С ОБЛЕГЧЕНИЕМ!
С ОБЛЕГЧЕНИЕМ!
ТЕХНИКА
ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ НА VAZ 2110
С ОБЛЕГЧЕНИЕМ!
СЕРГЕЙ МИШИН
Гидроусилитель для «десятки» появился на свет издавна. Автомобиль еще не встал на сборочный поток, а для него уже готовился новый управляющий механизм. Германская компания ZFLS (ZF Lenksysteme GmbH) по техническому заданию ВАЗа явила на свет «двойню» – механический и гидравлический управляющие механизмы. Многие их элементы – картер механизма, чехол рейки, крепежный элемент – были общими, не говоря о тягах управляющий трапеции, а вот внутренность, естественно, различалась.
Механический вариант сейчас отлично известен обладателям «десяток». Его отличительные особенности – четыре оборота от упора до упора и рейка с переменным передаточным отношением. Посреди оно приблизительно 1/43 оборота вала руля на мм хода рейки, а «по краям» возрастает до 1/32 – с тем чтоб при огромных углах поворота колес понизить усилие, требуемое для поворота баранки.
Гидравлический механизм – более «короткий»: всего 2,8 оборота. Наибольшее соотношение сейчас в центре, но оно близко к механическому варианту – 1/45 об/мм, чтоб руль не был очень острым. А при огромных углах поворота его можно «укоротить», чтоб делать меньше перехватов, ведь усилие все равно остается маленьким. Потому на краях соотношение уменьшено до 1/54.
Предполагалось, что механику и основную часть гидравлики будут создавать на Вуале, а самые сложные и ответственные узлы (гидронасос, распределитель и т. п.) – закупать у ZFLS. Собирать узел должны были на Вуале. Стендовые и дорожные тесты ГУРа дали положительные результаты, но тогда гидроусилитель заводчане отложили в сторонку, доведя до сборочного потока только «механику».
В 2001 году работу над узлом возобновили вместе с ООО «Рулевые системы», у которого уже был опыт общего с ZF производства гидроусилителя для «Нивы». А к концу 2003 года «десятки» с ГУР прошли сертификацию. Тогда же появились 1-ые 3,5 тыщи «десятых» усилителей, собранных на ZFLS. С ними усилие на управляющем колесе при повороте колес на месте составляло 30–35 Н.
Автомобиль с восьмиклапанным мотором может быть укомплектован гидроусилителем либо кондюком, на выбор. Более мощнейший мотор VAZ 2112 допускает их симбиоз.
1-ые товарные «десятки» с гидрорулями сделали в апреле этого года, а с мая объем их выпуска поддерживается на уровне 300 машин за месяц. Устанавливают ГУР не кое-где на стороне, а конкретно на сборочном конвейере АвтоВАЗа. Правда, пока для себя в убыток: набор обходится производителю в 500 евро, а отпускная стоимость автомобиля растет на 300. Вобщем, покуда машина дойдет до покупателя, «цена вопроса» наверное подымется до тех же пятисот.
Скоро планируется сборка усилителей в Тольятти (естественно, вместе с «Рулевыми системами») – 5–10 тыщ штук в год. Потом годичный объем производства составит 50–200 тыщ комплектов. Но это может быть только при тесноватом сотрудничестве АвтоВАЗа, ZFLS и «Рулевых систем». К примеру, рейку (очень сложное изделие) дешевле делать на Вуале. РС отвечает за изготовка бачка, шлангов, установочного комплекта и сборку гидроусилителя. А создание прецизионных узлов (насос и распределитель) остается за «Цанрад фабрик». В данном случае цена 1-го комплекта свалится приблизительно до 300 евро.
«Десятый» ГУР устанавливается на те же места, что и «механика». Единственное наружное отличие – с правой стороны к механизму пристыкован рабочий цилиндр с упрятанным вовнутрь распределителем. Насос унифицирован с тем, что обслуживает ГУР «Шевроле-Нивы» и VAZ 2120. Бачок – тоже от «Нивы», уникальные только шланги и трубопроводы.
Правда, есть одна тонкость, отличающая «десятый» механизм от «нивовского». В первом нет «отключения» (отсечки либо сброса) давления масла при последних положениях баранки. Поэтому, когда она повернута до упора в всякую сторону, жидкость продолжает «работать», из-за чего усилитель немного шумит.
На «десятке» баранка достаточно тяжела, в особенности при парковке. А вот с «гидравликой» – совершенно другое дело. Крутнуть руль от упора до упора одной рукою – просто! И все-же кажется, что усилие на «десятом» гидроруле совершенно не намного, но больше, чем на «Шеви». Вобщем, может быть, такое чувство – из-за другой посадки. Как и было обещано, в последних положениях баранки гидроусилитель сопит, несколько пугая непривычного водителя. В остальном же работает идеально. Разве что самовозврат руля в положение «прямо» после поворота не так активен, как на «механике», но маневренность от этого не мучается.
Ставить точку на данной теме мы не собираемся. На очереди – сравнительный тест «десяток» с электронным и гидравлическим усилителями руля.
