КОЛЕСА Удачи
КОЛЕСА Удачи
ТЕХНИКА
самые-самые
ПОСЧИТАЕМ КОЛЕСА
КОЛЕСА Удачи
Миша ГЗОВСКИЙ
Сколько колес у вашего автомобиля? Большая часть, не мешкая, ответит - четыре. Но в обширном авто мире встречаются и такие диковинные "животные", как двух- либо... 200-колесные машины.
ЗАКОН РАВНОВЕСИЯ
В дальнем 1912 году юрист Петр Шиловский привез в Великобританию и показал инженерам компании "Вулзли тул энд мотокар компани" проект необычного транПодвесканого средства - четырехместной машины, удерживающей равновесие не только лишь в движении, да и на месте, будучи... двухколесной! Секрет автомобиля Шиловского крылся в использовании гироскопа, роль которого играл полутонный маховик поперечником более метра с 2-мя маятниками. Крутил гироскоп электромотор мощностью 1 кВт, присоединенный к основному движку.
Британцы приняли проект, и уже через год гироавтомобиль был построен: практически трехтонный пятиметровый монстр. В 1913 году удачно провели 1-ые ходовые тесты. Машину завели, и когда маховик набрал обороты, Шиловский убрал два малеханьких дополнительных колеса, удерживающих автомобиль с выключенным мотором в вертикальном положении. Как и рассчитывал конструктор, гиромобиль упрямо не вожделел падать - даже при попытках раскачать его.
Скоро состоялся 1-ый общественный показ гироавтомобиля в Лондоне, произведший, очевидно, сильное воспоминание. Изобретение было патентовано, но далее дело не пошло - 1-ая глобальная перечеркнула планы конструктора.
Идею гироавтомобиля запамятовали до 1962 года, когда южноамериканская компания "Гиро трэнПодвеска системс" спроектировала "Гиро-Икс". Маленький и узенький Подвескаивный автомобиль массой 1850 фунтов (839 кг) с обтекаемым кузовом и 80-сильным двигателем внутреннего сгорания развивал скорость под 200 км/ч! В "Гиро-Икс" был применен 12-килограммовый гироскоп, вращавшийся со скоростью 4000-6000 об/мин и развивавший момент 1762 Н.м.
Для популяризации проекта создатель идеи нередко возникал публично, которая не веровала своим очам: благодаря специальному устройству "Гиро-Икс" проходил поворот, красиво заваливаясь в обратную сторону! Обычно же машина ввинчивалась в крутой вираж, гордо удерживая строго вертикальное положение.
Когда движок выключали, гироскоп продолжал по инерции крутиться и задерживать машину еще в протяжении 20-30 минут, а если риск падения рос, "Гиро-Икс" выпускал из-под днища малюсенькое парковочное "шасси".
Но как и сначала века, далее экспериментальных образцов дело не продвинулось.
СОРОКОНОЖКИ
Многоосные машины издавна находили применение в самых различных сферах жизни, даже в автоПодвескае. В сезоне формулы 1 1976 года участвовал шестиколесный "Тиррел-Р34"! Позднее над схожими автомобилями работали "Вильямс" и "Ferrari", но в 1982 году крест на опытах поставили технические требования формулы 1.
Сейчас многоосной легковой техникой в главном балуют гостей выставок. К примеру, несколько лет вспять в Женеве проявили японо-итальянский макет KAЗ (см. ЗР, 2001, № 8) - восьмиколесный мини-вэн длиной 6,7 м, вмещающий восьмерых пассажиров. Три оси чудо-автомобиля сделали управляемыми, подвеску - гидропневматической, а в каждом колесе упрятали по 55-киловаттному электромотору, которые "питаются" от литий-ионных батарей. Суммарная мощность 440 кВт позволяла развивать скорость около 300 км/ч! В принципе, КАЗ приблизительной ценой три сотки тыщ баксов готовы создавать хоть на данный момент, могли быть заказы.
Но еще поближе к жизни творения дизайнера и инженера Франко Сбарро, прославившегося необыкновенными концептуальными машинами. В память о пробеге гусеничных "ситроенов" по Азии в 1931-1932 гг. компания "Сбарро" сделала вэдовый грузопассажирский "Круазьер Жон" (Croisiere Jaune - "Желтоватый рейд") на базе "Ситроена-Берлинго".
