Электрическое ПРАВО РУЛЯ
Электрическое ПРАВО РУЛЯ
На этот раз это активное рулевое компании БМВ - Active Steering. О нем журнальчик уже писал, но испытать его "на всю катушку" в наших критериях пока не доводилось. Ну и "носитель агрегатов" заслуживает внимания - новый БМВ-530i, обутый в зимние шины Dunlop Winter Спорт недетского размера - 225/50R17.
ОХОТНИЧЬИ РАССКАЗЫ
У охотников свои рассказы, у авто журналистов свои - изменяются только происшествия, страсть к преувеличениям остается. Не скажу за всех коллег, посреди их много и опытнейших водителей, и автоПодвескасменов. Но все таки прихвастнуть ради красноватого словца - с кем не случается.... Вот и гуляют по страничкам полностью обоснованные, на 1-ый взор, суждения вроде: "Система стабилизации для новичков за рулем"; "Опытнейший шофер всегда может выиграть электронику" и т.д.... Да, с включенными системами активной безопасности подымить шинами, запустить автомобиль в красивый занос, сделать "полицейский разворот" не получится. Означает ли это, что электроника не дает машине и водителю проявить себя полностью? Давайте разберемся.
ТАНЦЫ НА СНЕГУ
Так как у подопытного БМВ-530i передаточное число в управляющем механизме находится в зависимости от скорости и начинает изменяться приблизительно с 60 км/ч, мы поставили две задачки: проехать маленькую "змейку" с шагом 16 м (скорость выполнения 40-45 км/ч) и длинноватую с шагом 32 м (скорость 70-78 км/ч). Над покрытием зима постаралась на славу: плотный укатанный снег при температуре около нуля еще позволяет зимним шинам "демонстрировать зубы", но уже довольно коварен, чтоб скольжения начинались на более либо наименее неопасных скоростях. Как-никак, "пятерка" БМВ тянет на 70 тыщ евро.... Забегая вперед, скажу - конкретно из-за этого руль не доверили истинному новенькому, получившему "права" полгода вспять и очень уверенному в собственных водительских возможностях. Любителям экстрима заблаговременно приносим извинения. На таковой риск мы не пошли.
Пришлось отрешиться и от маневра "объезд препятствия" - очень уж стремительно накатывается ледяная колея, так что измерения навряд ли будут достоверными. Да и собранных данных хватило, чтоб задуматься. Колонки цифр и разноцветные графики на мониторе позволяют выдвинуть много теорий, но кое-что мы пока оставим себе - очень уж много непонятного...
СЛАЛОМНАЯ ШКОЛА
Начнем с головного: резвее - означает лучше. Вариантов прохождения дистанции четыре. 1-ый - все системы включены, 2-ой - выключена противобуксовочная система DTC (Dynamic Traction Control), 3-ий - выключены системы DTC и DSC (Dynamic Stability Control), 4-ый - отключено все, включая активный руль (Active Steering). Кстати, если 1-ые две системы отключаются маленьким и долгим нажатием на подобающую кнопку, то чтоб побороть переменное передаточное отношение руля, пришлось вынуть из блока предохранителей оранжевый 40-амперный № 4, ответственный за электропривод Active Steering.
Итак, результаты в цифрах есть (они на с. 62), сейчас комменты. 1-ое упражнение - маленькая "змейка" - оказалось очень критическим не только лишь к скорости, да и к способностям управляющего управления. Наилучшее время показано с внедрением всего арсенала электроники при очень равномерном движении и осторожном рулении. Угол поворота руля при всем этом меньший: 115-120 градусов. Лучшая стратегия - не допускать скольжения машины, держаться как можно поближе к фишкам и... избегать режимов, когда вмешательство системы стабилизации становится очевидным. Но главный секрет укрыт в темпе поворотов - чем плавнее переход из 1-го в другой, тем меньше шансов ощутить "руку" электроники. Реальная школа слалома.
Отключаем противобуксовочную систему DTC и позволяем пробуксовку ведущих колес. Сейчас БМВ с легкостью уходит в занос при резком нажатии газа. Если приноровиться, этим можно пользоваться, доворачивая автомобиль, передвигающийся со скольжением. На теоретическом уровне, так можно двигаться малость резвее, но корректировка заноса должна быть моментальной и безошибочной - по другому потеряете скорость при объезде последующего конуса. Рулем крутить приходится больше - углы растут до 130-135 градусов. Прежний рекорд чуть не пал на целых 0,3 секунды, но, как досадно бы это не звучало, заезд не засчитывается: сбито два конуса. Итог по наилучшим трем попыткам на три 10-х ужаснее, чем с полным набором электрических страховок.
