ЗВЕЗДА КОНКУРА
ЗВЕЗДА КОНКУРА
В конструкции современного грузовика все давным-давно отлажено и что-то изменять в ней как будто незачем. Но требования экологии, безопасности движения и, не в последнюю очередь, "козни" соперников принуждают даже самые именитые компании улучшать свои машины. Вот и "Мерседес-Актрос" (ЗР, 2002, № 4, 12), получив в 1997 году титул "Грузовик года", поднапрягся и вновь захватил его в году сегодняшнем.
ФАБРИКИ ЗВЕЗД
"Актрос" - семейство томных грузовиков германского отделения транснационального концерна "Даймлер-Крайслер". Более 60 базисных модификаций с колесными формулами от 4х2 до 10х8, с полной массой автомобиля до 41 тонны и мощностью движков до 600 л. с. Не считая завода в германском городке Вюрт, "актросы" собирают в Египте, Иране, Марокко, Тунисе, ЮАР, Саудовской Аравии и в Китае, а продаются они по всему миру.
В Рф отыскали владельцев около тыщи лауреатов конкурса 1997 года, а к новенькому победителю энтузиазм еще более: с августа 2003 года продано уже выше трехсот автомобилей.
Седельные тягачи и бортовые машины для интернациональных перевозок осели в Москве, Питере и городках, стоящих на караванных путях, самосвалы приобрели нефтяники и газовики Нового Уренгоя, Ханты-Мансийска, строители из Москвы и Хабаровска, лесовозы получили прописку в Карелии и на Далеком Востоке. Кто-то купил "Mercedes" в первый раз, отдав ему предпочтение перед другими марками, кто-то издавна знаком еще с прежним "Актросом" и трудности выбора при обновлении парка у него не было. Какой он, "Актрос", для Рф, как оценивают новаторства наши эксплуатационники?
В ПОЧЕТЕ V-ОБРАЗНЫЕ
Кажется, нет лучше дизеля для магистрального грузовика, чем рядная "шестерка": стопроцентно уравновешен, прост в ремонте, комфортен в обслуживании. Конкретно такие стоят у всех европейских соперников, но "Mercedes" с начала 70-х привержен V-образным движкам. Тогда это были "восьмерки" объемом 13 и 15 л и большие 16- и даже 18-литровые "10-ки". Плюсы таковой конструкции отлично известны: движки относительно легче, компактнее, с более жесткими блоком и коленвалом. Благодаря этому стабильнее принципиальные геометрические характеристики мотора - соосность коренных подшипников и перпендикулярность к ним осей цилиндров, ну и механический КПД выше - коренных шеек меньше.
В Рф самым нужным мотором нового "Актроса" оказался 12-литровый V6 модели ОМ 501LA. Интеркулер, турбонаддув с изменяемой геометрией направляющего аппарата компрессора и просто перенастраиваемый электрический блок управления обеспечивают каждой модификации мотора требуемые мощность и вращающий момент.
Для самосвалов и лесовозов, в особенности в северном выполнении, в большинстве случаев заказывают движки мощностью 360 л. с. с электроподогревом топливных фильтров и магистрали. Зимой, когда дизели ночами молотят на холостом ходу, более массивные модификации до рабочей температуры не прогреваются - из-за этого может быть осмоление форсунок. И при перевозке грунта эти моторы работают на частичных нагрузках, когда прохладные выхлопные газы плохо греют кузов.
Еще одна особенность мотора "Актроса" - поддон и клапанные крышки из пластмассы, которая даже на русском севере от мороза не трескается.
Для тягачей выбирают моторы помощнее - 408 и 435 л. с., пореже берут самую сильную "шестерку" в 456 "лошадок" - похоже, побаиваются высокофорсированной версии. А напрасно - ее, но чуток большего объема, ставят даже на "мерседесовские" болиды трак-рейсинга, правда, уже 1200-сильную. Но мощностной ряд движков V8 модели ОМ 502LA в 503-578 л. с. русских автоперевозчиков заинтриговал не достаточно - продано всего около 10-ка автомобилей.
