Экспертиза Амперы и часы
24 батареи по 60 ампер-часов – какая лучше? Потоки кулонов оценивали Алексей Воробьев-Обухов и Миша Колодочкин.
В один прекрасный момент Ампер, выходя из дома,
написал на двери, предупреждая
гостей: «Господина Ампера нет дома».
Возвратившись через час, он увидел
надпись и опять ушел…
Государь Ампер был, естественно, ученым от Бога – как по таланту, так и по рассеянности. Конкретно он добавил к метру, килограмму и секунде четвертую главную единицу, получившую его имя. И о нем же прогуливается смешной рассказ, как чудак варил в воде часы, держа в руке яичко… Может быть, с той поры и появился термин «ампер-час»?
Непонятный, по правде сказать, термин… И никому не подходящий: за океаном издавна обходятся без него (живой пример – на фото 23). О чем, например, гласит потребителю надпись: «60 А.ч»? Только о том, что в течение 20 часов батарея должна выдавать ток в 3 А. Но, простите, для чего нам эти 3 А? Если в дороге вдруг откажет генератор, а по ту сторону окна – дождливая прохладная ночь, то реально нужный ток может составить амперов так 20 5! Сколько при всем этом протянет батарея?
Что все-таки, оценим и то и это. А позже попробуем возвратить г-на Ампера домой, заряжая приобретенные нами батареи. Их редакция заполучила в столичных магазинах. Интернационал вышел достойный: девять батарей русских, три – корейских, две – словенских. По одному изделию представляли Штаты, Сербию, Чехию, Белоруссию, Польшу, Турцию, Испанию, Украину, также непоименованные страны ЕС. Происхождение 1-го из участников найти не удалось, но конкретно он-то и стал… нет, подробности – позже.
ЧАСЫ Лупят НАПОВАЛ
Вы лицезрели во сне емкость? Молвят, что это к большому разочарованию… Мы тоже расстроились, но по другому поводу: 1-ый же застыл показал, что за продаваемыми батареями как и раньше не ухаживает никто!
Напоминаем: запасную емкость определяют в минутках. Батарею нагружают током 25 А и засекают время падения напряжения до 10,5 В: конкретно при таковой разности потенциалов на клеммах она считается стопроцентно разряженной. Обычный показатель – выше 100 минут, в течение сих пор аккумулятор может пахать и за себя, и за генератор, если тот вдруг забастует. Итак вот, реальные характеристики батарей, продаваемых под видом новых, составили от 82 минут у АКОМа до вызывающих чувство паники 25 минут у Tyumen Battery!
Вобщем, паниковать рано: мы оцениваем батареи, а не трудолюбие работников прилавка. Г-н Ампер срочно организовал подзарядку всех аккумов, после этого замеры повторили. Стало еще веселее, но здесь…
Но здесь раздался громкий удар ампер-часов! Числа в протоколе проявили, что значения реальной емкости у схожих, казалось бы, батарей разнятся... на 40%! Другими словами, заместо заявленных 60 А.ч отдельные производители готовы предоставить меньше 40 А.ч. Нехорошо!
ВАМ СКОЛЬКО АМПЕРОВ?
Если заявленные ампер-часы у всех однообразные, то с силой тока ситуация совершенно другая: компании сами обещают нам от 460 до 610 А! Понятно, что при иных равных критериях охото иметь силу тока побольше, даже если на практике такая никогда и не будет нужно. Аргументы отыскать можно: дескать, большой ток гласит о малом внутреннем сопротивлении, о технологическом совершенстве… ну, и все такое.
Итак, проверяем токи. Поначалу – заявленные: сколько написал на этикетке, столько амперов вытащи да положь! А потом игра по единым правилам: всем батареям предлагается выдать ток одной и той же силы поначалу при –18, а потом при –30?С: живем-то в Рф, а не на экваторе! Планку устанавливаем на среднем уровне в 480 А: практически у всех батарей заявлен конкретно таковой ток, ну и редчайшему потребителю необходимо нечто более крутое.
