КОМПРЕССИЯ В Стальных ОБЪЯТИЯХ
КОМПРЕССИЯ В Стальных ОБЪЯТИЯХ
КЛУБ Автовладельцев
КОМПРЕССИЯ В Стальных ОБЪЯТИЯХ
Поршневые кольца полностью можно отнести
к культовым деталям современного авто мотора. Конкретно о их да, пожалуй, о свечках зажигания слагают автомобилисты легенды и небывальщины, приписывают им чудодейственные характеристики, способные вдохнуть в мотор невиданную мощь и долголетие.
Андрей СИДОРОВ
Частично это правильно. Даже самый неплохой движок изойдет сизым дымом, установи на него кольца кустарного производства. А такие на рынке не уникальность. При этом на их упаковке нередко светится заглавие какой-либо известнейшей компании. Время от времени с грамматическими ошибками и в упаковке из крафт-бумаги, время от времени в очень похожей на фирменную коробке. Всех их соединяет воединыжды одно - имитация, а проще говоря - подделка. Моделируют, обычно, только заслуженные марки - с ними сальдо погуще и сбыт гарантирован. Не миновала эта поруха и "Гётце", и на другими словами свои предпосылки. Основная - репутация компании. Под таковой маркой просто сбывать всякую контрабанду. А плющить проволоку и навивать на подходящей трубе "поршневые" кольца - дело нехитрое. Сейчас, если только кольца куплены не у официального представителя компании, можно с 80%-ной вероятностью сказать, что это подделка. В один прекрасный момент таковой заменитель достался и нам. Через 20 тыс. км движок редакционного "Москвича" закончил тянуть и закашлял масляным дымом. Как выяснилось при разборке, кольца к этому времени истерлись на нет и отчасти отошли с отработавшими газами, а псевдо-"Гётце" колпачки клапанов заскорузли и растрескались. С того времени ответственные запчасти на лотках не покупаем.
Кстати, на самой фирме довольно отлично ознакомлены о ситуации с подделками на русском рынке. Мне проявили гигантскую витрину, где за стеклом стоят эталоны различных имитаций. Некие отличишь от оригиналов с первого взора, другие же как близнецы-братья, и распознает их только родитель. "Малыши лейтенанта Шмидта" не знают границ, и профсоюз их как и раньше процветает.
Чем все-таки соблазняет пиратов от автозапчастей популярная марка? Поначалу малость истории.
Летом 1887 года Фридрих Гётце открыл в пригороде Кёльна, Буршайде мастерскую по выпуску медных прокладок для паровых машин - тогда основных движков прогресса. Это обеспечило Гётце повсевременно возрастающий спрос на его продукцию и благоденствие компании. В 1904 году изделия "Гётце" появились на наикрупнейшей интернациональной выставке в Америке, в Сент-Луисе. Потребность в уникальных уплотнениях оказалась настолько высочайшей, что уже в 1911 году их создание началось и в США.
Невзирая на разразившийся после первой мировой войны экономический кризис, авто индустрия набирала обороты. Движки внутреннего сгорания всюду вытесняли паросиловые установки. Автопромышленность, сначала США, а потом и Европы, добивалось больше различных девайсов. В то время "Гётце" направил значительную часть собственного потенциала на разработку поршневых колец и в 20-х годах, благодаря перенятой из США технологии, крепко занял ведущее место на европейском рынке.
2-ая глобальная война превратила предприятие в руины. Но старик Гётце не пожалел цемента в фундамент собственного детища. На нем строилась послевоенная история компании. Быстрыми темпами развивалась в Германии авто индустрия, а "Гётце" здесь как здесь со собственной новинкой - блестящими кольцами. С ними росли быстроходность и надежность движков, а портфель заказов приятно округлялся.
Но почивать на лаврах значило отстать в конкурентноспособной гонке. И потянулись щупальца компании за море. Уже в 1953 году создание с зарубежным ролью раскрылось в Аргентине. За ней "покорились" Бразилия и Индия. Застолбили местечко и во Франции.
В 1973 году компания основала собственный научно-исследовательский центр, занявшийся новыми разработками. 250 профессионалов времени даром не теряли. Один из первых плодов - способ плазменного нанесения металлокерамического покрытия колец. (И доныне хромокерамика - ноу-хау "Гётце".)
В 1984-м в серию пошли безасбестовые прокладки головок блоков. Сейчас центр - кладезь технической премудрости компании. В нем проектируют и разрабатывают цилиндрокомплекты (гильза, поршень с кольцами и пальцем), прокладки, колпачки, сальники для многих ведущих моторостроительных компаний. Ведь брать систему (в этом случае "Гётце") всегда дешевле и надежнее, чем иметь дело с несколькими поставщиками девайсов либо растрачивать силы и средства на самостоятельную разработку. Формула "каждый занимается своим делом" свято соблюдается в деловом мире. "Гётце", в свою очередь, отливки для металлических колец делает сама, а профилированную проволоку для железных покупает в Стране восходящего солнца. От такового разделения в выигрыше все, в том числе и потребитель.
Со времен Маркса понятно, что в погоне за чистоганом капиталист готов реализовать свою душу, не то что фирму. Так случилось и с "Гётце". В 1993 году управление признало экономически целесообразным "продаться" британской компании T&N. Это никак не означало бедственного положения компании, просто патриотические чувства и иная сентиментальность при определении прибыли в расчет не берутся.
Чтоб сохранить клиентов, чье доверие завоевывалось все эти годы, логотип упаковки сохранили прежним. АО разъединили на многофункциональные единицы, любая из которых могла стремительно и независимо от холдинга реагировать на запросы рынка.
А в 1998 году еще больше большая акула - южноамериканский концерн "Федерал Могул" (Federal Mogul) благополучно "съела" T&N. Очевидно, совместно с "Гётце". Сейчас "Гётце" не что другое, как фабричная марка "Федерал Могул".
Современное создание колец - дело сложное и дорогостоящее. Огромную часть работы делают автоматические полосы. Выпуск этих "умных" машин - тоже принципиальная статья доходов "Гётце". С 1969 года оборудование для производства колец поставлялось в СССР. Костромской, клинцовский, одесский фабрики поршневых колец, КамАЗ, ЯМЗ, Ярцево и другие издавна употребляют станки и технологию "Гётце". Компания для защиты собственных 500 миллионов колец в год от самозваных тезок выдумывает еще одно техническое новаторство - небольшую наклейку на коробку. На ней эмблема компании - человечек, взваливший на спину литейную форму (несун, по-нашему) и надпись "Goetze Motorenteile", другими словами запчасти для движков. В лучах специального фонарика-детектора на наклейке возникает буковка G в круге, а белоснежное поле вокруг покрывается блестками. В сумерках складов такие светлячки на коробках сходу выдадут "шпиона".
К огорчению, у русского покупателя навряд ли есть под рукою таковой фонарик, потому, отправляясь за покупкой, надежнее захватить с собой этот номер журнальчика и, как в детской игре, находить отличия по фотографиям.
"Гётце": вверху - оригинал, понизу - один из вариантов подделки.
В цехе гальваники круглые сутки и в одиночку работает универсальный манипулятор.
Слева - оригинал, спрва - подделка. Написание логотипа, эмблема и упаковка похожи, но не схожи.
Наклейка на клапане коробки - нужный атрибут подлинника.
Из таковой металлической отливки выходит три кольца.