САМАРА Перебежала НА ШЕПОТ
"САМАРА" Перебежала НА ШЕПОТ
Тесты
Тест
"САМАРА" Перебежала НА ШЕПОТ
К тюнингу
(говоря по-русски - доводке)
российских автомобилей журнальчик обращается часто.
Рассказ обычно идет о механике: моторах, коробках, подвесках и прочем. Но резвый автомобиль - это полдела. Сейчас коснемся комфорта и озаботимся понижением шума.
Анатолий КАРПЕНКОВ, Игорь ТВЕРДУНОВ
УСЛОВИЕ Задачки
Дано: стандартный автомобиль VAZ 21093 с впрысковым полуторалитровым движком, набор вибро- и шумоизоляционных материалов компании "Росэкопласт". Требуется: понизить уровень шума.
Задачка не настолько ординарна, как кажется на 1-ый взор. Борьба с шумом в автомобиле средством особых материалов - на самом деле собственной пассивный способ. Итог наверное будет относительно умеренным - "Mercedes" из "Самары" не сделаешь. Ведь основная борьба с шумом ведется на шаге сотворения автомобиля, и если уж машина "вышла" гулкой, то без сурового вмешательства в конструкцию вылечить ее тяжело. В нашем случае подопытный автомобиль - далековато не самый звучный, по российским, естественно, меркам. Сможем ли что-то сделать лучше?
ИЗОЛИРОВАТЬ И Всасывать
В работе использовали вибро- и шумоизоляционные материалы 5 типов. С вибрацией боролись "Виброизол-2.0" и "Виброфол-2.0". Оба покрытия самоклеящиеся, 2-ое, не считая того, со специальной предохраняющей фольгой. "Виброизол" более эффективен при низких частотах шума. "Виброфол" работает в более широком спектре, демонстрировал наилучшие результаты в области средних звуковых частот. Задачка виброизоляции - поменять частоту колебаний тех деталей кузова, на которые наклеен материал. Дело в том, что та либо другая панель кузова, вибрируя с определенной частотой, служит специфичной мембраной, издающей звук. Так что виброизоляция не глушит шум, а борется с его источником. Обратим внимание: виброизоляционный материал более эффективен, пока он в два-три раза толще металла кузова. Более толстый подабающим образом уже не работает.
Шумопоглощающие материалы - тоже самоклеящиеся: "Шумизол-15К СТ" и "Шумизол-15К ПЭТ" - особые поролоны с покрытием, соответственно, из стеклоткани и полимерной пленки. Шумоизолирующий материал "Пенокол-5.0" - полимер, не поглощающий воды.
Схема установки комплекта звукоизоляции приведена на рисунке. За ранее с автомобиля сняли 14,6 кг стандартной звукоизоляции. Масса поновой установленных шумо- и виброгасящих накладок - около 21 кг. Разработка работы такая: на поверхность поначалу наклеивается пластинка из виброгасящего материала, а поверх нее - соответственная звукоизоляция. К примеру, капот "дублируют" поролоном, покрытым стеклотканью для защиты его от воздействия брутальной среды и больших температур. На полу салона укладывают 3-ий, полимерный материал в качестве дополнительной изоляции и для защиты поролонового виброгасителя от воды. Полимер, напомним, не впитывает воду. Появилась звукоизоляция там, где завод ее не устанавливает: на панелях и обивках дверей, полу багажника, задней панели, моторном щите, панели устройств.
40 Баксов ЗА ДЕЦИБЕЛ
Результаты замеров по стандартной методике (табл. 1, 2) демонстрируют понижение уровня внутреннего шума на 2, а наружного - на 1 дБА. Не так не достаточно, если вспомнить, что дБА - величина логарифмическая (см. нашу справку). Расширенные измерения (табл. 3) проявили, в каком направлении улучшать шумоизоляционный набор. На скорости 100 км/ч в зоне фронтального пассажира шум несколько возрос - ясно прослушивается движок. Тут лучше посодействовал бы более тяжкий шумоизоляционный материал на нетканой базе, аналогичный тому, что устанавливают на заводе. А в общем автомобиль стал малость тише, лично это отлично приметно.