Еще вариант, на 1-ый взор, совершенно без электроники. После долгого нажатия на кнопку экран системы I-Drive высвечивает серьезное предостережение "DSC deactivated! Drive moderately" - "Стабилизация отключена, управляйте аккуратненько!". Сейчас контроль над машиной в руках водителя. Итог приблизительно тот же, что и в прошедший раз. Существенных различий в поведении автомобиля не отмечено.
Забираемся в глубину приборной панели и вынимаем священный предохранитель. Система бортовой диагностики выдает целое послание из тревожных надписей - что ж, пускай бранится, зато мы полностью убеждены в том, что активный руль отключен. Еще несколько попыток и.... худший средний итог. Чудес не бывает: рулить без перехвата сейчас не выходит и парировать занос труднее. Вобщем, даже "пассивный" руль БМВ-530i оказался очень "острым": 2,25 оборота "от упора до упора" - признак быстрее Подвескаивной, чем дорожной машины. С активной же "приставкой" на малых скоростях он делает только 1,65 оборота - необходимость перехвата при прохождении "змейки" исчезает в принципе.
Сейчас повторяем упражнение, лишь на огромных скоростях. Здесь рулем крутить требуется как бы меньше, а вот требования к точности и быстроте реакции завышенные. Растет и стоимость ошибки - очень большой угол заноса приводит к потере минимум секунды. Результаты похожи на 1-ые заезды: с включенной системой стабилизации выигрыш приметен невооруженным глазом. Стабильность характеристик с DSC и DTC тоже лучше. А вот напрочь вырубить "мозги" автомобиля в этом случае не выходит. Почему? Оказывается, электроника стопроцентно отключается лишь на малых скоростях. Выше 60 км/ч скольжение в глубочайшем заносе автоматом включает функцию стабилизации.
Только вынув предохранитель системы активного управляющего управления, можно по-настоящему взять полный контроль над умным автомобилем. Сейчас заместо внезапного вмешательства DSC шофер получает свободу и совместно с ней... неудобство от более "неспешного" руля.
Но при выполнении высокоскоростной "змейки" автомобиль просит мгновенной корректировки, а она лучше удается конкретно с "резвым" рулем. Да, конкретно так, хотя его и не приходится поворачивать больше чем на четверть оборота.
А ЧТО, ЕСЛИ...
Выстроить опыт по-другому, предложив руль БМВ довольно опытнейшему водителю, владеющему только обыкновенными приемами езды и неискушенному в фигурном вождении. Естественно, от высокоскоростной "змейки" пришлось отрешиться (уж больно близки бетонные отбойники), но других обстоятельств для опасений нет. Приноровившись к незнакомой машине, шофер № 2 указывает приблизительно однообразное время во всех вероятных композициях! А где же разница? Она в стабильности характеристик. С полным набором электрических помощников его результаты ложатся практически так же кучно, как у "профи". В ручном же режиме от стабильности не остается и следа, так что приведены только наилучшие пробы....
Активный руль? Он, вопреки ожиданиям, не доставил проблем; напротив, "острая" черта снимает делему запоздалой корректировки заноса. А вот вмешательство DSC воспринимается как недочет, в особенности когда она сама убирает тягу мотора.
ПОПЕРЕД БАТЬКИ
Строить прогнозы - дело непризнательное. Оправдаются они в дальнейшем либо нет, не так принципиально, зато в реальном можно нажить оппонентов. И все таки основной вывод такой: и эксперт, и "просто" шофер ощущают себя под присмотром электроники не очень комфортно, но демонстрируют более высочайшие результаты.
Да, эффектные заносы хорошо смотрятся на фото, хотя для очень резвого прохождения трассы еще лучше сверенная линия движения, ежели снежный шприц из-под колес. Естественно, вэдовые авто могут более отлично управляться конфигурацией тяги, но для привода на задние колеса роль системы стабилизации переоценить тяжело. Способность DSC к дифференцированному торможению дает ей преимущество даже над очень опытным водителем. А тому, кто не подготовлен к управлению в экстремальных режимах, и совсем не следует ее отключать. Вобщем, тут метод, примененный БМВ, не только лишь неопасен, да и тактичен по отношению к тем водителям, чьи амбиции превосходят реальные способности.
Уже сейчас системы стабилизации не похожи на тех противных утят, что появились лет 10 вспять. Но до совершенства им еще далековато. Можно пожаловаться на недочеты сегодняшних алгоритмов, но, думается, неподалеку то время, когда они сумеют не просто реагировать на потенциально небезопасные ситуации, да и предугадать их развитие.
Еще 20 годов назад немногие подразумевали, что компьютер сумеет играть в шахматы на уровне перворазрядника - сейчас "машиной" повержен фаворит мира. Может быть, чемпионат мира по ралли когда-нибудь выиграет электрический шофер?
ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ
На этот раз это активное рулевое компании БМВ - Active Steering. О нем журнальчик уже писал, но испытать его "на всю катушку" в наших критериях пока не доводилось. Ну и "носитель агрегатов" заслуживает внимания - новый БМВ-530i, обутый в зимние шины Dunlop Winter Спорт недетского размера - 225/50R17.
ОХОТНИЧЬИ РАССКАЗЫ
У охотников свои рассказы, у авто журналистов свои - изменяются только происшествия, страсть к преувеличениям остается. Не скажу за всех коллег, посреди их много и опытнейших водителей, и автоПодвескасменов. Но все таки прихвастнуть ради красноватого словца - с кем не случается.... Вот и гуляют по страничкам полностью обоснованные, на 1-ый взор, суждения вроде: "Система стабилизации для новичков за рулем"; "Опытнейший шофер всегда может выиграть электронику" и т.д.... Да, с включенными системами активной безопасности подымить шинами, запустить автомобиль в красивый занос, сделать "полицейский разворот" не получится. Означает ли это, что электроника не дает машине и водителю проявить себя полностью? Давайте разберемся.
ТАНЦЫ НА СНЕГУ
Так как у подопытного БМВ-530i передаточное число в управляющем механизме находится в зависимости от скорости и начинает изменяться приблизительно с 60 км/ч, мы поставили две задачки: проехать маленькую "змейку" с шагом 16 м (скорость выполнения 40-45 км/ч) и длинноватую с шагом 32 м (скорость 70-78 км/ч). Над покрытием зима постаралась на славу: плотный укатанный снег при температуре около нуля еще позволяет зимним шинам "демонстрировать зубы", но уже довольно коварен, чтоб скольжения начинались на более либо наименее неопасных скоростях. Как-никак, "пятерка" БМВ тянет на 70 тыщ евро.... Забегая вперед, скажу - конкретно из-за этого руль не доверили истинному новенькому, получившему "права" полгода вспять и очень уверенному в собственных водительских возможностях. Любителям экстрима заблаговременно приносим извинения. На таковой риск мы не пошли.
Пришлось отрешиться и от маневра "объезд препятствия" - очень уж стремительно накатывается ледяная колея, так что измерения навряд ли будут достоверными. Да и собранных данных хватило, чтоб задуматься. Колонки цифр и разноцветные графики на мониторе позволяют выдвинуть много теорий, но кое-что мы пока оставим себе - очень уж много непонятного...
СЛАЛОМНАЯ ШКОЛА
Начнем с головного: резвее - означает лучше. Вариантов прохождения дистанции четыре. 1-ый - все системы включены, 2-ой - выключена противобуксовочная система DTC (Dynamic Traction Control), 3-ий - выключены системы DTC и DSC (Dynamic Stability Control), 4-ый - отключено все, включая активный руль (Active Steering). Кстати, если 1-ые две системы отключаются маленьким и долгим нажатием на подобающую кнопку, то чтоб побороть переменное передаточное отношение руля, пришлось вынуть из блока предохранителей оранжевый 40-амперный № 4, ответственный за электропривод Active Steering.
Итак, результаты в цифрах есть (они на с. 62), сейчас комменты. 1-ое упражнение - маленькая "змейка" - оказалось очень критическим не только лишь к скорости, да и к способностям управляющего управления. Наилучшее время показано с внедрением всего арсенала электроники при очень равномерном движении и осторожном рулении. Угол поворота руля при всем этом меньший: 115-120 градусов. Лучшая стратегия - не допускать скольжения машины, держаться как можно поближе к фишкам и... избегать режимов, когда вмешательство системы стабилизации становится очевидным. Но главный секрет укрыт в темпе поворотов - чем плавнее переход из 1-го в другой, тем меньше шансов ощутить "руку" электроники. Реальная школа слалома.
Отключаем противобуксовочную систему DTC и позволяем пробуксовку ведущих колес. Сейчас БМВ с легкостью уходит в занос при резком нажатии газа. Если приноровиться, этим можно пользоваться, доворачивая автомобиль, передвигающийся со скольжением. На теоретическом уровне, так можно двигаться малость резвее, но корректировка заноса должна быть моментальной и безошибочной - по другому потеряете скорость при объезде последующего конуса. Рулем крутить приходится больше - углы растут до 130-135 градусов. Прежний рекорд чуть не пал на целых 0,3 секунды, но, как досадно бы это не звучало, заезд не засчитывается: сбито два конуса. Итог по наилучшим трем попыткам на три 10-х ужаснее, чем с полным набором электрических страховок.
