ОТЦЕПИЛИ ШУМ
ОТЦЕПИЛИ ШУМ
Цепной привод кулачковых валов сегодня уникальность: его потеснил гибкий зубчатый ремень, который не растягивается и издает при работе существенно меньше шума. В остальном он уступает «стальному коллеге»: не те крепкость, долговечность… Но почему шумит цепь? Этим вопросом задались спецы голландской компании «Смарт-Чейн» и германской «АВЛ Лист».
Оказывается, грохот должен своим происхождением неоптимальной кинематике привода: звенья цепи при переходе от прямолинейного движения к «обтеканию» звездочки резко меняют свое положение и вызывают рывки. Успокоитель их сглаживает, но не избавляет шум.
Инженеры Тео Корзе и Мартин Сопоч значительно поломали голову, пока не решили геометрическую задачу: цепь должна набегать на звездочку не как обычно, а по полностью определенной линии движения. Для этого довольно сделать щеки звеньев со особым контуром и установить перед звездочками направляющие. Самое замечательное, что такая цепь, на самом деле, не дороже обыкновенной: автомату ведь все равно, что штамповать. Тесты проявили понижение вибраций новейшей цепи и шума в 8,6 раза по сопоставлению с обыкновенной. Для чего же тогда придумывали непростой армированный ремень? Вобщем, напрасно ничего не делается: техника развивается по спирали.