Два раза Зеленоватый
Два раза Зеленоватый
ТЕХНИКА
ГРУЗОВИК: Volvo FH16
Два раза Зеленоватый
НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: Компания Volvo
По сложившейся традиции журналисты ЗР участвуют в почти всех автопробегах. Чуть стартовала во Владивосток экспедиция «Нашей марки», как нас пригласили на демо-тур грузовиков «Вольво» по городкам Сибири и Урала. Туда, где есть консульства и сервисные станции «Вольво Тракс». Уфа, Екатеринбург, Новокузнецк, Омск, Новосибирск, Красноярск. Из 4 машин две – самосвал FM12 и седельный тягач FH12 собраны в Зеленограде (ЗР, 2003, № 11), третьим стал фургончик FL6, а большой зеленоватой «изюминой» пробега – «чистокровный швед», топ-модель концерна – «Вольво-FH16». В этом году только начинаются их поставки в Россию, и велико было искушение проверить флагмана на трассе.
ВЕРНОСТЬ РАЗМЕРУ
После модернизации основного для огромных «вольво» мотора D12 (напомним, эти дизели ставят также на катера, яхты и остальные суда), подмены в производстве ветерана D10 на D9А дошла очередь и до 16-литрового мотора. Прежний, тоже рядную «шестерку» с турбонаддувом и интеркулером, выпускали до озари 2001 года. Конструктивно «новичок» – это подросший на 4 литра D12D с размерностью ветерана: поперечник цилиндра 144 мм, ход поршня 165. Распредвал, управляющий 24 клапанами и шестью насос-форсунками, в угоду жесткости переместился в головку, только приводится со стороны маховика через каскад шестерен. Так и в кабине тише, и отобрать 100-киловаттную мощность на агрегаты надстройки легче. (Напомним, схожая схема, только без отбора мощности, употребляется на КамАЗе с середины 70-х.)
Настройкой «мозгов» мотора, цикловой подачи электронно-управляемых насос-форсунок и производительности турбокомпрессора получают мощность 550 либо 610 л. с. При схожем (2000 кгс/см2) давлении впрыска применили различные распылители. Более слабенькому мотору достались «пятидырчатые», массивному – с шестью отверстиями. Учтена любая капля солярки – удельный расход всего 189 г/кВт.ч. Для Рф машины оснащают фильтрами грубой чистки горючего с электроподогревом. Естественно, лето не наилучшее время, чтоб проверить их в деле, но на нашей товарной солярке на всем протяжении маршрута машины даже не чихнули. Нет и темного дыма на тягунах – требования Евро III соблюдаются не словестно. Непопросту, видимо, машина окрашена в зеленоватый цвет.
Дизели «Вольво» славятся своим ресурсом под два миллиона км. Для новенького планку опускать, естественно, не стали. Сейчас на всех движках, начиная с D9А, стоят составные поршни со железными днищем, бобышками и дюралевыми юбками – залог долговечности цилиндро-поршневой группы. За качество и стабильность смазки отвечают водомасляный теплообменник, три фильтра – два полнопоточных и один байпасный, перепускной. При засорении 2-ух главных, но почаще при прохладном пуске в главную магистраль поступает процеженное через него масло. Его, кстати, в системе 42 литра, потому подмена предусмотрена через 90 тыс. км. Но это на автомагистралях Европы, у нас – при строй и городских перевозках и сернистой солярке – эту операцию придется делать в два раза почаще.
АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА
Зависимо от опции «мозгов» мотора меняется не только лишь мощность, да и вращающий момент – 2500 и 2800 Н.м, но коробка машин практически схожа. Сцепление только двухдисковое поперечником 394 мм, оттяжного типа с диафрагменной пружиной и пневмоусилителем.
На Западе давным-давно эталоном SAE унифицированы крепежные размеры картеров КП. На огромных машинах это SAE-1: на всякую можно поставить коробку ZF либо, например, южноамериканскую «Итон». Это у КамАЗа, ЯМЗ и ЗИЛа все размеры различные – не по другому, чтоб сбить с толку возможного противника. Но «Вольво» чужое не надо, коробки и мосты для тяжеленной серии делают сами.