С первой пробы заявленный ток выдали только 11 батарей, другие дружно просели ниже положенных 7,5 В. Более доступный единый ток в 480 А при –18?С дался всем, хотя и с различными усилиями. Для сопоставления укажем, что на клеммах Мedalist 56077 напряжение составило 8,28 В, в то время как у Titan – всего только 7,51 В. А вот 30-градусный мороз выявил очевидного аутсайдера: батарея «ЗиД» уже через 5 секунд просела ниже 6 В. При таком напряжении никакая бортовая электроника не потянет…
АМПЕР Ворачивается ДОМОЙ
С заряженными батареями разобрались – как себя поведут недозаряженные?
Кто не лицезрел картину: посиживает злосчастный шофер и поворачивает ключ в замке зажигания туда-сюда – вдруг заведется? Что все-таки, сымитируем актуальную ситуацию – разрядим каждый аккумулятор до половины начальной емкости. А сейчас проверим: температура за бортом – ноль, ток – 480 А, на каждую попытку запуска – 10 секунд, пауза – 30 секунд. Число попыток ограничиваем напряжением на клеммах: не ниже 6 В.
Четыре батареи – TAB, ПАЗ, Zubr и «ЗиД» сдались на первой же попытке. В особенности «отличился» TAB, который помер на первой секунде! Наилучшим же стал Меdalist 56077: выдал три настоящие пробы и целых 9 секунд крутил стартер в четвертой.
Осталось зарядить батареи. Понятно, что у неплохого работника должен быть непревзойденный аппетит. Так и батарея должна не только лишь выдавать ток, да и стремительно заряжаться. И в этом испытании разброс оказался суровый: от 19,67 А у VARTA до 14,9 А для Titan. Выходит, не так просто Амперу возвратиться домой…
Наилучшие УЧЕНИКИ АМПЕРА
Так кто же из производителей выдает и воспринимает амперы лучше других? Числа – в таблице, методика измерений – в Нашей справке.
Наилучшая запасная емкость – у тюменской батареи (сенсация!), на морозе всех обошел Medalist 56077, но основной пьедестал, извините, у нас только один. Потому в абсолютном первенстве тройка наилучших смотрится так:
1-е место – VARTA Blue Dinamic,
2-е место – Medalist 56077,
3-е место – А-mega.
Чемпиона и вице-чемпиона разделили всего 0,007 балла! Как досадно бы это не звучало, ни один русский агрегат в призеры не попал. Наилучшие шансы имел «Зверь», недобравший до бронзы 0,13 балла. Тюменская батарея, занявшая 8-е место, фуррором должна собственному ценнику – сейчас это ее главный козырь. Другие сограждане выступили плохо, затерявшись в общей массе лузеров. И это серьезно расстраивает: имея в экспертизе подавляющее численное приемущество, «наши» не взяли ни числом, ни умением.
Такие удары ампер-часов для кого-либо из производителей возможно окажутся и последними.
НАША СПРАВКА: ОТКУДА БЕРУТСЯ БАЛЛЫ?
За результаты измерений ответственность несет организация, сертифицированная для такового рода испытаний, – ФГУП «21 НИИИ МО РФ». Амперы, вольты, минутки, килограммы, градусы – это данные из протокола… Нам осталось подвести итоги многоборья.
Как это делается? В каждом виде испытаний берем наилучший и худший результаты, присваивая им соответственно 5 баллов и 1 балл. Все другие участники получают промежные баллы согласно тому положению, которое они заняли меж фаворитом и аутсайдером. Например, если при замере запасной емкости фаворит показал 114 мин, а аутсайдер – 81 мин, то участник с результатом 100 мин получает 3,303 балла. И так – по всем видам испытаний. Особо отметим, что ту же методику применили и к стоимости: ее нельзя не учесть, когда цена приобретенных батарей различается практически в три раза!
Вводить коэффициенты, повышающие значимость 1-го параметра по отношению к другому, сознательно не стали: все семь характеристик при подсчетах признаны равнозначными. В то же время приведенные числа позволяют хоть какому желающему провести собственные подсчеты. Скажем, запасная емкость и ток прохладной прокрутки могут получить весовые коэффициенты 0,25, а другие 5 характеристик – по 0,1. Понятно, что расстановка мест при всем этом непременно поменяется.
Настоящая емкость новых батарей различается на 40%.