Стандартную машину удлинили и превратили в восьмиместную, дополнив еще одним задним мостом. Привод 4 задних колес можно отключить. По воззрению изобретательного швейцарца, такое транПодвесканое средство совершенно подходит для экскурсий по заснеженным альпийским склонам.
И все таки многоосные машины, обычно, делают более томную работу. Иногда автопоезда с 3-мя полуприцепами общей длиной до 50 м, рассекающие просторы Австралии, опираются на полтора 10-ка осей.
Посреди "сороконожек"-рекордсменов - спецтехника компании "Шоэрли", уникальная собственной модульной конструкцией, позволяющей перевозить большие грузы - к примеру, мостовые фермы, буровые платформы, строения и авиатехнику.
Каждый модуль обеспечен гидростатическими мотор-колесами мощностью, зависимо от модификации, 78-320 кВт. Машину, как будто цепочку, набирают из звеньев, которые компонуются в всех сочетаниях - как по длине, так и по ширине. Наибольшее число осей добивается 48, а общее число колес - 640! Этой "связкой" управляет один оператор с помощью компьютера, при этом часто делает это дистанционно. Разгон "сороконожки", способной взять вес 1400 т, до "максималки" в... 1 км/ч занимает... 124 с!
Пока многоосные машины еще более всераспространены, чем двухколесные. Может, поэтому, что последним проще вставлять палки в колеса?
До наших дней сохранились только фото необычного гирокара Шиловского.
Швейцарский "Твайк" с электромотором развивает 85 км/ч. Кандидатура для водителя - велосипедные педали.
Байк? Автомобиль? Необычное транПодвесканое средство "Додж-Томагавк" с десятицилиндровым мотором от "Вайпера" перебегает из разряда концептов в мелкосерийные (слева на заставке).
Шестиколесный "паровоз" от "Сбарро" собирают по личным заказам.
Модульный "Шоэрли"
"в сборе".
ТЕХНИКА
самые-самые
ПОСЧИТАЕМ КОЛЕСА
КОЛЕСА Удачи
Миша ГЗОВСКИЙ
Сколько колес у вашего автомобиля? Большая часть, не мешкая, ответит - четыре. Но в обширном авто мире встречаются и такие диковинные "животные", как двух- либо... 200-колесные машины.
ЗАКОН РАВНОВЕСИЯ
В дальнем 1912 году юрист Петр Шиловский привез в Великобританию и показал инженерам компании "Вулзли тул энд мотокар компани" проект необычного транПодвесканого средства - четырехместной машины, удерживающей равновесие не только лишь в движении, да и на месте, будучи... двухколесной! Секрет автомобиля Шиловского крылся в использовании гироскопа, роль которого играл полутонный маховик поперечником более метра с 2-мя маятниками. Крутил гироскоп электромотор мощностью 1 кВт, присоединенный к основному движку.
Британцы приняли проект, и уже через год гироавтомобиль был построен: практически трехтонный пятиметровый монстр. В 1913 году удачно провели 1-ые ходовые тесты. Машину завели, и когда маховик набрал обороты, Шиловский убрал два малеханьких дополнительных колеса, удерживающих автомобиль с выключенным мотором в вертикальном положении. Как и рассчитывал конструктор, гиромобиль упрямо не вожделел падать - даже при попытках раскачать его.
Скоро состоялся 1-ый общественный показ гироавтомобиля в Лондоне, произведший, очевидно, сильное воспоминание. Изобретение было патентовано, но далее дело не пошло - 1-ая глобальная перечеркнула планы конструктора.
Идею гироавтомобиля запамятовали до 1962 года, когда южноамериканская компания "Гиро трэнПодвеска системс" спроектировала "Гиро-Икс". Маленький и узенький Подвескаивный автомобиль массой 1850 фунтов (839 кг) с обтекаемым кузовом и 80-сильным двигателем внутреннего сгорания развивал скорость под 200 км/ч! В "Гиро-Икс" был применен 12-килограммовый гироскоп, вращавшийся со скоростью 4000-6000 об/мин и развивавший момент 1762 Н.м.
