НИ ХЛАДОНА, НИ ФРЕОНА
НИ ХЛАДОНА, НИ ФРЕОНА
Пессимисты считают: что бы человек ни выдумал, все вредоносно. Частично они правы. Ранее холодильники работали на фреоне – оказалось, этот газ разрушает озоновый слой. Перебежали на хладон – выяснилось, что стимулируем парниковый эффект, привлекая на наши головы тайфуны. Компания «Денсо» (Denso) представила авто кондюк, обходящийся только углекислым газом, другими словами СО2. 1-ый эталон установили на концептуальную «Тойоту-FCHV 4», работающую на топливных элементах.
Чтоб холодильник работал, углекислый газ нужно сжимать до давлений, в семь раз превосходящих те, что нужны для обычного хладона. К тому же появляются трудности со смазкой компрессора (обычно масло добавляли в хладагент). Ради плотности решили отрешиться от вывода вращающегося вала через уплотнения и сделали компрессор с электронным приводом. Наружу выходят только недвижные провода.
Очевидно, не так просто оказалось сделать и конденсатор – рядовая конструкция раздувалась от настолько высочайшего давления. А еще пригодился дополнительный внутренний теплообменник, аккумулятор водянистого СО2 на стороне низкого давления.
Итог исходя из убеждений прохлады не разочаровал разработчиков. А вот экономисты пока чешут голову: будут ли потребители настолько недешево платить за экологичность? Вобщем, лиха неудача начало: техника развивается и дешевеет стремительно. Может быть, через несколько лет углекислотные кондюки появятся и на серийных машинах, тем паче, что обладателям не придется при дозаправке оплачивать дорогой хладагент.