Стоит игра свеч? Набор звукоизоляции обошелся нам в 80 долл. (без торговых "накруток"). Работа по установке легкая, но тщательная и небыстрая. Можно обратиться к спецам, но сколько за эту работу возьмут и как сделают - вопрос. Стоимость за установку в Москве "плавает" от 70 до 150 долл. Уместно скооперировать установку звукоизоляции с другой работой, требующей разборки салона (противокоррозионной обработкой, "маляркой"). Ну, а для тех, кто грезит сделать из возлюбленного авто "конфетку", выходные, проведенные в гараже, - дело обыденное.
Наша справка
СЛЕДУЕТ Делить звукоизоляционные и звукопоглащающие покрытия. 1-ые служат для того, чтоб не пропускать звук из 1-го помещения в другое, изолируемое. 2-ые - поглощают звук источника.
Наша справка
ЗВУК - воспринимаемые человечьим ухом волны давления в спектре частот 20-20 000 Гц. Малый порог слышимости для здорового людского уха - волна с амплитудой 20 мкПа, наибольшая воспринимаемая амплитуда практически в миллион раз больше. Потому внедрение в акустике единицы измерения давления (Па) привело бы к очень длинноватой шкале и оперированию большенными числами. Чтоб избавиться от этой трудности, принята логарифмическая единица измерения дБ (децибел). За 0 дБ принят порог слышимости - 20 мкПа. Повышению звукового давления в 10 раз соответствует повышение в логарифмическом масштабе на 20 дБ. Применение логарифмической шкалы позволяет сузить спектр от 20 мкПа - 20 Па до 0-120 дБ. Очередное преимущество логарифмической шкалы в том, что она более точно соответствует восприятию человечьим ухом конфигурации громкости звука. Изменение громкости на 1 дБ - меньший предел, улавливаемый человеком.
Тесты
Тест
"САМАРА" Перебежала НА ШЕПОТ
К тюнингу
(говоря по-русски - доводке)
российских автомобилей журнальчик обращается часто.
Рассказ обычно идет о механике: моторах, коробках, подвесках и прочем. Но резвый автомобиль - это полдела. Сейчас коснемся комфорта и озаботимся понижением шума.
Анатолий КАРПЕНКОВ, Игорь ТВЕРДУНОВ
УСЛОВИЕ Задачки
Дано: стандартный автомобиль VAZ 21093 с впрысковым полуторалитровым движком, набор вибро- и шумоизоляционных материалов компании "Росэкопласт". Требуется: понизить уровень шума.
Задачка не настолько ординарна, как кажется на 1-ый взор. Борьба с шумом в автомобиле средством особых материалов - на самом деле собственной пассивный способ. Итог наверное будет относительно умеренным - "Mercedes" из "Самары" не сделаешь. Ведь основная борьба с шумом ведется на шаге сотворения автомобиля, и если уж машина "вышла" гулкой, то без сурового вмешательства в конструкцию вылечить ее тяжело. В нашем случае подопытный автомобиль - далековато не самый звучный, по российским, естественно, меркам. Сможем ли что-то сделать лучше?
ИЗОЛИРОВАТЬ И Всасывать
В работе использовали вибро- и шумоизоляционные материалы 5 типов. С вибрацией боролись "Виброизол-2.0" и "Виброфол-2.0". Оба покрытия самоклеящиеся, 2-ое, не считая того, со специальной предохраняющей фольгой. "Виброизол" более эффективен при низких частотах шума. "Виброфол" работает в более широком спектре, демонстрировал наилучшие результаты в области средних звуковых частот. Задачка виброизоляции - поменять частоту колебаний тех деталей кузова, на которые наклеен материал. Дело в том, что та либо другая панель кузова, вибрируя с определенной частотой, служит специфичной мембраной, издающей звук. Так что виброизоляция не глушит шум, а борется с его источником. Обратим внимание: виброизоляционный материал более эффективен, пока он в два-три раза толще металла кузова. Более толстый подабающим образом уже не работает.
