ОСТАЛИСЬ С NOS
ОСТАЛИСЬ С NOS
ДОБАВКИ К БЕНЗИНУ
Даже имея грустный опыт, многие до настоящего времени веруют хоть каким обещаниям. Купил броский флакончик, выплеснул содержимое в бак, и, о волшебство, автомобиль преобразился... Такового эффекта ожидают. Как на самом деле?

Что же это все-таки за Зверек - УОЧ
Взять, например, очень известную в кругах любителей "дрег-рейсинга" либо "стрит-рейсинга" фирму NOS (Nitrous Oxide Systems), от которой и пошло понятие "нитрос" (в том числе по-российски, см. ЗР, 2003, № 5). Естественно, интересы американской компании не сводятся к закиси азота: делает она и другие препараты, призванные облагораживать характеристики автомобилей. А именно, те, которые - заглянем в аннотацию, переведенную компанией, как положено, на российский язык, - препятствуют "досрочному воспламенению (детонации) горючей консистенции"... и помогают "в почти всех ситуациях - от увеличения тяги мотора на крутых уклонах до езды по трассе". Так NOS рекламирует способности выпускаемых ею "усилителей октанового числа". Будем и мы их так именовать, в согласовании с переводом.
Давайте-ка проверим, что же это все-таки за препараты.
Мы приобрели в магазине три "усилителя" (см. фото).
Street Formula (дальше № 1). Применяется для большинства "пассажирских" автомобилей. Должен повысить октановое число горючего на три единицы. И все наслаждение - 280 руб.!
Off Road Formula (дальше № 2). Рекомендован (это видно даже из наименования) почему-либо только для вседорожников. Неужто обыденный автомобиль с таким же движком стал бы ходить ужаснее? Ведь химикат должен прирастить октановое число на семь единиц! И всего-то за 330 руб.
Racing Formula (дальше № 3). Этот "содержит нитрометан". Рекомендован для Подвескаивных автомобилей. Октановое число тоже как бы увеличивает на семь единиц. Правда, уже за 440 руб.
Препараты расфасованы в емкости по 350 мл. Содержимое флакона необходимо, согласно аннотации, смешать "с более чем 60,56 л бензина". Посчитали, что если зарядить 61 л, будет в самый раз.
Этих пропорций мы и придерживались. Опробовали три заокеанских чуда на карбюраторном VAZ 2104 (из числа тех, на которых российский автолюбитель ездит везде - от наилучших автострад до горных дорог и полного бездорожья). Автомобиль самый что ни на есть обыденный, только дооснащен (уже издавна) электрическим зажиганием с октан-корректором.
Чтоб упростить опыт и не расходовать сходу все припасы препаратов, не стали готовить консистенции в бензобаке. Карбюратор питался из расходного бачка (от омывателя), который заправляли разными растворами.
Для начала залили незапятнанный АИ-92, потом поочередно все три консистенции. А окончили опять-таки незапятнанным бензином - для контроля результатов. Чтоб те не были личными, на машину установили аппаратуру "Корсис" и направились на полигон, где по обыкновенной методике замеряли время разгона с места до 120 км/ч, также разгон на четвертой и пятой передачах в спектре, соответственно, 60-100 и 80-120 км/ч (упругость мотора).
Правда Кое-где ЗА УГЛОМ
Что все-таки проявили тесты на полигоне? Посмотрите на график и таблицу.
На чистом АИ-92 детонация (краткосрочная, как ей и положено), конечно, была. При разгоне с места "четверка" достигала 100 км/ч за 20,2 с (угол опережения зажигания - по аннотации ВАЗа). Потом при этих же критериях опробовали смесь бензина с продуктами № 1-3. И здесь начались странности: с присадками детонация усилилась, а машина поехала ужаснее. Числа в таблице достаточно убедительны, не правда ли! В особенности очень машина "увядала" на огромных скоростях. Если при разгоне до 100 км/ч смесь № 3 усугубила динамику на 28%, то при разгоне до 120 км/ч - практически на 51%. Тривиальный недобор мощности! Мы не замеряли наивысшую скорость, но с "усилителями" она навряд ли превысила бы намного те же 120 км/ч.
А детонация та еще!.. Хорошо, попробуем от нее избавиться, уменьшив угол опережения. Загоняя детонацию в рамки приличий, пришлось для первого состава уменьшить УОЗ практически на 3°, а для второго и третьего - на 8°. Увлекательное совпадение с рекламируемым увеличением октанового числа! Кстати, что указывает таблица? При уменьшении УО3 на 8° со растворами № 2 и 3 чуток резвее стал разгон, но все-же ужаснее, чем сначала тестов на АИ-92.
Тот, кто хоть малость разбирается в работе мотора, сходу вспомнит, как, не имея другого выхода, заправлял "Жигули" бензином А-76: не допуская детонации, уменьшал УОЗ в сторону позднего зажигания. Принципиально не забывать, что тут не обычная закономерность! Ехать без детонации удавалось, но положенной мощности либо вращающего момента мотор не выдавал, ну и температурный режим нередко отклонялся от нормы. С ярко выраженной детонацией (если УО3 не трогать) ехать было вообщем нереально - какая уж здесь мощность, когда вот-вот прогорят поршни!
Приступили к оканчивающим заездам - опять на чистом АИ-92. Вот так штука: движок, невзирая на все старания взбодрить его регулировками, прежней мощности не развивает! Замедлился разгон с места, усугубилась упругость. Похоже, опыты с "усилителями" успели на нем сказаться...
Ну, как насчет токсичности? Компания обещала "сокращение выхлопов углеводорода и углеродного монооксида".
Проверили состав отработавших газов на холостом ходу (фото). Выбросы СО и СН при применении УОЧ по правде несколько снизились.
Какое же разъяснение придумать странноватым результатам? Скорей всего, нам произнесут, что использовали "неверный" бензин: вот был бы южноамериканский - другое дело! С ним препараты работали бы рука об руку, полюбовно. Но если так, для чего их в Рф продавать?
ЧТО В ОСАДКЕ?
Необходимо ли сейчас инспектировать другие "достоинства" препаратов? К примеру, "улучшение технических характеристик горючего" (нечто для нас туманное), "защиту от коррозии", "предотвращение застревания клапанов". Решили не растрачивать на это время и Энциклопедия грузовых автомобилей. Довольно денег, уже зарытых нами "на поле чудес в стране дураков".