ВОЗЬМИСЬ ЗА ДЖОЙСТИК
Обычно богат выбор сцеплений, коробок передач и редукторов. Под движки V6 основное сцепление однодисковое поперечником 17 дюймов, как функция - двухдисковое, хотя его штатное место работы на V8.
Коробок - 5 типов, все 16-ступенчатые, с делителями и демультипликаторами. С различными рядами, под любые дорожные условия, с прямой либо повышающей передачами, а передаточное число первой - от 9 до 17.
Электронно-пневматическое управление коробкой с джойстиком на локотнике и индикацией на экране в первый раз появилось на магистральных "актросах" как кандидатура "кочерге". Сейчас его устанавливают даже на самосвалы. "Теллигент"-автомат у нас все еще остается экзотикой.
Для Рф нужны блокировки дифференциалов, потому комплектуют ими все модификации "Актроса" вне зависимости от колесной формулы и типа главной передачи. Магистральные тягачи прогуливаются с одинарными гипоидными главными передачами, а самосвалы и лесовозы с планетарными ступичными редукторами - так надежнее. Передаточные числа - от 2,9 для тягачей до 5,5 для лесовозов.
ВОКРУГ РЕССОРЫ
Каждому типу грузовика с учетом особенностей эксплуатации - своя конструкция ходовой части. Например, у седельных тягачей задняя подвеска низкая и облегченная, на 2-ух пневмобаллонах, с уменьшенным объемом и завышенным давлением, у бортовых осталась от "Актроса" первого поколения на 4 пневмобаллонах, а самосвалы и лесовозы обходятся обыкновенной подвеской - рессорной балансирной. Но впереди у всех модификаций стоят параболические рессоры, на сайлент-блоках. Благодаря последним еще на прежнем "Актросе" отказались от системы централизованной смазки шасси, масленки остались только для шкворней и седла. Есть модель 6х2 с "ленивым" (поддерживающим) задним мостом. Не считая того, что он подымается пневматикой, по заказу его делают управляемым, с электрогидравлическим приводом. Подруливая, таковой мост несколько уменьшает радиус поворота и понижает износ шин - нужная функция при маневрировании в стесненных критериях, но заказов на эту опцию из Рф пока не поступало.
Не нужны и сверхширокие одинарные шины-"матрешки" 495/ 45R22,5. Экономия в 200 кг в Рф погоды не делает, а залатать таковой "эксклюзив" на дороге проблематично. Для самосвалов и совсем заказывают "двадцатку" - с течением времени заместо рваной о камешки дорогой ввезенной монтируют мазовскую.
До этого русские покупатели скептически относились к дисковым тормозам с электроникой, предпочитая барабанные с обыкновенной пневматикой. Но такие тормоза сейчас функция, при этом только для самосвалов, а стоят они, кстати, дороже дисковых.
"ТЕЛЛИГЕНТ" Во 2-м КОЛЕНЕ
А электроники в новеньком "Актросе" прибавилось, правда, всесущий "Теллигент" - компьютер, отслеживающий работу фактически всех систем грузовика, - значительно модернизирован. Появились новые функции - поддержание дистанции, контроль за дорожной разметкой, система курсовой стабилизации. Учтен опыт эксплуатации предшественника: многие электрические блоки переместили поближе к исполнительным механизмам - например, блок управления КП сейчас стоит не под кабиной, а на самой коробке. Так и электронных разъемов меньше, и шины передачи данных короче.
А чтоб новый "Актрос" стал более понятен россиянам, в его до этого небогатый лексикон добавили российских фраз, они высвечиваются на экране. Не вышло без смешного конфуза: на тягаче, который мы брали для тест-драйва, заместо обычной всем дальнобойщикам "тахограммы" читается "тажограмма". Нашему бы автопрому их заботы!
ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ
В конструкции современного грузовика все давным-давно отлажено и что-то изменять в ней как будто незачем. Но требования экологии, безопасности движения и, не в последнюю очередь, "козни" соперников принуждают даже самые именитые компании улучшать свои машины. Вот и "Мерседес-Актрос" (ЗР, 2002, № 4, 12), получив в 1997 году титул "Грузовик года", поднапрягся и вновь захватил его в году сегодняшнем.
ФАБРИКИ ЗВЕЗД
"Актрос" - семейство томных грузовиков германского отделения транснационального концерна "Даймлер-Крайслер". Более 60 базисных модификаций с колесными формулами от 4х2 до 10х8, с полной массой автомобиля до 41 тонны и мощностью движков до 600 л. с. Не считая завода в германском городке Вюрт, "актросы" собирают в Египте, Иране, Марокко, Тунисе, ЮАР, Саудовской Аравии и в Китае, а продаются они по всему миру.
В Рф отыскали владельцев около тыщи лауреатов конкурса 1997 года, а к новенькому победителю энтузиазм еще более: с августа 2003 года продано уже выше трехсот автомобилей.
Седельные тягачи и бортовые машины для интернациональных перевозок осели в Москве, Питере и городках, стоящих на караванных путях, самосвалы приобрели нефтяники и газовики Нового Уренгоя, Ханты-Мансийска, строители из Москвы и Хабаровска, лесовозы получили прописку в Карелии и на Далеком Востоке. Кто-то купил "Mercedes" в первый раз, отдав ему предпочтение перед другими марками, кто-то издавна знаком еще с прежним "Актросом" и трудности выбора при обновлении парка у него не было. Какой он, "Актрос", для Рф, как оценивают новаторства наши эксплуатационники?
В ПОЧЕТЕ V-ОБРАЗНЫЕ
Кажется, нет лучше дизеля для магистрального грузовика, чем рядная "шестерка": стопроцентно уравновешен, прост в ремонте, комфортен в обслуживании. Конкретно такие стоят у всех европейских соперников, но "Mercedes" с начала 70-х привержен V-образным движкам. Тогда это были "восьмерки" объемом 13 и 15 л и большие 16- и даже 18-литровые "10-ки". Плюсы таковой конструкции отлично известны: движки относительно легче, компактнее, с более жесткими блоком и коленвалом. Благодаря этому стабильнее принципиальные геометрические характеристики мотора - соосность коренных подшипников и перпендикулярность к ним осей цилиндров, ну и механический КПД выше - коренных шеек меньше.
В Рф самым нужным мотором нового "Актроса" оказался 12-литровый V6 модели ОМ 501LA. Интеркулер, турбонаддув с изменяемой геометрией направляющего аппарата компрессора и просто перенастраиваемый электрический блок управления обеспечивают каждой модификации мотора требуемые мощность и вращающий момент.
Для самосвалов и лесовозов, в особенности в северном выполнении, в большинстве случаев заказывают движки мощностью 360 л. с. с электроподогревом топливных фильтров и магистрали. Зимой, когда дизели ночами молотят на холостом ходу, более массивные модификации до рабочей температуры не прогреваются - из-за этого может быть осмоление форсунок. И при перевозке грунта эти моторы работают на частичных нагрузках, когда прохладные выхлопные газы плохо греют кузов.
Еще одна особенность мотора "Актроса" - поддон и клапанные крышки из пластмассы, которая даже на русском севере от мороза не трескается.
Для тягачей выбирают моторы помощнее - 408 и 435 л. с., пореже берут самую сильную "шестерку" в 456 "лошадок" - похоже, побаиваются высокофорсированной версии. А напрасно - ее, но чуток большего объема, ставят даже на "мерседесовские" болиды трак-рейсинга, правда, уже 1200-сильную. Но мощностной ряд движков V8 модели ОМ 502LA в 503-578 л. с. русских автоперевозчиков заинтриговал не достаточно - продано всего около 10-ка автомобилей.