Шумопоглощающие материалы - тоже самоклеящиеся: "Шумизол-15К СТ" и "Шумизол-15К ПЭТ" - особые поролоны с покрытием, соответственно, из стеклоткани и полимерной пленки. Шумоизолирующий материал "Пенокол-5.0" - полимер, не поглощающий воды.
Схема установки комплекта звукоизоляции приведена на рисунке. За ранее с автомобиля сняли 14,6 кг стандартной звукоизоляции. Масса поновой установленных шумо- и виброгасящих накладок - около 21 кг. Разработка работы такая: на поверхность поначалу наклеивается пластинка из виброгасящего материала, а поверх нее - соответственная звукоизоляция. К примеру, капот "дублируют" поролоном, покрытым стеклотканью для защиты его от воздействия брутальной среды и больших температур. На полу салона укладывают 3-ий, полимерный материал в качестве дополнительной изоляции и для защиты поролонового виброгасителя от воды. Полимер, напомним, не впитывает воду. Появилась звукоизоляция там, где завод ее не устанавливает: на панелях и обивках дверей, полу багажника, задней панели, моторном щите, панели устройств.
40 Баксов ЗА ДЕЦИБЕЛ
Результаты замеров по стандартной методике (табл. 1, 2) демонстрируют понижение уровня внутреннего шума на 2, а наружного - на 1 дБА. Не так не достаточно, если вспомнить, что дБА - величина логарифмическая (см. нашу справку). Расширенные измерения (табл. 3) проявили, в каком направлении улучшать шумоизоляционный набор. На скорости 100 км/ч в зоне фронтального пассажира шум несколько возрос - ясно прослушивается движок. Тут лучше посодействовал бы более тяжкий шумоизоляционный материал на нетканой базе, аналогичный тому, что устанавливают на заводе. А в общем автомобиль стал малость тише, лично это отлично приметно.
Стоит игра свеч? Набор звукоизоляции обошелся нам в 80 долл. (без торговых "накруток"). Работа по установке легкая, но тщательная и небыстрая. Можно обратиться к спецам, но сколько за эту работу возьмут и как сделают - вопрос. Стоимость за установку в Москве "плавает" от 70 до 150 долл. Уместно скооперировать установку звукоизоляции с другой работой, требующей разборки салона (противокоррозионной обработкой, "маляркой"). Ну, а для тех, кто грезит сделать из возлюбленного авто "конфетку", выходные, проведенные в гараже, - дело обыденное.
Наша справка
СЛЕДУЕТ Делить звукоизоляционные и звукопоглащающие покрытия. 1-ые служат для того, чтоб не пропускать звук из 1-го помещения в другое, изолируемое. 2-ые - поглощают звук источника.
Наша справка
ЗВУК - воспринимаемые человечьим ухом волны давления в спектре частот 20-20 000 Гц. Малый порог слышимости для здорового людского уха - волна с амплитудой 20 мкПа, наибольшая воспринимаемая амплитуда практически в миллион раз больше. Потому внедрение в акустике единицы измерения давления (Па) привело бы к очень длинноватой шкале и оперированию большенными числами. Чтоб избавиться от этой трудности, принята логарифмическая единица измерения дБ (децибел). За 0 дБ принят порог слышимости - 20 мкПа. Повышению звукового давления в 10 раз соответствует повышение в логарифмическом масштабе на 20 дБ. Применение логарифмической шкалы позволяет сузить спектр от 20 мкПа - 20 Па до 0-120 дБ. Очередное преимущество логарифмической шкалы в том, что она более точно соответствует восприятию человечьим ухом конфигурации громкости звука. Изменение громкости на 1 дБ - меньший предел, улавливаемый человеком.