Непостоянность ОТ СТАБИЛИЗАТОРА
Непостоянность ОТ СТАБИЛИЗАТОРА
ТЕХНИКА
/ТЮНИНГ
Непостоянность
ОТ СТАБИЛИЗАТОРА
МОДЕРНИЗИРУЯ ПОДВЕСКУ -
НЕ НАВРЕДИ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ
ФОТО / Жора САДКОВ
Тема домашнего либо, если желаете, гаражного тюнинга у нас, похоже, неисчерпаема. Волны популярности выплескивают на дороги то проставки, задирающие кузов легкового авто до внедорожных высот, то колеса, выпирающие на несколько см за габарит машины, то невообразимого вида "антикрылья". Сегодня на вазовских переднеприводниках все почаще оказывается на виду задний стабилизатор поперечной стойкости. Не увидеть его тяжело - изделие окрашено в броский желтоватый цвет и установлено, обычно, на задранных при помощи проставок автомобилях - видимо, чтоб восполнить приросший наклон кузова. Мы не удержались от соблазна и заполучили такую конструкцию (за 1200 руб.), а чтоб варьировать наши тесты, рискнули снабдить стандартный VAZ 2112 к тому же особыми проставками (450 руб.) - они наращивают разрушение колес задней оси в негативную черту.
Зрительное знакомство с железяками огромного оптимизма не вызвало. С проставками все как бы понятно - отфрезерованные алюминиевые пластинки, конусновидные в сечении, их воздействие на работу подвески прогнозируемо и почти во всем определяется аккуратностью обработки. А вот по поводу стабилизатора сходу появились вопросы. Начать с поперечника прута. Даже если не углубляться в конструкцию автомобиля, все равно не верится, что толстенный "лом" поперечником 20 мм, заневоливающий и без того полузависимую заднюю подвеску, - конструктивно правильное решение. Давайте прикинем: в оснащенном состоянии на заднюю ось приходится около 30% массы машины. А ведь на еще более загруженном передке "двенадцатой" поперечник стабилизатора всего-то 18 мм.
Последующее колебание - реально ли преодолеть наклоны кузова? Повышение крутильной жесткости задней балки навряд ли серьезно воздействует на валкость VAZ 2112 - для этого стабилизатор поперечной стойкости должен быть сначала связан с кузовом, но в этом случае этого нет! Появились и поболее маленькие сомнения, но на их заострять внимание не будем. Лучше проверим работоспособность "тюнинга" на дороге.
ВАРИАНТ 1:
СТАНДАРТНАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ
Не тайна, что поведение автомобилей "десятого" семейства не блещет отточенностью. "Двенадцатая" не исключение: она с приметной ленцой реагирует на деяния управляющим колесом, что не вызывает экстаза у активного водителя. Правда, в процессе доводки заводчанам все таки удалось заложить в нее нужный припас надежности. Автомобиль устойчив на прямой, понятен и прогнозируем на высочайшей скорости. В целом "двенадцатая" без сюрпризов выполнила весь предложенный комплекс маневров, отягощая жизнь водителя только низкой точностью управления в экстремальных ситуациях да лишней недостаточной поворачиваемостью.
ВАРИАНТ 2:
СТАВИМ СТАБИЛИЗАТОР
Как ни удивительно, валкость машины на прежнем уровне. Наклоны кузова уменьшились, но не так, чтоб гласить об этом серьезно. Похоже, прогнозы реализуются? Все же, в первом же резвом повороте автомобиль поехал не так, как ранее. Сначала он как бы упирался на входе в поворот, потом вдруг резко сорвал заднюю ось в скольжение. Будем повнимательней: занос в особенности интенсивно развивается при сбросе газа и просит очень резвой корректировки - ранее такового не было. На 1-ый взор, по горному серпантину стабилизатор позволяет ехать резвее либо, по последней мере, активнее. Но стоит хоть малость переоценить свои способности, ошибиться в выборе скорости либо просто попасть в повороте на грязный участок, как завладеть машиной становится очень тяжело: срыв задней оси, резвый и резкий, появляется практически без предупреждения, а все другие реакции - на прежнем уровне. Это подтверждает и выполнение маневра "переставка", где итог со стабилизатором существенно ужаснее "эталона". Виновник провала - все та же резкость срывов задней оси.
ВАРИАНТ 3:
СТАВИМ ПРОСТАВКИ
БЕЗ СТАБИЛИЗАТОРА
Они позволили прирастить угол развала задних колес (на 50 минут каждое). На дороге этот вариант поведением очень припоминает стандартный, и только с ростом скорости чувствуещь, что возросла недостающая поворачиваемость. "Двенадцатая" не так охотно заезжает в поворот, стремясь выпрямить линию движения. Естественно, это не добавляет наслаждения от управления автомобилем. Оправданием послужил только более плавный срыв в скольжение (в сопоставлении с базисным вариантом) при выполнении особых маневров.
ВАРИАНТ 4:
ПРОСТАВКИ ПЛЮС СТАБИЛИЗАТОР
Если честно, гремучая вышла смесь. "Двенадцатая" начала настолько интенсивно "рулить" задней осью, что борьба с ней перевоплотился в увлекательное, но небезопасное Подвескаивное состязание по принципу "успею - не успею" либо "попаду - не попаду". Занос задней оси стал даже резче, чем в варианте 2, а преодолеть его еще сложней. Естественно, и к этому сочетанию можно приспособиться, но снаружи красивая езда становится очень небезопасной в обыденных дорожных критериях. Чуток расслабился - и боковое скольжение здесь же перебегает во вращение со всеми вытекающими последствиями.
Итак, мы в очередной раз удостоверились: автомобиль - это равновесная конструкция, вмешиваться в которую следует только очень аккуратненько. Как досадно бы это не звучало, ни один из рассмотренных вариантов не избежал посягательства на святая святых - активную Законодательство VAZ 2112. Да, ездить в чем либо увлекательнее, но автомобиль становится очень брутальным, просто выходит из послушания. Думается, это не столько неувязка "двенадцатой", сколько итог очень уж прямолинейного, а проще сказать - безграмотного вмешательства в ее конструкцию.
Итог налицо: "эталон" - вверху, "проставки плюс стабилизатор" - понизу.
Видите ли, стабилизатор с кузовом не связан.
Такое соединение мертвым не назовешь.
Сверления под крепежный элемент ослабляют штатную деталь.