Для популяризации проекта создатель идеи нередко возникал публично, которая не веровала своим очам: благодаря специальному устройству "Гиро-Икс" проходил поворот, красиво заваливаясь в обратную сторону! Обычно же машина ввинчивалась в крутой вираж, гордо удерживая строго вертикальное положение.
Когда движок выключали, гироскоп продолжал по инерции крутиться и задерживать машину еще в протяжении 20-30 минут, а если риск падения рос, "Гиро-Икс" выпускал из-под днища малюсенькое парковочное "шасси".
Но как и сначала века, далее экспериментальных образцов дело не продвинулось.
СОРОКОНОЖКИ
Многоосные машины издавна находили применение в самых различных сферах жизни, даже в автоПодвескае. В сезоне формулы 1 1976 года участвовал шестиколесный "Тиррел-Р34"! Позднее над схожими автомобилями работали "Вильямс" и "Ferrari", но в 1982 году крест на опытах поставили технические требования формулы 1.
Сейчас многоосной легковой техникой в главном балуют гостей выставок. К примеру, несколько лет вспять в Женеве проявили японо-итальянский макет KAЗ (см. ЗР, 2001, № 8) - восьмиколесный мини-вэн длиной 6,7 м, вмещающий восьмерых пассажиров. Три оси чудо-автомобиля сделали управляемыми, подвеску - гидропневматической, а в каждом колесе упрятали по 55-киловаттному электромотору, которые "питаются" от литий-ионных батарей. Суммарная мощность 440 кВт позволяла развивать скорость около 300 км/ч! В принципе, КАЗ приблизительной ценой три сотки тыщ баксов готовы создавать хоть на данный момент, могли быть заказы.
Но еще поближе к жизни творения дизайнера и инженера Франко Сбарро, прославившегося необыкновенными концептуальными машинами. В память о пробеге гусеничных "ситроенов" по Азии в 1931-1932 гг. компания "Сбарро" сделала вэдовый грузопассажирский "Круазьер Жон" (Croisiere Jaune - "Желтоватый рейд") на базе "Ситроена-Берлинго".
Стандартную машину удлинили и превратили в восьмиместную, дополнив еще одним задним мостом. Привод 4 задних колес можно отключить. По воззрению изобретательного швейцарца, такое транПодвесканое средство совершенно подходит для экскурсий по заснеженным альпийским склонам.
И все таки многоосные машины, обычно, делают более томную работу. Иногда автопоезда с 3-мя полуприцепами общей длиной до 50 м, рассекающие просторы Австралии, опираются на полтора 10-ка осей.
Посреди "сороконожек"-рекордсменов - спецтехника компании "Шоэрли", уникальная собственной модульной конструкцией, позволяющей перевозить большие грузы - к примеру, мостовые фермы, буровые платформы, строения и авиатехнику.
Каждый модуль обеспечен гидростатическими мотор-колесами мощностью, зависимо от модификации, 78-320 кВт. Машину, как будто цепочку, набирают из звеньев, которые компонуются в всех сочетаниях - как по длине, так и по ширине. Наибольшее число осей добивается 48, а общее число колес - 640! Этой "связкой" управляет один оператор с помощью компьютера, при этом часто делает это дистанционно. Разгон "сороконожки", способной взять вес 1400 т, до "максималки" в... 1 км/ч занимает... 124 с!
Пока многоосные машины еще более всераспространены, чем двухколесные. Может, поэтому, что последним проще вставлять палки в колеса?
До наших дней сохранились только фото необычного гирокара Шиловского.
Швейцарский "Твайк" с электромотором развивает 85 км/ч. Кандидатура для водителя - велосипедные педали.
Байк? Автомобиль? Необычное транПодвесканое средство "Додж-Томагавк" с десятицилиндровым мотором от "Вайпера" перебегает из разряда концептов в мелкосерийные (слева на заставке).
Шестиколесный "паровоз" от "Сбарро" собирают по личным заказам.
Модульный "Шоэрли"
"в сборе".