ВЕЗИ И СМОТРИ
ВЕЗИ И СМОТРИ
НА ПАРКОВКУ СТАНОВИСЬ
В мегаполисах приходится "ловить" миллиметры, втискиваясь в ряд автомобилей у тротуара. Тут помогают системы, получившие заглавие "парктроник".
В бамперы интегрированы ультразвуковые датчики (по четыре в фронтальном и заднем), сканирующие место вокруг машины. Устройство срабатывает, когда до препятствия остается около 1,5 м: моргают светодиоды на панели устройств и дребезжит зуммер. Чем поближе объект, тем короче паузы меж звуковыми сигналами и "краснее" лампочки. В 20 сантиметрах от препятствия машина начинает "голосить" повсевременно. В неких автомобилях на экран перед водителем выводится картина: машинка и разноцветные зоны, показывающие расстояние до препятствия, а звук для уверительности исходит из колонок штатной аудиосистемы.
Более сложные и проницательные устройства могут распознавать объект не только лишь сзади и впереди, да и по краям. Таким парктроникам нужна, очевидно, более подробная информация, а как следует, дополнительные датчики - минимум по 6 в каждом бампере.
КРУИЗ НА ЗАКАЗ
1-ые устройства, поддерживающие заданную скорость, так именуемые круиз-контроли, на самом деле, встраивали в механическую "цепь" (тягу либо тросик) меж педалью газа и дроссельной заслонкой.
Одна из старых конструкций работала так. Шофер действовал специальной кнопкой в торце подрулевого тумблера. Надавил и отпустил - стрелка спидометра застыла на данной отметке. Удерживая кнопку, можно разогнаться до избранной скорости. Блок управления, сравнивая данные характеристики с фактическими, командовал шаговым движком, который управлял педалью акселератора. Человек мог вмешаться в работу системы, к примеру, на обгоне.
В более поздних системах пневматическое устройство повлияло конкретно на дроссельную заслонку. Электрический клапан, которым командовал блок управления, дозировал разрежение в полости управляющего механизма. Диафрагма вытягивала шток, связанный с приводом дроссельной заслонки.
Толчок развитию "круизов" отдала электроника: она освободила от механической связи меж педалью газа и движком. Управляющий блок разговаривает сейчас с компьютерами мотора и коробки. Такие устройства поточнее, резвее и, что важно, компактнее.
Оставался один шаг до так именуемых адаптивных систем, способных поддерживать не только лишь заданную скорость, да и неопасную дистанцию. В переднюю часть автомобиля встроили "всевидящее око" - радар, работающий в режиме приема и передачи. По времени прохождения сигнала он вычисляет расстояние от автомобиля до объекта и информирует блок управления.
Шофер задает скорость, компьютер послушливо держит стрелку спидометра на подходящей отметке. Но если на пути неспешный автомобиль, а вы не тормозите и не пытаетесь его опередить, система "душит" движок, а по мере надобности активирует тормоза. Путь свободен - вновь набирает заданную скорость.
Естественно, даже адаптивный круиз-контроль не позволяет отвлечься от дороги. Разработчики специально предупреждают: устройство сотворено, сначала, для комфорта, а не для предотвращения аварий. К примеру, тормоза может "включить" только на 25% от наибольшей эффективности. Необходимо тормознуть резвее - давите на педаль сами. Не считая того, у системы достаточно узенький кругозор: в поле зрения не попадает даже мотоциклист, передвигающийся в нескольких метрах от вас по краю такого же ряда. Ввести в заблуждение умную технику может и попутный автомобиль на вираже: занимает соседнюю полосу, но становится "мишенью" радара.
КОСИТ Пылающим ГЛАЗОМ
Ксеноновые фары потихоньку вытесняют "галогенки". А в блок-фары все почаще ставят дополнительные лампы с поворотными рефлекторами. Адаптивный свет следует за поворотом руля, освещая "слепой" для обыденных фар извив дороги. При подъезде к перекрестку, когда шофер включил указатель поворота, одна из фар отклоняется, освещая обочину и прилегающую дорогу. Но ведь при перестроении из ряда в ряд свет, бьющий в сторону, может помешать другим водителям! Чтоб этого избежать, электроника выслеживает скорость автомобиля.
ВИЖУ, СЛЫШУ, ПОМОГУ
Разумеется, уже в последнее время "органы эмоций" станут еще совершенней. В Германии утвержден проект "Инвент" (INVENT - "разумный транПодвеска и нужная техника"), в каком участвуют БМВ, "Даймлер-Крайслер", "Фольксваген", "Бош", "Сименс" и остальные гранды промышленности. В наиблежайшие пару лет они обещают обучить автомобиль ориентироваться в дорожной ситуации, предупреждать ошибки водителя. Естественно, его роль в управлении остается главенствующей, утверждают руководители проекта, электроника призвана только помогать в сложных случаях.
