ЗАТОРМОЗИ СЕБЯ САМО!
ЗАТОРМОЗИ СЕБЯ САМО!
ТЕХНИКА
Новинки
Материалы рубрики подготовили Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, Юрий НЕЧЕТОВ, Максим САЧКОВ
ЗАТОРМОЗИ СЕБЯ САМО!
Новое - практически всегда отлично забытое старенькое. Вот и разработчикам электротормозов понадобился патент... 1963 года.
Бурное развитие систем управления по проводам (Drive-by-Wire) потребовало заного посмотреть на исполнительные механизмы - а именно, тормозные. Какая там гидравлика, компу с ней неловко! Вот электромоторчик - другое дело. Пусть он и придавливает колодки к диску! Но хватит ли силенок у электричества и не придется ли навешивать, грубо говоря, по стартеру на каждое колесо? Опаски небеспочвенные. Усилия и сразу быстродействие необходимы солидные. В особенности для дисковых тормозов - помните, какие огромные поршни в их?
Правда, еще в 1963 году Фриц Оствальд запатентовал "дисковые тормоза с самоусилением", но фактически никто тогда эту идею не опробовал, ну и работала предложенная схема только при движении автомобиля вперед. Потому в наши деньки инженер АТЕ Мартин Земш оказался со собственной конструкцией как нельзя кстати - проверка теории практикой не принудила себя ожидать.
На схеме углы клиньев нарочито увеличены, чтоб легче осознать механизм работы. Моторчик (а совсем не "моторище"!) через редуктор приводит в поступательное движение шпиндель, который давит не на колодку, а на промежный клин. В конечном итоге, естественно, часть усилия пропадает, но зато диск тормоза сам "затягивает" колодку и поджимает ее к для себя. При этом направление вращения несущественно. Вот и вся мысль. А что показал опыт?
На щите моделировалось замедление со 100 км/ч до остановки с тормозным моментом 1200 Н.м на одно колесо. Оказалось, что для этого довольно только... 25 Вт электроэнергии! Правда, чтоб очень стремительно избрать зазор, на пару миллисекунд подавалось 125 Вт мощности, но в целом коэффициент "усиления" составил более 5. Более того, управляющая электроника временами резко уменьшала ток (подобно тому, как работает Abs), чтоб сохранить неизменным данный тормозной момент. По другому колодку (а совместно с ней и колесо) вообщем могло заклинить намертво
Видите ли, последний "велик" еще не придуман и простый клин может понадобиться престижной сегодня электронике.
Дисковому тормозу "подбили клинья".
ТЕХНИКА
Новинки
Материалы рубрики подготовили Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, Юрий НЕЧЕТОВ, Максим САЧКОВ
ЗАТОРМОЗИ СЕБЯ САМО!
Новое - практически всегда отлично забытое старенькое. Вот и разработчикам электротормозов понадобился патент... 1963 года.
Бурное развитие систем управления по проводам (Drive-by-Wire) потребовало заного посмотреть на исполнительные механизмы - а именно, тормозные. Какая там гидравлика, компу с ней неловко! Вот электромоторчик - другое дело. Пусть он и придавливает колодки к диску! Но хватит ли силенок у электричества и не придется ли навешивать, грубо говоря, по стартеру на каждое колесо? Опаски небеспочвенные. Усилия и сразу быстродействие необходимы солидные. В особенности для дисковых тормозов - помните, какие огромные поршни в их?
Правда, еще в 1963 году Фриц Оствальд запатентовал "дисковые тормоза с самоусилением", но фактически никто тогда эту идею не опробовал, ну и работала предложенная схема только при движении автомобиля вперед. Потому в наши деньки инженер АТЕ Мартин Земш оказался со собственной конструкцией как нельзя кстати - проверка теории практикой не принудила себя ожидать.
На схеме углы клиньев нарочито увеличены, чтоб легче осознать механизм работы. Моторчик (а совсем не "моторище"!) через редуктор приводит в поступательное движение шпиндель, который давит не на колодку, а на промежный клин. В конечном итоге, естественно, часть усилия пропадает, но зато диск тормоза сам "затягивает" колодку и поджимает ее к для себя. При этом направление вращения несущественно. Вот и вся мысль. А что показал опыт?
На щите моделировалось замедление со 100 км/ч до остановки с тормозным моментом 1200 Н.м на одно колесо. Оказалось, что для этого довольно только... 25 Вт электроэнергии! Правда, чтоб очень стремительно избрать зазор, на пару миллисекунд подавалось 125 Вт мощности, но в целом коэффициент "усиления" составил более 5. Более того, управляющая электроника временами резко уменьшала ток (подобно тому, как работает Abs), чтоб сохранить неизменным данный тормозной момент. По другому колодку (а совместно с ней и колесо) вообщем могло заклинить намертво
Видите ли, последний "велик" еще не придуман и простый клин может понадобиться престижной сегодня электронике.
Дисковому тормозу "подбили клинья".