БЕГОВАЯ ДОРОЖКА
БЕГОВАЯ ДОРОЖКА
КЛУБ Автовладельцев
/"ЧАЙНИКУ" НА ЗАМЕТКУ
БЕГОВАЯ ДОРОЖКА
Неплохой ПОДШИПНИК - ТИХИЙ ПОДШИПНИК
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МОРГУНОВ
Всякий шум шарикового либо роликового подшипника должен заставить задуматься - исправные работают практически бесшумно. В неприятном случае ожидай неудачи: подшипник, вероятнее всего, уже разрушен!
Чтоб ВАЛ Вертелся
В технике подшипники (либо особые узлы, в каких они стоят) нередко именуют опорами. На что еще опираться валу? Этот конструктивный элемент позволяет валу крутиться с минимумом механических утрат, не допуская его несанкционированных перемещений за пределами зазоров.
Подшипникам качения характерны специальные недостатки. Кое-кто считает, что "не так страшен черт, как его малюют" - мол, не раз удавалось и с гудящим подшипником проехать не одну сотку км и ничего! Да, бывает, кому-то везет: хрустят для себя побитые, в язвах, шарики, а машина таки едет! Но не дай боже застрять вдалеке от жилища, когда гудевший колесный подшипник смолк - его заклинило, а поменять нечем.
Подшипник практически никогда не "кончается" вдруг, по-своему не предупредив автолюбителя. Поведаем о более обычных шумах.
ШЕЛЕСТ, СКРЕЖЕТ, Гул, Рокот?
Что происходит, если подшипник перегружен? Контактные напряжения очень высоки, к тому же повторяются миллионы раз - и материал, не выдерживая, начинает выкрашиваться. Тут нужно подразумевать не только лишь статическую нагрузку на него, да и динамическую - от вибраций на неровной дороге. Из-за их и без того немалые напряжения в какие-то мгновения становятся запредельными.
Разрушение дорожек качения на кольцах начинается с микротрещин. Позже, развиваясь и пересекаясь, они образуют отлично приметные "язвочки" (на фото), а если продолжать эксплуатацию, то отдельные участки дорожек фактически стопроцентно выкрашиваются. Шарику здесь ужаснее, чем колесу машины на разбитой булыжной мостовой. И он заявит об этом соответствующим шумом. Но "музыка" бывает различная.
Положим, в подшипнике семь шариков, а вал делает 30 оборотов за секунду. Шарики "обкатываются" меж недвижным внешним и вращающимся внутренним кольцами, пробегая собственный "круг" 15 раз за секунду. Если на дорожке окажется одна щербинка (к примеру, трещинка), то, попадая в нее, шарики ясно загудят с частотой 7х15=105 герц (уже слышная частота). Но на дорожке бывает не одна, а огромное количество маленьких, беспорядочных "выбоин". Ну и сами шарики иногда тронуты этим процессом. При работе такового подшипника однотонного гудения не услышишь: шум припоминает какофонию ненастроенного радио. Подшипник необходимо немедля поменять! Никто не может гарантировать его надежность: жить ему недолго.
Если гудит подшипник колеса, то автомобиль каждую минутку может стать неуправляемым. В наилучшем случае встанет с заклинившим колесом. Разрушение подшипников в других узлах, агрегатах выводит их из строя: коробка, редуктор, генератор, помпа и т. д. могут отказать.
Другой шофер произнесет: "Я же не перегружаю машину в два раза. Отчего же рассыпались подшипники колеса?" Предпосылки различные. К примеру, чрезмерная затяжка гайки, регулирующей натяг двухрядных шариковых либо конических роликовых подшипников. Сегодня стильно расширять колею установкой разлапистых шин и дисков, в особенности на "самарах" и "нивах" (рис. 1). Выдвинув шину на 20-30 мм, можно практически всю нагрузку возложить на наружный подшипник, он-то и ограничит срок жизни узла. В особенности капризен роликовый конический подшипник, совсем не терпящий перекосов. Последнее, в купе с большой нагрузкой, убивает его еще резвее. Да и двухрядный шариковый подобного дела не прощает. В конечном счете подшипник приходится заблаговременно поменять.
