ОТ ЭЛЕКТРИКИ ДО МЕХАНИКИ
ОТ ЭЛЕКТРИКИ ДО МЕХАНИКИ
МОТОР-ТЕСТЕРЫ
Авто устаревших моделей без систем самодиагностики пока преобладают в Рф - при их обслуживании сканеры (ЗР, 2003, № 11) не посодействуют. Вобщем, и самый современный автомобиль способен выбросить такое коленце, когда инфы со сканера очевидно недостаточно. Нужен другой прибор - мотор-тестер. Опытнейший автовладелец наверное о нем слышал, ведь мотор-тестер "прописался" на сервисных станциях еще ранее сканера. И до сего времени помогает устранять сложные неисправности мотора и его систем.
Главное достоинство мотор-тестера (и отличие от сканера!) - универсальность: он позволяет ставить диагноз автомобилям самых различных марок. Его провода с зажимами подключают не к диагностическому разъему, а прямо к датчикам - зависимо от намеченной цели. Частично этим можно разъяснить богатые способности мотор-тестера. Вот примеры.
...Потребовалось проверить регулятор холостого хода. Подключив мотортестер и пустив движок, оператор меняет его обороты (фото 1). По форме сигнала, его задержке и т. д. он просто обусловит проблемы в регуляторе, к примеру, не подклинивает ли.
А вот достаточно непростой недостаток. Движок VAZ 2111 очень удивительно вел себя при разгоне: при оборотах около 3900-4000 нередко "проваливал", приблизительно на секунду, как будто выключаясь. Позже работа возобновлялась, разгон можно было продолжать. В чем все-таки дело?
Подключили сканер, но ошибок в памяти контроллера не было. Он только подтвердил факт "провала" оборотов, при котором, естественно, изменяются и другие характеристики. Круг вопросов расширяется совместно со перечнем "подозреваемых" датчиков! Что все-таки сейчас - поменять их все на заранее исправные? Путь обычный, но дорогой. (Обладателям "суровых" импортных машин в данном случае особо соболезнуем...) А давайте-ка опросим датчики мотор-тестером!
Причину необычного "провала" отыскали стремительно: как раз при оборотах около 4000 датчик положения коленвала из-за собственного внутреннего недостатка прерывал сигналы блока управления, а тот разумно расценивал это как остановку мотора - и прекращал подачу горючего. После такового сбоя датчик оживал, движок приходил в себя и продолжал разгон. Осталось только поменять единственный неисправный датчик.
В неких случаях с схожими задачками совладевает и мастер, вооруженный осциллографом. Но все-же осциллограф - не спец авто прибор: неких функций, позволяющих детально изучить особенности исследуемого сигнала, он не имеет. И в этом мотор-тестеру очень уступает.
Попробуем сейчас оценить эффективность системы зажигания. Подключив провода мотор-тестера к цепям первичного и вторичного напряжения (фото 2, 3), спец анализирует форму сигнала (фото 4), что позволяет локализовать неисправность. Проблемы в коммутаторе, катушках зажигания, свечках, проводах по-разному появляются в форме этих кривых на дисплее, и опытнейший диагност в их разберется. Эти данные полезно сохранить в памяти компьютера в виде графиков - понадобятся при следующей работе.
Ну а почему прибор именуется "мотор-тестером", не запамятовали? Корень "мотор" гласит о том, что прибор способен держать под контролем и состояние механической части мотора, что сканеру, естественно, труднодоступно.
Начнем с оценки относительной компрессии. На "плюсовый" провод стартера ставим бесконтактный датчик (фото 5), который при прокрутке стартера фиксирует пульсации тока (фото 6). И снова форма сигнала даст осознать, все ли в порядке в "механике", нет ли огромного разброса компрессии по цилиндрам. Правда, ее настоящих значений мы не узнаем, но оценка в первом приближении нередко оказывается достаточной.
Если же мотор-тестер укомплектован датчиком давления, можно измерить "абсолютную" компрессию (фото 7), для большинства из нас обычную.
Другая принципиальная функция - баланс мощности. О чем речь идет? Если движок в безупречном состоянии, то при последовательном выключении цилиндров обороты коленчатого вала падают на одну и ту же величину. Если же, к примеру, отключение третьего цилиндра резко понижает обороты, а первого - практически на их не оказывает влияние, то 3-ий, непременно, работает более всеполноценно. Так инспектировали моторы еще наши отцы. Но мотор-тестер позволяет не только лишь выявить наилучший либо худший цилиндр, да и дать количественную оценку, а потом уже находить причину такового неравенства более углубленно.
Описанные нами функции мотор-тестера - только маленькая часть его способностей. Человек, в первый раз знакомящийся с этим прибором, открыв заводское управление, часто испытывает чувство растерянности: столько там характеристик, о которых до сего времени и не слышал! Зато конкретно овладев этим массивным "орудием", можно приступить к решению самых сложных и запутанных задач. Естественно, для этого нужно самому быть спецом широкого профиля, посвященным во все потаенны мотора. От механики до электрики. Но для полной и основательной диагностики нужен очередной прибор - газоанализатор. О нем поведаем в последующем номере журнальчика.
1 - Форма сигнала от регулятора холостого хода.
2 - Подключение датчиков мотор-тестера к движку автомобиля "Фольксваген"...
3 - ...и ко вторичной цепи системы зажигания на VAZ 2112.
4 - Графики напряжения во вторичной цепи зажигания.
5 - Бесконтактный датчик.
