, а шофер не может выкарабкаться из машины. Недаром в Подвескаивных машинах такие системы неотклонимы. О дежурном режиме газогенераторов докладывают два пылающих светодиода на панели устройств, а при пожаре сработают датчики.
Больше под капотом новинок нет. Там расположился надежный 1700-кубовый мотор VAZ 21213 с карбюратором, но уже на данный момент можно заказать "Фору" со впрысковым движком.
Снизу машины - тоже все без конфигураций. Коробка: штатное сцепление, пятиступная коробка, "раздатка", фронтальный и задний мосты - все родное. Исключение - карданный вал. Так как машина растянулась на 300 мм, заместо обыденного поставили удлиненный.
Когда мы осматривали автомобиль снизу, решили проверить затяжку резьбовых соединений. Все собрано на совесть. Как досадно бы это не звучало, сейчас этого не скажешь о серийной (конвейерной) продукции ВАЗа. Бывает, то гайку, то болт забудут поставить, а о моменте затяжки уже и упоминать неловко. Ранее такового не было. После первых 3-х тыщ км пробега мы вновь "прошлись" с ключом по всей машине. Все было в норме, как и до этого. Но без огорчений не обошлось - таково уж естество российских машин (и это принуждает всегда быть настороже). В расширительном бачке нашей "Форы" появились пузырьки. Заподозрив неладное, открыли пробку и принюхались. Так и есть, запах картерных газов. Означает, пробита прокладка головки блока, и они прорываются в систему остывания. Отлично еще, что "Тосол" не успел попасть в масло. Сняли крышку головки, набросили ключ на 1-ый попавшийся болт, а он оказался... недотянутым. То же было и с другими. Сняли головку - прокладка, слава Богу, не прогорела, а газы прорывались из первого цилиндра мимо нее в систему остывания. Таковой недостаток нас обременил задачей. Дело в том, что в "жигулевских" моторах на данный момент употребляют новые болты, подобные тем, что в движке VAZ 2108. Протяжки головки после маленького пробега, как было ранее, не требуется. Упругая деформация затянутых болтов достаточна для компенсации усадки прокладки головки. Означает, инспектировать затяжку следует самому и сходу, как новый автомобиль попадет в ваши руки.
Еще одна неисправность появилась чуток позднее. Завышенный свободный ход в управляющем механизме. Но с ним мы совладали стремительно, довернув регулировочный винт на 1/6 оборота. В остальном автомобиль морок не доставил и вызывал только положительные эмоции. Узлы и агрегаты "прикатались" уже на первой тыще: понижение расхода горючего и повышение выбега заверили данный факт.
На дороге автомобиль держится потрясающе. Он не скачет, как короткая "Нива", а просто "проглатывает" маленькие выпуклости на асфальте, как будто комфортный легковой автомобиль, а не жесткий джип. В серии поворотов "Фора" управляется, пожалуй, лучше, чем "Нива". Приметен приросший радиус поворота, ведь база выросла с 2200 (на "Ниве") до 2500 мм (на "Форе").
Раскисшую грунтовую дорогу, песок, пахоту "Фора" преодолевает не ужаснее собственного макета. Пока не было варианта, чтоб нам не удалось выкарабкаться из внедорожной ловушки. Возлагаем надежды, что автомобиль будет вести себя так же уверенно и в глубочайшем снегу. Зима покажет. А пока мы остались довольны нравом "Форы": заявленные изготовителями плюсы машины подтвердились.
На штатное место запаски поставили один из газогенераторов автоматической системы пожаротушения.
Дефлектор в пластмассовой крыше "Форы" призван защищать стекло от грязищи.
Чтоб открыть заднюю дверь, запаску приходится откидывать ввысь на право.
Широкий просвет двери и простор для задних пассажиров - главное завоевание "БРОНТО".
Из-за кондюка пришлось пожертвовать журнальной полкой.
Две ручки в двери? Оригинально.
Короткая техно черта автомобиля "Фора" (в скобках - "Нивы" VAZ 21213)
Общие данные: число мест - 5 (4); оснащенная масса - 1270 (1210) кг; полная масса - 1720 (1610) кг; наибольшая скорость - 135 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 21 (19) с; расход горючего при 90, 120 км/ч и в ГЦ - 8,5 (8,3); 11,5; 11,0 (10,3) л/100 км. Размеры, мм: длина - 4190* (3749); высота - 1750 (1640); база - 2500 (2200).
Примечание. * - без решетки-отбойника.
ВАЗ-21218
ВАЗ-21218

г.