ОНИ БЕГАЮТ ПО КРУГУ
Другая причина смерти подшипника - разрушение сепаратора, достаточно ласковой Ремонт и эксплуатация, разделяющей шарики либо ролики. И шумы тут - со своими особенностями. Функция сепаратора ординарна, а вот условия работы сложные. Он должен накрепко держать любые нагрузки от шариков и как можно меньше изнашиваться. Ограничивая свободу шариков, сепаратор обязан сдерживать их колебания - и под действием миллионов ударов утомляется, трескается, а потом и ломается.
На рис. 2 видно, что происходит, если сепаратор уже отчасти сломан. Только несколько шариков "организованы" - катятся группой. Из-за этого подшипник издает неровный глухой шум, вызванный конфигурацией нрава нагрузки на полуось (сравните рис. 2а и 2б) - ее колебаниями: один толчок на два оборота полуоси. Это негромкое "уханье" тяжело с чем-нибудь перепутать.
В коробке схожий недостаток на слух проявляется по другому: обороты высоки, почему звук рокочущий. Но значение сигнала то же: подшипник пора поменять!
МЕТНУТЬСЯ Влево
Как найти, что и в каком месте шумит? Далековато не всегда это просто. Внутренняя акустика автомобиля хитра и нередко нас околпачивает.
Иногда кажется, что "гудит" подшипник левого колеса, а на самом деле поврежден правый. Как их идентифицировать? Прием прост. Чем больше нагрузка на подшипник, тем посильнее шумят шарики (ролики), когда катятся по неровностям дорожек колец, потому давайте и сделаем эти условия. Резко повернем на лево, нагрузив правое колесо, - рокот усилился? Подшипник справа придется поменять.
Труднее разбираться с подшипниками в коробки - их глас утопает в шуме зубчатых передач. Но "перезацепление" зубьев слышно только под нагрузкой, а при выбеге автомобиля на нейтрали рокот в редукторе делают неисправные подшипники. Можно и по-другому: вывесив ведущие колеса, пускаем мотор и включаем высшую передачу. Попеременно разгоняя колеса и давая им крутиться по инерции, прослушиваем шумы главной передачи.
Так же можно поступать при оценке коробки. Но как, к примеру, "вычислить" неисправный выжимной подшипник, как отличить его шум от шумов коробки? Пустим мотор и прислушаемся. Потом выжмем сцепление, чтоб валы коробки тормознули. Шум пропал? Означает, его источник - в коробке, а выжимной исправен. Если же при выжиме педали шум не пропал либо, чего хорошего, стал посильнее - конец выжимному.
Другие источники ненормального шума под капотом - подшипники водяного насоса и генератора. Особенного "почтения" заслуживают подшипники помпы на переднеприводных ВАЗах: если заклинят, то и зубчатому ремню конец! А это чревато соударением клапанов с поршнями (исключение - полуторалитровый восьмиклапанный мотор).
Шум подшипников помпы и генератора достаточно точно определяют, просто "прослушивая" их работу. Особые приборы, встречающиеся в продаже, в том числе мед стетоскоп, не повредят, но возможно обойтись и поболее дешевенькими средствами. Древесная палочка либо железный стержень, одним концом прижатый к уху, а другим - к корпусу агрегата, - красивый проводник звука. Переставляя таковой щуп, находим, что шумит конкретно подшипник, а не что-то другое.
При неких чисто "электронных" недостатках, - к примеру, межвитковом замыкании либо замыкании на корпус обмотки статора, - генератор может очень вопить. Но подшипники ни при чем. Как в этом убедиться? Отключим питание обмотки возбуждения. Если шум пропал, неисправна электрика. Остался - дело в подшипниках.
Самое наилучшее - устранять недостатки на ранешней стадии. Несмазанный подшипник помпы нередко докладывает об этом пронзительным скрипом. Если отвернуть стопорный винт и добавить в отверстие смазки, скрип закончится и, может быть, ворачиваться к этому уже не придется. А поленитесь - подшипник начнет разрушаться, зарокочет. И здесь без подмены не обойтись.
Естественно, долговечность подшипника определяется, кроме остального, добросовестностью изготовителя. К огорчению, у нас это основная неувязка. Потому, покупая подшипники, не пользуйтесь "услугами" случайных лиц.
Кольцо подшипника с "питтингом".
Рис. 1. Расширив колею, можно перегрузить наружный подшипник.
Рис. 2. Если сломана часть сепаратора, полуось под нагрузкой Р колеблется, смещаясь ввысь (а) и вниз (б).