Спектр цен приобретенных батарей – от 1500 до 4030 рублей.
В один прекрасный момент Ампер, выходя из дома,
написал на двери, предупреждая
гостей: «Господина Ампера нет дома».
Возвратившись через час, он увидел
надпись и опять ушел…
Государь Ампер был, естественно, ученым от Бога – как по таланту, так и по рассеянности. Конкретно он добавил к метру, килограмму и секунде четвертую главную единицу, получившую его имя. И о нем же прогуливается смешной рассказ, как чудак варил в воде часы, держа в руке яичко… Может быть, с той поры и появился термин «ампер-час»?
Непонятный, по правде сказать, термин… И никому не подходящий: за океаном издавна обходятся без него (живой пример – на фото 23). О чем, например, гласит потребителю надпись: «60 А.ч»? Только о том, что в течение 20 часов батарея должна выдавать ток в 3 А. Но, простите, для чего нам эти 3 А? Если в дороге вдруг откажет генератор, а по ту сторону окна – дождливая прохладная ночь, то реально нужный ток может составить амперов так 20 5! Сколько при всем этом протянет батарея?
Что все-таки, оценим и то и это. А позже попробуем возвратить г-на Ампера домой, заряжая приобретенные нами батареи. Их редакция заполучила в столичных магазинах. Интернационал вышел достойный: девять батарей русских, три – корейских, две – словенских. По одному изделию представляли Штаты, Сербию, Чехию, Белоруссию, Польшу, Турцию, Испанию, Украину, также непоименованные страны ЕС. Происхождение 1-го из участников найти не удалось, но конкретно он-то и стал… нет, подробности – позже.
ЧАСЫ Лупят НАПОВАЛ
Вы лицезрели во сне емкость? Молвят, что это к большому разочарованию… Мы тоже расстроились, но по другому поводу: 1-ый же застыл показал, что за продаваемыми батареями как и раньше не ухаживает никто!
Напоминаем: запасную емкость определяют в минутках. Батарею нагружают током 25 А и засекают время падения напряжения до 10,5 В: конкретно при таковой разности потенциалов на клеммах она считается стопроцентно разряженной. Обычный показатель – выше 100 минут, в течение сих пор аккумулятор может пахать и за себя, и за генератор, если тот вдруг забастует. Итак вот, реальные характеристики батарей, продаваемых под видом новых, составили от 82 минут у АКОМа до вызывающих чувство паники 25 минут у Tyumen Battery!
Вобщем, паниковать рано: мы оцениваем батареи, а не трудолюбие работников прилавка. Г-н Ампер срочно организовал подзарядку всех аккумов, после этого замеры повторили. Стало еще веселее, но здесь…
Но здесь раздался громкий удар ампер-часов! Числа в протоколе проявили, что значения реальной емкости у схожих, казалось бы, батарей разнятся... на 40%! Другими словами, заместо заявленных 60 А.ч отдельные производители готовы предоставить меньше 40 А.ч. Нехорошо!
ВАМ СКОЛЬКО АМПЕРОВ?
Если заявленные ампер-часы у всех однообразные, то с силой тока ситуация совершенно другая: компании сами обещают нам от 460 до 610 А! Понятно, что при иных равных критериях охото иметь силу тока побольше, даже если на практике такая никогда и не будет нужно. Аргументы отыскать можно: дескать, большой ток гласит о малом внутреннем сопротивлении, о технологическом совершенстве… ну, и все такое.
Итак, проверяем токи. Поначалу – заявленные: сколько написал на этикетке, столько амперов вытащи да положь! А потом игра по единым правилам: всем батареям предлагается выдать ток одной и той же силы поначалу при –18, а потом при –30?С: живем-то в Рф, а не на экваторе! Планку устанавливаем на среднем уровне в 480 А: практически у всех батарей заявлен конкретно таковой ток, ну и редчайшему потребителю необходимо нечто более крутое.