ТЕХНИКА
ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ НА VAZ 2110
С ОБЛЕГЧЕНИЕМ!
СЕРГЕЙ МИШИН
Гидроусилитель для «десятки» появился на свет издавна. Автомобиль еще не встал на сборочный поток, а для него уже готовился новый управляющий механизм. Германская компания ZFLS (ZF Lenksysteme GmbH) по техническому заданию ВАЗа явила на свет «двойню» – механический и гидравлический управляющие механизмы. Многие их элементы – картер механизма, чехол рейки, крепежный элемент – были общими, не говоря о тягах управляющий трапеции, а вот внутренность, естественно, различалась.
Механический вариант сейчас отлично известен обладателям «десяток». Его отличительные особенности – четыре оборота от упора до упора и рейка с переменным передаточным отношением. Посреди оно приблизительно 1/43 оборота вала руля на мм хода рейки, а «по краям» возрастает до 1/32 – с тем чтоб при огромных углах поворота колес понизить усилие, требуемое для поворота баранки.
Гидравлический механизм – более «короткий»: всего 2,8 оборота. Наибольшее соотношение сейчас в центре, но оно близко к механическому варианту – 1/45 об/мм, чтоб руль не был очень острым. А при огромных углах поворота его можно «укоротить», чтоб делать меньше перехватов, ведь усилие все равно остается маленьким. Потому на краях соотношение уменьшено до 1/54.
Предполагалось, что механику и основную часть гидравлики будут создавать на Вуале, а самые сложные и ответственные узлы (гидронасос, распределитель и т. п.) – закупать у ZFLS. Собирать узел должны были на Вуале. Стендовые и дорожные тесты ГУРа дали положительные результаты, но тогда гидроусилитель заводчане отложили в сторонку, доведя до сборочного потока только «механику».
В 2001 году работу над узлом возобновили вместе с ООО «Рулевые системы», у которого уже был опыт общего с ZF производства гидроусилителя для «Нивы». А к концу 2003 года «десятки» с ГУР прошли сертификацию. Тогда же появились 1-ые 3,5 тыщи «десятых» усилителей, собранных на ZFLS. С ними усилие на управляющем колесе при повороте колес на месте составляло 30–35 Н.
Автомобиль с восьмиклапанным мотором может быть укомплектован гидроусилителем либо кондюком, на выбор. Более мощнейший мотор VAZ 2112 допускает их симбиоз.
1-ые товарные «десятки» с гидрорулями сделали в апреле этого года, а с мая объем их выпуска поддерживается на уровне 300 машин за месяц. Устанавливают ГУР не кое-где на стороне, а конкретно на сборочном конвейере АвтоВАЗа. Правда, пока для себя в убыток: набор обходится производителю в 500 евро, а отпускная стоимость автомобиля растет на 300. Вобщем, покуда машина дойдет до покупателя, «цена вопроса» наверное подымется до тех же пятисот.
Скоро планируется сборка усилителей в Тольятти (естественно, вместе с «Рулевыми системами») – 5–10 тыщ штук в год. Потом годичный объем производства составит 50–200 тыщ комплектов. Но это может быть только при тесноватом сотрудничестве АвтоВАЗа, ZFLS и «Рулевых систем». К примеру, рейку (очень сложное изделие) дешевле делать на Вуале. РС отвечает за изготовка бачка, шлангов, установочного комплекта и сборку гидроусилителя. А создание прецизионных узлов (насос и распределитель) остается за «Цанрад фабрик». В данном случае цена 1-го комплекта свалится приблизительно до 300 евро.
«Десятый» ГУР устанавливается на те же места, что и «механика». Единственное наружное отличие – с правой стороны к механизму пристыкован рабочий цилиндр с упрятанным вовнутрь распределителем. Насос унифицирован с тем, что обслуживает ГУР «Шевроле-Нивы» и VAZ 2120. Бачок – тоже от «Нивы», уникальные только шланги и трубопроводы.
Правда, есть одна тонкость, отличающая «десятый» механизм от «нивовского». В первом нет «отключения» (отсечки либо сброса) давления масла при последних положениях баранки. Поэтому, когда она повернута до упора в всякую сторону, жидкость продолжает «работать», из-за чего усилитель немного шумит.
На «десятке» баранка достаточно тяжела, в особенности при парковке. А вот с «гидравликой» – совершенно другое дело. Крутнуть руль от упора до упора одной рукою – просто! И все-же кажется, что усилие на «десятом» гидроруле совершенно не намного, но больше, чем на «Шеви». Вобщем, может быть, такое чувство – из-за другой посадки. Как и было обещано, в последних положениях баранки гидроусилитель сопит, несколько пугая непривычного водителя. В остальном же работает идеально. Разве что самовозврат руля в положение «прямо» после поворота не так активен, как на «механике», но маневренность от этого не мучается.
Ставить точку на данной теме мы не собираемся. На очереди – сравнительный тест «десяток» с электронным и гидравлическим усилителями руля.