НАША СПРАВКА
ЧТО ТАКОЕ ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО
Понятию "октановое число" (ОЧ) можно дать несколько определений. К примеру, такое: ОЧ охарактеризовывает детонационную стойкость горючего либо, что тоже правильно, его способность противостоять досрочному самовоспламенению. Октановое число - понятие эмпирическое, другими словами введенное инженерами и определяемое экспериментальным методом. Для чего?
У бензиновых агрегатов есть система зажигания, задачка которой - в подходящий момент поджечь топливно-воздушную смесь в цилиндре. Если бензин "верный", все так и происходит. Но если ОЧ у бензина низкое, смесь пробует пылать не так, как желали создатели мотора: в цилиндре появляются ударные волны, которые в критичных случаях разрушают Ремонт и эксплуатация мотора. Когда эти волны "лупят" по железным деталям, образующим камеру сгорания, слышен гулкий стук (некие молвят - "стучат пальцы").
Практически все мероприятия, призванные прирастить мощность либо приемистость мотора, понизить расход горючего - в общем, сделать мотор "лучше" - приводят к возникновению детонации. Логично, что прирастить октановое число, как по взмаху магической палочки, пробуют очень многие. Ведь это ровная дорога к улучшению черт мотора.
КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ ОЧ
Для тестов употребляют установку УИТ-85 (ранее применяли УИТ-65, что, вобщем, беспринципно). Это одноцилиндровый модуль; в нем есть цилиндро-поршневая группа, но кривошип (коленчатый вал) приводится во вращение электродвигателем.
Итог испытаний бензина ассоциируют с тем, что показала на той же установке эталонная смесь 2-ух веществ - изооктана, владеющего очень высочайшей стойкостью к детонации, и обычного гептана, чьи антидетонационные характеристики очень низки. Исходя из этого, приняли ОЧ изооктана за 100, а обычного гептана - за ноль. Таким макаром, ОЧ бензина, равное 92 единицам, значит, что он ведет себя в обозначенной установке точно так же, как смесь 92% изооктана и 8% обычного гептана.
Ранее различали ОЧ по моторному и исследовательскому способам - одну и ту же установку гоняли в различных режимах. Но в последние годы пользуются только ОЧ, определенным по исследовательскому способу.
Препараты NOS для "усиления" октанового числа.
Проверим-ка токсичность...
Воздействие препаратов № 1-3 на динамику разгона при стандартном УОЗ и уменьшенном на 8°. На вертикальной оси - повышение времени разгона в процентах по сопоставлению с началом теста на бензине.

НАША СПРАВКА
С этой целью используют огромное количество присадок. Но их типов совершенно малость, а очень допустимая концентрация каждого ограничена. Наибольшее распространение получили присадки на базе МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир) и производные ферроцена, содержащего железо. Превышение дозы первого продукта не наилучшим образом сказывается на токсичности выхлопа, второго - вызывает вредные отложения на свечках. Нередко в бензины при промышленном производстве добавляют производные монометиланилина. Этот компонент ядовит.
На этикетках испытанных нами присадок в качестве основного компонента указан некоторый ММТ (англ.). Российское заглавие этого вещества, возможно, самое длинноватое в нашей речи: метилциклопентадиенилтрикарбонил марганца.
Это средство относится к группе марганецсодержащих присадок, которые в нашей стране, ну и в почти всех других, практически вышли из воззвания. Во-1-х, они тоже вредоносны, а во-2-х, нестабильны.
Для тесты "по науке" мы дали препараты спецам на установку УИТ-85. Итог процитируем: "ни у 1-го эталона не выявлено (с учетом погрешности опыта)... полезного эффекта по увеличению октанового числа".
Почему так случилось? Могла сказаться та непостоянность. Пока из дальной Америки емкости к нам ехали, эффективность присадок таяла, таяла...
2-ая вероятная причина еще больше увлекательна. По расчетам профессионалов, в рекомендованной концентрации вещество с самым длинноватым заглавием должно было существенно повысить характеристики эталонной консистенции изооктана с гептаном, имеющей ОЧ около 60 единиц. Если качество горючего выше - итог возможно окажется умеренным. А что получится, если заместо консистенции химически незапятнанных веществ взять реальный товарный бензин, уже содержащий несколько присадок, не возьмется предсказать никто, пока не проведет испытаний. Недаром все присадки вводят в горючее на заводе, а не на бензоколонке либо где-нибудь еще.