Кипятку ЖЕЛАЕТЕ?
Кипятку ЖЕЛАЕТЕ?
АВТОКЛУБ
Остывание
Кипятку ЖЕЛАЕТЕ?
БОРИС ЕЗДАКОВ
Уже в первых поездках мой сосед, обладатель VAZ 2115, был много огорчен тем, что даже при сравнимо маленьких нагрузках движок начинал выкидывать из расширительного бачка охлаждающую жидкость. Ее потеки не оставляли колебаний в причине: отвернув пробку расширительного бачка, мы узрели неровные, с грубыми заусенцами, кромки заливной горловины. Сперва выровняли их. Для этого необходимы верный глаз, жесткая рука и неплохой ратфиль. В итоге сберегли на покупке нового бачка. Меж иным, если уж вам случится отправиться за ним в магазин, будьте придирчивы – по другому недолго обзавестись некондицией.
Итак, сейчас жидкость из-под пробки не течет? Принципиально осознавать, в чем смысл достигнутого. Ведь дело не столько в ее потерях, сколько в риске недопустимого перегрева мотора! Напомню, что при штатной работе охлаждающая система должна быть герметичной – в данном случае с ростом температуры воды ее давление возрастает и может достигнуть, зависимо от опции выпускного клапана, приблизительно 1,1–1,5 кгс/см2, что исключает закипание воды даже при температурах около 115–120°С. Этим обеспечивается наилучшее остывание мотора. Если же система негерметична, жидкость в ней начнет кипеть – неоднократно ухудшится теплоотвод от блока цилиндров и его головки, а это угрожает короблением дорогостоящих деталей. Ремонт «запаренного» мотора по затратам такой, что впору готовить Энциклопедия грузовых автомобилей на новый!
Думаем, этого экскурса в теорию полностью довольно, чтоб осознать значимость последующих действий. Если бачок обустроен датчиком уровня охлаждающей воды (на «десятом» семействе от него отказались, но на вашей машине он, может быть, есть), то непременно проверьте, нет ли течи на стыке этого датчика и бачка. А заодно – неплотностей и в других местах системы. Для этого изготовим особое приспособление для ее опрессовки под лишним давлением (фото 1). Воспользуемся тем, что современная пробка бачка разборная: выбросив клапаны, просверлим в ее нижней части отверстие поперечником 12 мм, что позволит плотно высадить вентиль бескамерной шины. В высшей части создадим отверстие под резьбу вентиля. Заменив этим приспособлением штатную пробку бачка, опрессуем систему. Давление выше 1,6 кгс/см2 подымать не стоит – уже при таком прохладный «Тосол» начнет выдавливаться через мельчайшие лазейки. Если отыскать их трудно, непонятные места можно проверить известными методами с применением мыльного раствора. А вообще-то, сегодня в продаже есть даже охлаждающие воды, флуоресцирующие в ультрафиолетовом свете. Нужная для ремонтников штука!
Если с плотностью все в порядке, проверим исправность пробки расширительного бачка. В ней два клапана – впускной, открывающийся под давлением 0,03– 0,13 кгс/см2, и выпускной, открывающийся при давлении 1,1–1,5 кгс/см2. Последнее только принципиально. Вазовские пробки часто мучаются 2-мя видами изъянов: или клапан вообщем не держит лишнего давления (а это опять-таки угрожает закипанием воды), или порог его срабатывания очень высок – больше 1,6 кгс/см2 (в данном случае растет риск разрыва бачка, повреждений радиатора, утечек воды в других местах).
Как проверить порог срабатывания? Нужен хоть какой исправный бачок, можно от карбюраторной машины. Наш «испытательный стенд» – на фото 2. Нижний штуцер бачка заглушен.
Шинным насосом с манометром поднимаем давление, пока не сработает выпускной клапан пробки. Если он не держит – такую только поменять. Не станем же мы находить причину – овчинка выделки не стоит. Если же порог добивается 1,6 кгс/см2 либо еще выше, необходимо укоротить пружину на полтора витка – клапан начнет срабатывать в предусмотренном для него спектре. По опыту создателя, лучше обеспечить давление срабатывания ближе к верхней его границе, около 1,4–1,5 кгс/см2.