ЗАГЛУШКА-ТО Малая .
ЗАГЛУШКА-ТО Малая...
КОГДА В МАСЛЕ "ТОСОЛ"
Похоже, остывание и смазка мотора - темы, которые никогда не получится закрыть росчерком пера! Они преподносят все новые сюрпризы.
...На этой "Ниве" я увидел расширительный бачок такового "конструктивно темного цвета", что в 1-ый момент ахнул: "Господи! Неужто рационализаторы стали делать бачки из темного пластика? Как за уровнем воды смотреть?" Но никакого нового слова в технологии на самом деле не было. Отвернув пробку и подсветив переноской, увидел в бачке запятнанную жижу с пятнами масла, а на стенах - толстые напластования непонятного "продукта". Смесь зернистая, как у творога. Ковырнул отверткой - отслаивается. Что же все-таки это такое? Я же не химик! Может быть, реакции при содействии жаркого масла с "Тосолом" либо напротив могут быть благодатной почвой для огромного количества диссертаций, а мое дело - "вылечивать" движки. Снял пробку радиатора - так и есть: и здесь "по гортань" масла, оно ведь легче "Тосола" и собирается наверху.
Уровень масла в картере был в границах меток - владелец произнес, что всегда за ним смотрит. Здесь мы ничего приметного не отыскали (забегая вперед, добавлю - к огорчению). Дело в том, что более нередко протечки масла в "Тосол" (в системе смазки ведь давление больше) случаются по прокладке головки блока. Вот ею и занялись. Сняли головку блока, пристально произвели осмотр. Привалочные плоскости я кропотливо проверил. Практически безупречные! Отличия не больше 0,02 мм. На прокладке ни мельчайших следов масла. Правда, в редчайших случаях оно находит для себя "дорожки" снутри прокладки, меж слоями, что найти достаточно тяжело.
Мотор собрали с новейшей качественной прокладкой и кропотливо, гоняя его пару раз минут по 15, помыли систему остывания. Чем? Водой с добавкой состава для мытья жирной посуды. Именовать из маркетинговых суждений его не буду, тем паче, что годится хоть какой. Скоро в системе не осталось следов масла. Залили свежайший "Тосол", и клиент, включив музыку, счастливо уехал...
Но... "недолго продолжалось счастье Шнеерсона", как произнес бы узнаваемый в прошедшем классик. Скоро "Нива" попала в вязкую уличную пробку, где мотор начал перенагреваться, пока очевидно не "запарил". Владелец его выключил... и не обрисовать глубину его эмоций: в расширительном бачке опять появились пятна масла и темные кляксы грязищи! Более того, уровень масла в картере стал выше. Чтоб не испытывать судьбу, владелец притащил к нам "Ниву" на буксире. И наступила наша очередь огорчаться. Выходило, что в тот раз реальный недостаток не был найден, а это вероятнее всего трещинка - или в блоке цилиндров, или в его головке. Отсюда сумрачная финансовая перспектива: моим ребятам придется стопроцентно разобрать мотор и "нагие" блок с головкой выслать на специализированную фирму для опрессовки. Очевидно, сейчас за наш счет, так что ночкой мне не спалось...
А под утро - как током стукнуло. Озарило! Что, если на этой "Ниве" такая же неудача, с которой я в один прекрасный момент, лет 20 вспять, уже столкнулся? Как будто на крыльях, прилетел в мастерскую. К счастью, мотор еще не успели снять. Здесь я и говорю механикам: давайте, дескать, заполним систему остывания доверху и опрессуем! Только поначалу снимем крышку ГРМ, чтоб понаблюдать за технологическими заглушками головки блока (см. фото). Тут три штуки.
Итак, приступили. Подняли давление... - и вот он, бальзам на сердечные раны ремонтника! Из одной заглушки "Тосол" стукнул фонтаном, другая "засвистела" чуток слабее. Только 3-я оказалась целой. Осмотрев 1-ые две, отыскали в их трещинкы! Конкретно это и случилось в моей практике в один прекрасный момент, много годов назад. Недостаток, видно, достаточно редчайший.
Убрали его приблизительно так же, как тогда и. Растрескавшийся центр заглушки высверлили и порезали резьбу М14х1,5. Я выточил на станке две алюминиевые резьбовые пробки, которые ввентили в отверстия заглушек. Естественно, за ранее их обезжирили и зафиксировали "прохладной сваркой". Как написано в аннотации, подогрели феном, позже дали положенную выдержку, остудили. Часа через три опять опрессовали мотор - никаких утечек нет. Осталось слить грязный "Тосол" и помыть систему: способ уже описан. В конце концов, залили новый "Тосол" и дали машину обладателю. Тот обычно включил музыку... и лихо пропал за горизонтом. Сейчас уже навечно. (Несколькими месяцами позднее он заехал по совсем другому поводу, а со смазкой и остыванием - полный ажур!)
Так что все-таки приключилось с заглушками? Недостаток, повторяю, редчайший. Удостоверился в этом, опросив друзей-ремонтников: большая часть и не подозревает, что заглушки могут лопаться. Могу только высказать свои суждения. Как знать, не закладывается ли "расположенность" к этим трещинкам еще при сборке головки на заводе, когда в отдельных заглушках почему-то создаются высочайшие напряжения, нарастающие при перегреве мотора? Либо причина другая, к примеру, какие-то партии заглушек изготовлены из металла более низкого свойства? Либо оба фактора накладываются? Вопросы без ответов.
А вам пожелаю ни в одной ситуации не делать торопливых выводов. Не торопиться с разборкой мотора, пока не испытаны какие-нибудь мелкие заглушечки, пробочки, винтики-гаечки: ведь и они могут стать предпосылкой огромных проблем.