КЛУБ Автовладельцев
/"ЧАЙНИКУ" НА ЗАМЕТКУ
БЕГОВАЯ ДОРОЖКА
Неплохой ПОДШИПНИК - ТИХИЙ ПОДШИПНИК
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МОРГУНОВ
Всякий шум шарикового либо роликового подшипника должен заставить задуматься - исправные работают практически бесшумно. В неприятном случае ожидай неудачи: подшипник, вероятнее всего, уже разрушен!
Чтоб ВАЛ Вертелся
В технике подшипники (либо особые узлы, в каких они стоят) нередко именуют опорами. На что еще опираться валу? Этот конструктивный элемент позволяет валу крутиться с минимумом механических утрат, не допуская его несанкционированных перемещений за пределами зазоров.
Подшипникам качения характерны специальные недостатки. Кое-кто считает, что "не так страшен черт, как его малюют" - мол, не раз удавалось и с гудящим подшипником проехать не одну сотку км и ничего! Да, бывает, кому-то везет: хрустят для себя побитые, в язвах, шарики, а машина таки едет! Но не дай боже застрять вдалеке от жилища, когда гудевший колесный подшипник смолк - его заклинило, а поменять нечем.
Подшипник практически никогда не "кончается" вдруг, по-своему не предупредив автолюбителя. Поведаем о более обычных шумах.
ШЕЛЕСТ, СКРЕЖЕТ, Гул, Рокот?
Что происходит, если подшипник перегружен? Контактные напряжения очень высоки, к тому же повторяются миллионы раз - и материал, не выдерживая, начинает выкрашиваться. Тут нужно подразумевать не только лишь статическую нагрузку на него, да и динамическую - от вибраций на неровной дороге. Из-за их и без того немалые напряжения в какие-то мгновения становятся запредельными.
Разрушение дорожек качения на кольцах начинается с микротрещин. Позже, развиваясь и пересекаясь, они образуют отлично приметные "язвочки" (на фото), а если продолжать эксплуатацию, то отдельные участки дорожек фактически стопроцентно выкрашиваются. Шарику здесь ужаснее, чем колесу машины на разбитой булыжной мостовой. И он заявит об этом соответствующим шумом. Но "музыка" бывает различная.
Положим, в подшипнике семь шариков, а вал делает 30 оборотов за секунду. Шарики "обкатываются" меж недвижным внешним и вращающимся внутренним кольцами, пробегая собственный "круг" 15 раз за секунду. Если на дорожке окажется одна щербинка (к примеру, трещинка), то, попадая в нее, шарики ясно загудят с частотой 7х15=105 герц (уже слышная частота). Но на дорожке бывает не одна, а огромное количество маленьких, беспорядочных "выбоин". Ну и сами шарики иногда тронуты этим процессом. При работе такового подшипника однотонного гудения не услышишь: шум припоминает какофонию ненастроенного радио. Подшипник необходимо немедля поменять! Никто не может гарантировать его надежность: жить ему недолго.
Если гудит подшипник колеса, то автомобиль каждую минутку может стать неуправляемым. В наилучшем случае встанет с заклинившим колесом. Разрушение подшипников в других узлах, агрегатах выводит их из строя: коробка, редуктор, генератор, помпа и т. д. могут отказать.
Другой шофер произнесет: "Я же не перегружаю машину в два раза. Отчего же рассыпались подшипники колеса?" Предпосылки различные. К примеру, чрезмерная затяжка гайки, регулирующей натяг двухрядных шариковых либо конических роликовых подшипников. Сегодня стильно расширять колею установкой разлапистых шин и дисков, в особенности на "самарах" и "нивах" (рис. 1). Выдвинув шину на 20-30 мм, можно практически всю нагрузку возложить на наружный подшипник, он-то и ограничит срок жизни узла. В особенности капризен роликовый конический подшипник, совсем не терпящий перекосов. Последнее, в купе с большой нагрузкой, убивает его еще резвее. Да и двухрядный шариковый подобного дела не прощает. В конечном счете подшипник приходится заблаговременно поменять.
