ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШТОПКА
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШТОПКА
РЕМОНТИРУЕМ КОЛЕСА

Прокол колеса - противная неожиданность. Но на дорогах, практически незнакомых с обычным уходом, совсем закономерная. Другой раз в шине такая дыра, что о ремонте лучше и не помышлять. Но сейчас ограничимся разговором о проколах. Различные фирмы-изготовители ремонтных материалов понимают под этим повреждения, не превосходящие 7 мм, некие "разрешают" 12 мм.
...Итак, не подфартило. Вдалеке от услуг шиномонтажа проколоты два колеса из 5. И даже запасной камеры-спасительницы нет. Но здесь припомнилось, как когда-то бросил в багажник набор для ремонта шин. Отыскать - дело минутное. А что далее?
ПРИНЦИП Деяния
Ремонтные материалы для шин - 2-ух типов. 1-ый - "сырая резина": эта покладистая и вязкая смесь под воздействием высочайшей температуры (при вулканизации) преобразуется в реальную резину. 2-ой - готовая заплатка с нанесенным особым компонентом и в комплекте - активирующий клей.
Сами шины, как понятно, бывают камерные и бескамерные. 2-ые сейчас преобладают на выпускаемых заводами автомобилях. Но 1-ые в неких отношениях более ремонтопригодны: удалив из покрышки проколовший ее гвоздь и убедившись, что там не скрываются другие, подменяют проколотую камеру либо накладывают заплатку. Смело запихнуть новейшую камеру в покрышку, из которой вовнутрь торчит гвоздь либо проволочка корда, может только новичок.
Заплатки из сырой резины приваривают к камере вулканизатором (фото 1). Более комфортен электронный с питанием от аккума либо генератора автомобиля (если камеру поменяли, то вулканизировать проколотую можно и на ходу). Минут через 10-15 заплатка прогреется до температуры около 150°С.
Бывалые автомобилисты это инспектируют при помощи сладкого песка: если его крупинки в контакте с жарким вулканизатором начинают расплавляться и желтеть, означает, вулканизатор пора выключать.
С незапамятных времен (по авто меркам) известны и вулканизаторы, нагревавшиеся за счет сгорания какого-либо горючего. Встречаются они в продаже и до настоящего времени. К примеру, заплатку компании Camel можно привулканизировать схожим приспособлением: в жестяной коробке, к донышку которой приклеена заплатка, находится пиротехнический состав. Остается придавить все это струбцинкой к ремонтируемому месту камеры и поджечь горючее. Остынет - дело изготовлено!
Но эти технологии уже устарели. Намного проще и резвее чинить камеры материалами второго типа - самовулканизирующимися в прохладном состоянии (фото 2). С заплаты из комплекта снимаем защитную пленку и прикатываем тупым предметом к зачищенному и смазанному особым клеем покоробленному месту. Через 5 минут соединение станет фактически неделимым.
Некие компании выпускают и ремонтные вентили. Разработка наклейки та же.
БЕСКАМЕРНЫЕ - НО НЕ Нескончаемые
У бескамерных шин много плюсов. Но их ремонт довольно сложен, тут свои технологии, отступление от которых неприемлимо. Главные разработчики средств для их ремонта "прописаны" в США и Германии. Есть на русском рынке ремонтные комплекты и инструменты, произведенные на Тайване, - технологии все же южноамериканские.
Наборы для прохладного ремонта покрышек (фото 3) отличаются только снаружи. "Идеология" у всех одна. Здесь шило-напильник для прочистки отверстия в покрышке и нанесения клея, игла для протаскивания жгутиков (фото 4), клей-активатор, жгутики из резины (в неких случаях - армированные нейлоновым кордом).
Нужные инструменты и материалы продаются и раздельно. Итак, приступим?
В простых случаях колесо можно отремонтировать, не разбортовывая шину. Очистив ее, извлекаем проколовший предмет. Последующие операции удобнее делать, подкачивая шину, но, естественно, в полевых критериях, в отличие от сервиса, это сделать не всегда просто: воздух удирает через прокол.
Ратфилем разрабатываем края отверстия, потом им наносим клей (фото 5). Освобождаем жгутик от защитной пленки и, продев в отверстие иглы, вводим в прокол (фото 6). Потом иглу, не провертывая (!), резким движением выдергиваем. Если необходимо, вводим очередной жгутик. Выступающие концы укорачиваем до 1-2 мм (фото 7). Ремонт закончен. Накачаем колесо - и в путь.
Следует держать в голове (в инструкциях это обсуждено), что такая разработка ремонта не разрешена для высокоскоростных шин типов H, V, Z. Это уже дело профессионалов шиномонтажа.
Обычно, ремкомплекты рассчитаны для круговых шин. Но вот, к примеру, компания Rema Tip Тор выпускает и наборы для ремонта диагональных шин - "Силфикс" (Sealfix). Тут заместо жгутиков особые пробки-якоря. Их вставляют иглой с боковой прорезью (фото 8).
В неких случаях накрепко отремонтировать колесо можно, только его разбортовав. Если ось прокола размещена относительно внутренней поверхности шины под углом не меньше 65°, для ремонта используют "грибок" с клеем (фото 9). В других случаях - специальную пробку.
Достаточно сложны требования к ремонту боковины. Тут должна быть заплатка, которая после накачки шины не станет растягиваться, по другому безизбежно предстоящее разрушение корда в узкой стене - появляется "грыжа"... и шине конец. Используемая заплатка армирована (усилена) практически нерастяжимыми волокнами. Место повреждения зачищаем, снимаем с заплатки защитную пленку и, перед тем как наложить, ориентируем повдоль кордных нитей боковины. Для этого на лицевой стороне заплатки изображена стрелка (фото 10).
Закончим предупреждением: ремонт шины - дело очень ответственное. При мельчайших колебаниях в положительном итоге такое колесо лучше поставить на заднюю ось - и, доехав до шиномонтажного сервиса, обратиться к спецам.
Жаркий ремонт камер сырой резиной при помощи электровулканизатора либо пиросостава.
Прохладный ремонт при помощи особых заплаток и клея.
Наборы для прохладного ремонта покрышек.
Инструменты для обработки прокола и протаскивания жгутиков. Т-образные ручки удобнее.
Прочистив отверстие, смазываем клеем.
Вводим жгутик в отверстие.
Укорачиваем кончики жгутов.
Якоря для ремонта диагональных шин вставляем иглой с боковой прорезью.
Вариант "грибка" для ремонта проколов на размонтированной покрышке.
Заплату ориентируем по направлению нитей корда покрышки.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РЕМОНТА КАМЕР И ПОКРЫШЕК
Компания, страна Комплектность Стоимость, Примечание
руб.
Victor, USA Шило, игла, клей, 3 жгутика 182 -
Piece of Mind, Taiwan Шило, игла, клей, 8 жгутиков 165 Прокол до 12 мм
Victor, USA Заплатка, клей, терка 118 -
Master Tire, Taiwan Шило, игла, клей, 3 жгутика 118 Прокол до 7 мм
Piece of Mind, Taiwan Шило с насечками 40
Master Tire, Taiwan Клей, 5 жгутиков 44
Rema Tip Top Sealastic, Germany Шило, игла, клей, 3 якоря 320 Прокол до 10 мм
Rema Tip Top Sealfix, Germany Шило, игла, клей, 5 жгутиков 710 Прокол до 10 мм
Red Sun, Taiwan 8 заплаток 18 -
Camel, USA 1 заплатка с пиросоставом 15 -