Одна из систем будет держать под контролем прохождение поворотов и перестроения. Электрический ассистент учтет воздействие бокового ветра, уклон дороги, ее выпуклости и занесет коррективы еще до появления критичной ситуации.
Скрасить жизнь в пробках поможет функция "стоп энд гоу". Встав в хвост колонны, вы нажимаете специальную кнопку, а далее машина сама управляется с движком и тормозами. Остается только время от времени покручивать баранку. Вобщем, "Бош" работает над модернизированной системой ESP, стабилизирующей автомобиль не только лишь действием тормозов, да и управляющего управления.
Участники проекта разрабатывают и еще больше сложные устройства, к примеру, дозволяющие избежать аварий на перекрестках. Компьютер при помощи инфракрасных и термических камер, радаров, лазерных и ультразвуковых датчиков заблаговременно "осмотрит" местность и просчитает дорожную ситуацию (знаки, светофоры, размещение автомобилей и пешеходов). Если на пути появляется препятствие, а шофер не решает решительных действий, система берет управление на себя: сбавляет скорость, а по мере надобности даже экстренно тормозит.
В недалеком будущем с пробками будут биться... сами авто. Переговорив с другими машинами в радиусе километра, ваш экипаж соберет нужную информацию и, проанализировав ее, проложит путь по менее загруженным улицам. А еще машины будут предупреждать друг дружку об угрозы - скользкой дороге либо упавшем за поворотом дереве...
Авто становятся внимательнее, превосходя чуткостью и даже прозорливостью венец творения - человека. Мы ведь не умеем читать мысли на расстоянии и просчитывать ситуацию с компьютерной скоростью. Зато умеем рассуждать, ощущать и... создавать машины, которые делают нашу жизнь легче и безопаснее.
При парковке шофер БМВ 7-й серии больше глядит на экран,
чем в заднее стекло.
3-ий глаз - радар круиз-контроля на " Audi А8" встроен в фронтальный бампер.
Адаптивный круиз-контроль "Фольксвагена-Фаэтон" заглядывает вперед на 180 метров и работает до скорости 180 км/ч.
Авто уже учат рулить и без помощи других парковаться. Электроника поточнее человека впишет машину меж другими авто.
На повороте адаптивные фары освещают 89 м трассы, обыденные ксеноновые - 65 м,
а галогенные - только 53 м.
Картина из наиблежайшего грядущего: авто предупреждают
друг дружку о пробках.
НА ПАРКОВКУ СТАНОВИСЬ
В мегаполисах приходится "ловить" миллиметры, втискиваясь в ряд автомобилей у тротуара. Тут помогают системы, получившие заглавие "парктроник".
В бамперы интегрированы ультразвуковые датчики (по четыре в фронтальном и заднем), сканирующие место вокруг машины. Устройство срабатывает, когда до препятствия остается около 1,5 м: моргают светодиоды на панели устройств и дребезжит зуммер. Чем поближе объект, тем короче паузы меж звуковыми сигналами и "краснее" лампочки. В 20 сантиметрах от препятствия машина начинает "голосить" повсевременно. В неких автомобилях на экран перед водителем выводится картина: машинка и разноцветные зоны, показывающие расстояние до препятствия, а звук для уверительности исходит из колонок штатной аудиосистемы.
Более сложные и проницательные устройства могут распознавать объект не только лишь сзади и впереди, да и по краям. Таким парктроникам нужна, очевидно, более подробная информация, а как следует, дополнительные датчики - минимум по 6 в каждом бампере.
КРУИЗ НА ЗАКАЗ
1-ые устройства, поддерживающие заданную скорость, так именуемые круиз-контроли, на самом деле, встраивали в механическую "цепь" (тягу либо тросик) меж педалью газа и дроссельной заслонкой.
Одна из старых конструкций работала так. Шофер действовал специальной кнопкой в торце подрулевого тумблера. Надавил и отпустил - стрелка спидометра застыла на данной отметке. Удерживая кнопку, можно разогнаться до избранной скорости. Блок управления, сравнивая данные характеристики с фактическими, командовал шаговым движком, который управлял педалью акселератора. Человек мог вмешаться в работу системы, к примеру, на обгоне.
В более поздних системах пневматическое устройство повлияло конкретно на дроссельную заслонку. Электрический клапан, которым командовал блок управления, дозировал разрежение в полости управляющего механизма. Диафрагма вытягивала шток, связанный с приводом дроссельной заслонки.
Толчок развитию "круизов" отдала электроника: она освободила от механической связи меж педалью газа и движком. Управляющий блок разговаривает сейчас с компьютерами мотора и коробки. Такие устройства поточнее, резвее и, что важно, компактнее.
