МОТОР-КОЛЕСО ПОДРЕССОРЕНО
МОТОР-КОЛЕСО ПОДРЕССОРЕНО
От все более фаворитных гибридных автомобилей остался один шаг до колесных "дизель-электроходов", где колеса приводят интегрированные в их электродвигатели. Таковой экипаж был сотворен даже на базе "Мишки" (ЗР, 2001, № 12).
Конструкция малогабаритных и тяговитых электромоторов уже не секрет для разработчиков. Основная неувязка - их масса. Ведь статор с ротором плюс обмотки очень нагружают колесо, будучи "вредными" неподрессоренными массами. Из-за этого усугубляется поведение автомобиля на ухабах, его устойчивость. Пожалуй, конкретно это событие и сдерживает развитие схожей схемы привода, в остальном - одни достоинства. Не надо ШРУСов, карданных валов, а тягой каждого колеса можно управлять персонально - мечта конструктора!
На Франкфуртском салоне компания "Бриджстоун" (она занимается не только лишь шинами) показала "революционный динамический демпфер для мотор-колес". Очевидно, тщательно об устройстве не ведали. Но сущность в том, что, во-1-х, удалось подвесить электромотор снутри колеса, а во-2-х, достигнуть того, чтоб его колебания были противофазны колебаниям самого колеса и при сложении взаимно уничтожались.
Как эффективна экспериментальная система, отлично видно из графиков, на которых показано вертикальное усилие, передающееся на кузов при переезде колесом выступа высотой 10 и шириной 20 мм на скорости 40 км/ч (реалии, правда, не русские). С новым демпфером (кривая 3) сила удара существенно меньше, чем даже в классическом автомобиле (1), не говоря о варианте с жестким мотор-колесом (2).
Компания обещает в последнее время довести свое изобретение до разума, другими словами до серийной зрелости, а заодно разрабатывает особые шины, которые позволят очень использовать достоинства изобретения.
Зависимость вертикальных усилий от частоты колебаний.
Новое мотор-колесо в разрезе: 1 - колесо; 2 - амортизатор; 3 - пружина; 4 - мотор; 5 - подвеска мотора.
Хитрые крестообразные элементы позволяют мотору передвигаться снутри колеса и передают вращающий момент.