ВОЗЬМИСЬ ЗА ДЖОЙСТИК
Обычно богат выбор сцеплений, коробок передач и редукторов. Под движки V6 основное сцепление однодисковое поперечником 17 дюймов, как функция - двухдисковое, хотя его штатное место работы на V8.
Коробок - 5 типов, все 16-ступенчатые, с делителями и демультипликаторами. С различными рядами, под любые дорожные условия, с прямой либо повышающей передачами, а передаточное число первой - от 9 до 17.
Электронно-пневматическое управление коробкой с джойстиком на локотнике и индикацией на экране в первый раз появилось на магистральных "актросах" как кандидатура "кочерге". Сейчас его устанавливают даже на самосвалы. "Теллигент"-автомат у нас все еще остается экзотикой.
Для Рф нужны блокировки дифференциалов, потому комплектуют ими все модификации "Актроса" вне зависимости от колесной формулы и типа главной передачи. Магистральные тягачи прогуливаются с одинарными гипоидными главными передачами, а самосвалы и лесовозы с планетарными ступичными редукторами - так надежнее. Передаточные числа - от 2,9 для тягачей до 5,5 для лесовозов.
ВОКРУГ РЕССОРЫ
Каждому типу грузовика с учетом особенностей эксплуатации - своя конструкция ходовой части. Например, у седельных тягачей задняя подвеска низкая и облегченная, на 2-ух пневмобаллонах, с уменьшенным объемом и завышенным давлением, у бортовых осталась от "Актроса" первого поколения на 4 пневмобаллонах, а самосвалы и лесовозы обходятся обыкновенной подвеской - рессорной балансирной. Но впереди у всех модификаций стоят параболические рессоры, на сайлент-блоках. Благодаря последним еще на прежнем "Актросе" отказались от системы централизованной смазки шасси, масленки остались только для шкворней и седла. Есть модель 6х2 с "ленивым" (поддерживающим) задним мостом. Не считая того, что он подымается пневматикой, по заказу его делают управляемым, с электрогидравлическим приводом. Подруливая, таковой мост несколько уменьшает радиус поворота и понижает износ шин - нужная функция при маневрировании в стесненных критериях, но заказов на эту опцию из Рф пока не поступало.
Не нужны и сверхширокие одинарные шины-"матрешки" 495/ 45R22,5. Экономия в 200 кг в Рф погоды не делает, а залатать таковой "эксклюзив" на дороге проблематично. Для самосвалов и совсем заказывают "двадцатку" - с течением времени заместо рваной о камешки дорогой ввезенной монтируют мазовскую.
До этого русские покупатели скептически относились к дисковым тормозам с электроникой, предпочитая барабанные с обыкновенной пневматикой. Но такие тормоза сейчас функция, при этом только для самосвалов, а стоят они, кстати, дороже дисковых.
"ТЕЛЛИГЕНТ" Во 2-м КОЛЕНЕ
А электроники в новеньком "Актросе" прибавилось, правда, всесущий "Теллигент" - компьютер, отслеживающий работу фактически всех систем грузовика, - значительно модернизирован. Появились новые функции - поддержание дистанции, контроль за дорожной разметкой, система курсовой стабилизации. Учтен опыт эксплуатации предшественника: многие электрические блоки переместили поближе к исполнительным механизмам - например, блок управления КП сейчас стоит не под кабиной, а на самой коробке. Так и электронных разъемов меньше, и шины передачи данных короче.
А чтоб новый "Актрос" стал более понятен россиянам, в его до этого небогатый лексикон добавили российских фраз, они высвечиваются на экране. Не вышло без смешного конфуза: на тягаче, который мы брали для тест-драйва, заместо обычной всем дальнобойщикам "тахограммы" читается "тажограмма". Нашему бы автопрому их заботы!
ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