6 - График относительной компрессии.
7 - Застыл "абсолютной компрессии".
МОТОР-ТЕСТЕРЫ
Авто устаревших моделей без систем самодиагностики пока преобладают в Рф - при их обслуживании сканеры (ЗР, 2003, № 11) не посодействуют. Вобщем, и самый современный автомобиль способен выбросить такое коленце, когда инфы со сканера очевидно недостаточно. Нужен другой прибор - мотор-тестер. Опытнейший автовладелец наверное о нем слышал, ведь мотор-тестер "прописался" на сервисных станциях еще ранее сканера. И до сего времени помогает устранять сложные неисправности мотора и его систем.
Главное достоинство мотор-тестера (и отличие от сканера!) - универсальность: он позволяет ставить диагноз автомобилям самых различных марок. Его провода с зажимами подключают не к диагностическому разъему, а прямо к датчикам - зависимо от намеченной цели. Частично этим можно разъяснить богатые способности мотор-тестера. Вот примеры.
...Потребовалось проверить регулятор холостого хода. Подключив мотортестер и пустив движок, оператор меняет его обороты (фото 1). По форме сигнала, его задержке и т. д. он просто обусловит проблемы в регуляторе, к примеру, не подклинивает ли.
А вот достаточно непростой недостаток. Движок VAZ 2111 очень удивительно вел себя при разгоне: при оборотах около 3900-4000 нередко "проваливал", приблизительно на секунду, как будто выключаясь. Позже работа возобновлялась, разгон можно было продолжать. В чем все-таки дело?
Подключили сканер, но ошибок в памяти контроллера не было. Он только подтвердил факт "провала" оборотов, при котором, естественно, изменяются и другие характеристики. Круг вопросов расширяется совместно со перечнем "подозреваемых" датчиков! Что все-таки сейчас - поменять их все на заранее исправные? Путь обычный, но дорогой. (Обладателям "суровых" импортных машин в данном случае особо соболезнуем...) А давайте-ка опросим датчики мотор-тестером!
Причину необычного "провала" отыскали стремительно: как раз при оборотах около 4000 датчик положения коленвала из-за собственного внутреннего недостатка прерывал сигналы блока управления, а тот разумно расценивал это как остановку мотора - и прекращал подачу горючего. После такового сбоя датчик оживал, движок приходил в себя и продолжал разгон. Осталось только поменять единственный неисправный датчик.
В неких случаях с схожими задачками совладевает и мастер, вооруженный осциллографом. Но все-же осциллограф - не спец авто прибор: неких функций, позволяющих детально изучить особенности исследуемого сигнала, он не имеет. И в этом мотор-тестеру очень уступает.
Попробуем сейчас оценить эффективность системы зажигания. Подключив провода мотор-тестера к цепям первичного и вторичного напряжения (фото 2, 3), спец анализирует форму сигнала (фото 4), что позволяет локализовать неисправность. Проблемы в коммутаторе, катушках зажигания, свечках, проводах по-разному появляются в форме этих кривых на дисплее, и опытнейший диагност в их разберется. Эти данные полезно сохранить в памяти компьютера в виде графиков - понадобятся при следующей работе.
Ну а почему прибор именуется "мотор-тестером", не запамятовали? Корень "мотор" гласит о том, что прибор способен держать под контролем и состояние механической части мотора, что сканеру, естественно, труднодоступно.
Начнем с оценки относительной компрессии. На "плюсовый" провод стартера ставим бесконтактный датчик (фото 5), который при прокрутке стартера фиксирует пульсации тока (фото 6). И снова форма сигнала даст осознать, все ли в порядке в "механике", нет ли огромного разброса компрессии по цилиндрам. Правда, ее настоящих значений мы не узнаем, но оценка в первом приближении нередко оказывается достаточной.
Если же мотор-тестер укомплектован датчиком давления, можно измерить "абсолютную" компрессию (фото 7), для большинства из нас обычную.
Другая принципиальная функция - баланс мощности. О чем речь идет? Если движок в безупречном состоянии, то при последовательном выключении цилиндров обороты коленчатого вала падают на одну и ту же величину. Если же, к примеру, отключение третьего цилиндра резко понижает обороты, а первого - практически на их не оказывает влияние, то 3-ий, непременно, работает более всеполноценно. Так инспектировали моторы еще наши отцы. Но мотор-тестер позволяет не только лишь выявить наилучший либо худший цилиндр, да и дать количественную оценку, а потом уже находить причину такового неравенства более углубленно.
Описанные нами функции мотор-тестера - только маленькая часть его способностей. Человек, в первый раз знакомящийся с этим прибором, открыв заводское управление, часто испытывает чувство растерянности: столько там характеристик, о которых до сего времени и не слышал! Зато конкретно овладев этим массивным "орудием", можно приступить к решению самых сложных и запутанных задач. Естественно, для этого нужно самому быть спецом широкого профиля, посвященным во все потаенны мотора. От механики до электрики. Но для полной и основательной диагностики нужен очередной прибор - газоанализатор. О нем поведаем в последующем номере журнальчика.
1 - Форма сигнала от регулятора холостого хода.
2 - Подключение датчиков мотор-тестера к движку автомобиля "Фольксваген"...
3 - ...и ко вторичной цепи системы зажигания на VAZ 2112.
4 - Графики напряжения во вторичной цепи зажигания.
5 - Бесконтактный датчик.
6 - График относительной компрессии.
7 - Застыл "абсолютной компрессии".