С первой пробы заявленный ток выдали только 11 батарей, другие дружно просели ниже положенных 7,5 В. Более доступный единый ток в 480 А при –18?С дался всем, хотя и с различными усилиями. Для сопоставления укажем, что на клеммах Мedalist 56077 напряжение составило 8,28 В, в то время как у Titan – всего только 7,51 В. А вот 30-градусный мороз выявил очевидного аутсайдера: батарея «ЗиД» уже через 5 секунд просела ниже 6 В. При таком напряжении никакая бортовая электроника не потянет…
АМПЕР Ворачивается ДОМОЙ
С заряженными батареями разобрались – как себя поведут недозаряженные?
Кто не лицезрел картину: посиживает злосчастный шофер и поворачивает ключ в замке зажигания туда-сюда – вдруг заведется? Что все-таки, сымитируем актуальную ситуацию – разрядим каждый аккумулятор до половины начальной емкости. А сейчас проверим: температура за бортом – ноль, ток – 480 А, на каждую попытку запуска – 10 секунд, пауза – 30 секунд. Число попыток ограничиваем напряжением на клеммах: не ниже 6 В.
Четыре батареи – TAB, ПАЗ, Zubr и «ЗиД» сдались на первой же попытке. В особенности «отличился» TAB, который помер на первой секунде! Наилучшим же стал Меdalist 56077: выдал три настоящие пробы и целых 9 секунд крутил стартер в четвертой.
Осталось зарядить батареи. Понятно, что у неплохого работника должен быть непревзойденный аппетит. Так и батарея должна не только лишь выдавать ток, да и стремительно заряжаться. И в этом испытании разброс оказался суровый: от 19,67 А у VARTA до 14,9 А для Titan. Выходит, не так просто Амперу возвратиться домой…
Наилучшие УЧЕНИКИ АМПЕРА
Так кто же из производителей выдает и воспринимает амперы лучше других? Числа – в таблице, методика измерений – в Нашей справке.
Наилучшая запасная емкость – у тюменской батареи (сенсация!), на морозе всех обошел Medalist 56077, но основной пьедестал, извините, у нас только один. Потому в абсолютном первенстве тройка наилучших смотрится так:
1-е место – VARTA Blue Dinamic,
2-е место – Medalist 56077,
3-е место – А-mega.
Чемпиона и вице-чемпиона разделили всего 0,007 балла! Как досадно бы это не звучало, ни один русский агрегат в призеры не попал. Наилучшие шансы имел «Зверь», недобравший до бронзы 0,13 балла. Тюменская батарея, занявшая 8-е место, фуррором должна собственному ценнику – сейчас это ее главный козырь. Другие сограждане выступили плохо, затерявшись в общей массе лузеров. И это серьезно расстраивает: имея в экспертизе подавляющее численное приемущество, «наши» не взяли ни числом, ни умением.
Такие удары ампер-часов для кого-либо из производителей возможно окажутся и последними.
НАША СПРАВКА: ОТКУДА БЕРУТСЯ БАЛЛЫ?
За результаты измерений ответственность несет организация, сертифицированная для такового рода испытаний, – ФГУП «21 НИИИ МО РФ». Амперы, вольты, минутки, килограммы, градусы – это данные из протокола… Нам осталось подвести итоги многоборья.
Как это делается? В каждом виде испытаний берем наилучший и худший результаты, присваивая им соответственно 5 баллов и 1 балл. Все другие участники получают промежные баллы согласно тому положению, которое они заняли меж фаворитом и аутсайдером. Например, если при замере запасной емкости фаворит показал 114 мин, а аутсайдер – 81 мин, то участник с результатом 100 мин получает 3,303 балла. И так – по всем видам испытаний. Особо отметим, что ту же методику применили и к стоимости: ее нельзя не учесть, когда цена приобретенных батарей различается практически в три раза!
Вводить коэффициенты, повышающие значимость 1-го параметра по отношению к другому, сознательно не стали: все семь характеристик при подсчетах признаны равнозначными. В то же время приведенные числа позволяют хоть какому желающему провести собственные подсчеты. Скажем, запасная емкость и ток прохладной прокрутки могут получить весовые коэффициенты 0,25, а другие 5 характеристик – по 0,1. Понятно, что расстановка мест при всем этом непременно поменяется.
Настоящая емкость новых батарей различается на 40%.
Спектр цен приобретенных батарей – от 1500 до 4030 рублей.