ОНИ БЕГАЮТ ПО КРУГУ
Другая причина смерти подшипника - разрушение сепаратора, достаточно ласковой Ремонт и эксплуатация, разделяющей шарики либо ролики. И шумы тут - со своими особенностями. Функция сепаратора ординарна, а вот условия работы сложные. Он должен накрепко держать любые нагрузки от шариков и как можно меньше изнашиваться. Ограничивая свободу шариков, сепаратор обязан сдерживать их колебания - и под действием миллионов ударов утомляется, трескается, а потом и ломается.
На рис. 2 видно, что происходит, если сепаратор уже отчасти сломан. Только несколько шариков "организованы" - катятся группой. Из-за этого подшипник издает неровный глухой шум, вызванный конфигурацией нрава нагрузки на полуось (сравните рис. 2а и 2б) - ее колебаниями: один толчок на два оборота полуоси. Это негромкое "уханье" тяжело с чем-нибудь перепутать.
В коробке схожий недостаток на слух проявляется по другому: обороты высоки, почему звук рокочущий. Но значение сигнала то же: подшипник пора поменять!
МЕТНУТЬСЯ Влево
Как найти, что и в каком месте шумит? Далековато не всегда это просто. Внутренняя акустика автомобиля хитра и нередко нас околпачивает.
Иногда кажется, что "гудит" подшипник левого колеса, а на самом деле поврежден правый. Как их идентифицировать? Прием прост. Чем больше нагрузка на подшипник, тем посильнее шумят шарики (ролики), когда катятся по неровностям дорожек колец, потому давайте и сделаем эти условия. Резко повернем на лево, нагрузив правое колесо, - рокот усилился? Подшипник справа придется поменять.
Труднее разбираться с подшипниками в коробки - их глас утопает в шуме зубчатых передач. Но "перезацепление" зубьев слышно только под нагрузкой, а при выбеге автомобиля на нейтрали рокот в редукторе делают неисправные подшипники. Можно и по-другому: вывесив ведущие колеса, пускаем мотор и включаем высшую передачу. Попеременно разгоняя колеса и давая им крутиться по инерции, прослушиваем шумы главной передачи.
Так же можно поступать при оценке коробки. Но как, к примеру, "вычислить" неисправный выжимной подшипник, как отличить его шум от шумов коробки? Пустим мотор и прислушаемся. Потом выжмем сцепление, чтоб валы коробки тормознули. Шум пропал? Означает, его источник - в коробке, а выжимной исправен. Если же при выжиме педали шум не пропал либо, чего хорошего, стал посильнее - конец выжимному.
Другие источники ненормального шума под капотом - подшипники водяного насоса и генератора. Особенного "почтения" заслуживают подшипники помпы на переднеприводных ВАЗах: если заклинят, то и зубчатому ремню конец! А это чревато соударением клапанов с поршнями (исключение - полуторалитровый восьмиклапанный мотор).
Шум подшипников помпы и генератора достаточно точно определяют, просто "прослушивая" их работу. Особые приборы, встречающиеся в продаже, в том числе мед стетоскоп, не повредят, но возможно обойтись и поболее дешевенькими средствами. Древесная палочка либо железный стержень, одним концом прижатый к уху, а другим - к корпусу агрегата, - красивый проводник звука. Переставляя таковой щуп, находим, что шумит конкретно подшипник, а не что-то другое.
При неких чисто "электронных" недостатках, - к примеру, межвитковом замыкании либо замыкании на корпус обмотки статора, - генератор может очень вопить. Но подшипники ни при чем. Как в этом убедиться? Отключим питание обмотки возбуждения. Если шум пропал, неисправна электрика. Остался - дело в подшипниках.
Самое наилучшее - устранять недостатки на ранешней стадии. Несмазанный подшипник помпы нередко докладывает об этом пронзительным скрипом. Если отвернуть стопорный винт и добавить в отверстие смазки, скрип закончится и, может быть, ворачиваться к этому уже не придется. А поленитесь - подшипник начнет разрушаться, зарокочет. И здесь без подмены не обойтись.
Естественно, долговечность подшипника определяется, кроме остального, добросовестностью изготовителя. К огорчению, у нас это основная неувязка. Потому, покупая подшипники, не пользуйтесь "услугами" случайных лиц.
Кольцо подшипника с "питтингом".
Рис. 1. Расширив колею, можно перегрузить наружный подшипник.
Рис. 2. Если сломана часть сепаратора, полуось под нагрузкой Р колеблется, смещаясь ввысь (а) и вниз (б).