Еще вариант, на 1-ый взор, совершенно без электроники. После долгого нажатия на кнопку экран системы I-Drive высвечивает серьезное предостережение "DSC deactivated! Drive moderately" - "Стабилизация отключена, управляйте аккуратненько!". Сейчас контроль над машиной в руках водителя. Итог приблизительно тот же, что и в прошедший раз. Существенных различий в поведении автомобиля не отмечено.
Забираемся в глубину приборной панели и вынимаем священный предохранитель. Система бортовой диагностики выдает целое послание из тревожных надписей - что ж, пускай бранится, зато мы полностью убеждены в том, что активный руль отключен. Еще несколько попыток и.... худший средний итог. Чудес не бывает: рулить без перехвата сейчас не выходит и парировать занос труднее. Вобщем, даже "пассивный" руль БМВ-530i оказался очень "острым": 2,25 оборота "от упора до упора" - признак быстрее Подвескаивной, чем дорожной машины. С активной же "приставкой" на малых скоростях он делает только 1,65 оборота - необходимость перехвата при прохождении "змейки" исчезает в принципе.
Сейчас повторяем упражнение, лишь на огромных скоростях. Здесь рулем крутить требуется как бы меньше, а вот требования к точности и быстроте реакции завышенные. Растет и стоимость ошибки - очень большой угол заноса приводит к потере минимум секунды. Результаты похожи на 1-ые заезды: с включенной системой стабилизации выигрыш приметен невооруженным глазом. Стабильность характеристик с DSC и DTC тоже лучше. А вот напрочь вырубить "мозги" автомобиля в этом случае не выходит. Почему? Оказывается, электроника стопроцентно отключается лишь на малых скоростях. Выше 60 км/ч скольжение в глубочайшем заносе автоматом включает функцию стабилизации.
Только вынув предохранитель системы активного управляющего управления, можно по-настоящему взять полный контроль над умным автомобилем. Сейчас заместо внезапного вмешательства DSC шофер получает свободу и совместно с ней... неудобство от более "неспешного" руля.
Но при выполнении высокоскоростной "змейки" автомобиль просит мгновенной корректировки, а она лучше удается конкретно с "резвым" рулем. Да, конкретно так, хотя его и не приходится поворачивать больше чем на четверть оборота.
А ЧТО, ЕСЛИ...
Выстроить опыт по-другому, предложив руль БМВ довольно опытнейшему водителю, владеющему только обыкновенными приемами езды и неискушенному в фигурном вождении. Естественно, от высокоскоростной "змейки" пришлось отрешиться (уж больно близки бетонные отбойники), но других обстоятельств для опасений нет. Приноровившись к незнакомой машине, шофер № 2 указывает приблизительно однообразное время во всех вероятных композициях! А где же разница? Она в стабильности характеристик. С полным набором электрических помощников его результаты ложатся практически так же кучно, как у "профи". В ручном же режиме от стабильности не остается и следа, так что приведены только наилучшие пробы....
Активный руль? Он, вопреки ожиданиям, не доставил проблем; напротив, "острая" черта снимает делему запоздалой корректировки заноса. А вот вмешательство DSC воспринимается как недочет, в особенности когда она сама убирает тягу мотора.
ПОПЕРЕД БАТЬКИ
Строить прогнозы - дело непризнательное. Оправдаются они в дальнейшем либо нет, не так принципиально, зато в реальном можно нажить оппонентов. И все таки основной вывод такой: и эксперт, и "просто" шофер ощущают себя под присмотром электроники не очень комфортно, но демонстрируют более высочайшие результаты.
Да, эффектные заносы хорошо смотрятся на фото, хотя для очень резвого прохождения трассы еще лучше сверенная линия движения, ежели снежный шприц из-под колес. Естественно, вэдовые авто могут более отлично управляться конфигурацией тяги, но для привода на задние колеса роль системы стабилизации переоценить тяжело. Способность DSC к дифференцированному торможению дает ей преимущество даже над очень опытным водителем. А тому, кто не подготовлен к управлению в экстремальных режимах, и совсем не следует ее отключать. Вобщем, тут метод, примененный БМВ, не только лишь неопасен, да и тактичен по отношению к тем водителям, чьи амбиции превосходят реальные способности.
Уже сейчас системы стабилизации не похожи на тех противных утят, что появились лет 10 вспять. Но до совершенства им еще далековато. Можно пожаловаться на недочеты сегодняшних алгоритмов, но, думается, неподалеку то время, когда они сумеют не просто реагировать на потенциально небезопасные ситуации, да и предугадать их развитие.
Еще 20 годов назад немногие подразумевали, что компьютер сумеет играть в шахматы на уровне перворазрядника - сейчас "машиной" повержен фаворит мира. Может быть, чемпионат мира по ралли когда-нибудь выиграет электрический шофер?
ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