Оставался один шаг до так именуемых адаптивных систем, способных поддерживать не только лишь заданную скорость, да и неопасную дистанцию. В переднюю часть автомобиля встроили "всевидящее око" - радар, работающий в режиме приема и передачи. По времени прохождения сигнала он вычисляет расстояние от автомобиля до объекта и информирует блок управления.
Шофер задает скорость, компьютер послушливо держит стрелку спидометра на подходящей отметке. Но если на пути неспешный автомобиль, а вы не тормозите и не пытаетесь его опередить, система "душит" движок, а по мере надобности активирует тормоза. Путь свободен - вновь набирает заданную скорость.
Естественно, даже адаптивный круиз-контроль не позволяет отвлечься от дороги. Разработчики специально предупреждают: устройство сотворено, сначала, для комфорта, а не для предотвращения аварий. К примеру, тормоза может "включить" только на 25% от наибольшей эффективности. Необходимо тормознуть резвее - давите на педаль сами. Не считая того, у системы достаточно узенький кругозор: в поле зрения не попадает даже мотоциклист, передвигающийся в нескольких метрах от вас по краю такого же ряда. Ввести в заблуждение умную технику может и попутный автомобиль на вираже: занимает соседнюю полосу, но становится "мишенью" радара.
КОСИТ Пылающим ГЛАЗОМ
Ксеноновые фары потихоньку вытесняют "галогенки". А в блок-фары все почаще ставят дополнительные лампы с поворотными рефлекторами. Адаптивный свет следует за поворотом руля, освещая "слепой" для обыденных фар извив дороги. При подъезде к перекрестку, когда шофер включил указатель поворота, одна из фар отклоняется, освещая обочину и прилегающую дорогу. Но ведь при перестроении из ряда в ряд свет, бьющий в сторону, может помешать другим водителям! Чтоб этого избежать, электроника выслеживает скорость автомобиля.
ВИЖУ, СЛЫШУ, ПОМОГУ
Разумеется, уже в последнее время "органы эмоций" станут еще совершенней. В Германии утвержден проект "Инвент" (INVENT - "разумный транПодвеска и нужная техника"), в каком участвуют БМВ, "Даймлер-Крайслер", "Фольксваген", "Бош", "Сименс" и остальные гранды промышленности. В наиблежайшие пару лет они обещают обучить автомобиль ориентироваться в дорожной ситуации, предупреждать ошибки водителя. Естественно, его роль в управлении остается главенствующей, утверждают руководители проекта, электроника призвана только помогать в сложных случаях.
Одна из систем будет держать под контролем прохождение поворотов и перестроения. Электрический ассистент учтет воздействие бокового ветра, уклон дороги, ее выпуклости и занесет коррективы еще до появления критичной ситуации.
Скрасить жизнь в пробках поможет функция "стоп энд гоу". Встав в хвост колонны, вы нажимаете специальную кнопку, а далее машина сама управляется с движком и тормозами. Остается только время от времени покручивать баранку. Вобщем, "Бош" работает над модернизированной системой ESP, стабилизирующей автомобиль не только лишь действием тормозов, да и управляющего управления.
Участники проекта разрабатывают и еще больше сложные устройства, к примеру, дозволяющие избежать аварий на перекрестках. Компьютер при помощи инфракрасных и термических камер, радаров, лазерных и ультразвуковых датчиков заблаговременно "осмотрит" местность и просчитает дорожную ситуацию (знаки, светофоры, размещение автомобилей и пешеходов). Если на пути появляется препятствие, а шофер не решает решительных действий, система берет управление на себя: сбавляет скорость, а по мере надобности даже экстренно тормозит.
В недалеком будущем с пробками будут биться... сами авто. Переговорив с другими машинами в радиусе километра, ваш экипаж соберет нужную информацию и, проанализировав ее, проложит путь по менее загруженным улицам. А еще машины будут предупреждать друг дружку об угрозы - скользкой дороге либо упавшем за поворотом дереве...
Авто становятся внимательнее, превосходя чуткостью и даже прозорливостью венец творения - человека. Мы ведь не умеем читать мысли на расстоянии и просчитывать ситуацию с компьютерной скоростью. Зато умеем рассуждать, ощущать и... создавать машины, которые делают нашу жизнь легче и безопаснее.
При парковке шофер БМВ 7-й серии больше глядит на экран,
чем в заднее стекло.
3-ий глаз - радар круиз-контроля на " Audi А8" встроен в фронтальный бампер.
Адаптивный круиз-контроль "Фольксвагена-Фаэтон" заглядывает вперед на 180 метров и работает до скорости 180 км/ч.
Авто уже учат рулить и без помощи других парковаться. Электроника поточнее человека впишет машину меж другими авто.
На повороте адаптивные фары освещают 89 м трассы, обыденные ксеноновые - 65 м,
а галогенные - только 53 м.
Картина из наиблежайшего грядущего: авто предупреждают
друг дружку о пробках.