ВАРИАТОР - ВПЕРЕД!
ВАРИАТОР - ВПЕРЕД!
ТЕХНИКА
НОВИНКИ
Материалы рубрики подготовили Аркадий АЛЕКСЕЕВ, Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
ВАРИАТОР - ВПЕРЕД!
В обзоре "автоматов" (ЗР, 1999, № 11) упомянуты вариаторы, способные передавать значимый вращающий момент.
Идет речь о разработке "Audi" для модели А6 2.8, снаряженной движком мощностью 193 л. с. с вращающим моментом 280 Н.м. Интригующе было оснастить таковой автомобиль бесступенчатым вариатором, да только никакой ремень, даже наборный металлической, длительно не выдержит. В поисках решения конструкторы вспомнили о пластинчатой многорядной цепи. Конкретно такая и работает в новеньком вариаторе "Мультитроник", обеспечивая не только лишь передачу значимой нагрузки, но к тому же изменение передаточного дела в спектре от 1:2,1 до 1:12,7. Это позволило отрешиться от гидротрансформатора, а означает, и от дополнительных утрат мощности. Его место заняло ламельное сцепление с электрическим управлением.
Компьютер способен распознать по нраву движения педали акселератора, какой шофер за рулем - "гонщик" либо "экономщик". В последнем случае уже со скорости 60 км/ч вариатор включает режим "овердрайв", другими словами занижает передаточное отношение. Но стоит только энергично утопить педаль в пол, как включится Подвескаивный режим.
На "Audi" разгон происходит при плавненько изменяющихся оборотах мотора, а это исключает противный для неких водителей эффект "пробуксовывающего сцепления", соответствующий для обыденных систем CVT. Компьютер реагирует включением "пониженной передачи" и на такие тонкости, как наличие прицепа либо крутого подъема, необходимость торможения движком.
Еще одна возможность умной электроники - это работа в ручном режиме, когда из памяти компьютера извлекаются заблаговременно запрограммированные значения передаточного дела. В данном случае "автомат" действует как шестиступная коробка с поочередным переключением.
Сейчас пристально поглядим на саму цепь. На фото видны составные штифты, соединяющие звенья. Они-то и передают вращающий момент на конусы вариатора своими торцами. Чтоб исключить проскальзывание, прижим конусов осуществляется сложной следящей гидравлической системой, которая делает в каждый момент нужное давление от 20 до 60 атм. В итоге износ штифтов составляет только 0,2 мм за весь срок службы, измеряемый сотками тыщ км.
Ну и, в конце концов: ради чего все-же вся эта дорогостоящая затея? Новенькая "Audi" расходует на 0,9 л/100 км меньше горючего, чем с обычным "автоматом", и на 0,2 л меньше, чем с механической пятиступной коробкой. При всем этом разгон до "сотки" занимает соответственно на 1,3 с и на 0,1 с меньше времени. Вот сейчас можно сказать: есть "автомат", не ухудшающий, а улучшающий динамику и экономичность автомобиля!