Для нового грузовика FH16 разработали коробку VT2814В с прямой либо повышающей передачей, взяв за базу известную у нас VT2514В (числа в обозначении: 28 и 25 – вращающий момент мотора в Н.м, деленный на 100; 14 – количество передач). Это стопроцентно синхронизированный агрегат с трехступенчатой основной коробкой, двухдиапазонным планетарным демультипликатором и делителем со интегрированной тихоходной передачей-«черепахой».
Основной КП, «черепахой» и задним ходом управляют рычагом через тросы, демультипликатором и делителем – электропневматическим приводом с 2-мя кнопками. Неотклонимая для схожих коробок система смазки под давлением вооружена полнопоточным фильтром. По заказу для эксплуатации в томных режимах устанавливают датчик температуры масла, водомасляный теплообменник, аварийный насос гидроусилителя руля, коробку отбора мощности и, естественно, гидравлический трансмиссионный тормоз-замедлитель (ретардер). Популярная по «Вольво-FH12» электронно-управляемая механическая трансмиссия I-shift пока не доросла до вращающего момента 16-литрового мотора – все впереди.
Колесная формула нового FH16 гибко учитывает условия эксплуатации. Седельному тягачу довольно 4х2, магистральному грузовику – 6х2, а лесовозу и 6х4 не достаточно, но вэдовых модификаций не будет. Ведущие мосты подобны FH12 и разделяются по нагрузке и типу главной передачи.
Самое маленькое передаточное число у одинарных гипоидных мостов низкорамных тягачей с широкопрофильными шинами – всего 2,1, а самое огромное – 7,21 у автопоездов полной массой 100 тонн. Конечно, такому богатырю положены мосты со ступичными планетарными редукторами и различными блокировками.
СУДЬБА
БАРАБАНЧИКОВ
В демо-тур выслали усредненный, хотя и выставочный экземпляр, а ведь уже существует огромное количество модификаций FH16. Предлагают три высоты шасси: 1000, 900 и 850 мм. Еще больше многообразны варианты колесной базы. У тягачей 4х2 – 3500, 3600, 3700 и 3800 мм; 6х4 – 3050, 3200, 3400 и 3600 мм, а самые длинноватые, конечно, бортовые грузовики. Тут база доходит до 6500 мм. Возлюбленные скандинавами «ленивые» мосты при схеме 6х2 располагают перед ведущей осью либо сзади нее. При заднем расположении их делают подъемными и пичкают управляющим управлением – гидравлическим либо обыкновенной механикой, по другому при разворотах таковой «крокодил» стремительно сотрет шины до корда.
Подвеска на выбор: стопроцентно пневматическая, комбинированная – впереди параболические рессоры, сзади – пневмоподушки либо стопроцентно рессорная для машин 6х4 и 8х4. Есть одна особенность редукторных мостов с рессорной балансирной подвеской: на их устанавливают только барабанные тормоза с S-образными разжимными кулаками, которые на Западе уже сходят на нет. Дисковые тормоза – на мостах с пневмоподвеской: конкретно такие были на нашем FH16.
Горы на Южном Урале не очень высочайшие, но здесь-то и проявились возможности зеленоватого «Вольво». На подъемах из автопоездов более-менее сравнимы с «Вольво» суперМАЗы с 400-сильными ЯМЗ-7511. Но абсолютным фаворитом оказался небольшой автопоезд – старые «Жигули»-«шестерка» с высочайшим тентованным прицепом, груженные и в салоне какими-то коробками. Еще бы – 40 «лошадей» на тонну полной массы. А вот на спусках FH16 вправду нет равных.
Российские грузовики сходят с гор на чуток большей скорости, чем забираются на их, и все равно над трассой стоит запах подгоревших накладок. Безоговорочно преимущество дисковых тормозов у «Вольво», но самое главное – взаимодействие горного тормоза, компрессионного моторного и гидравлического трансмиссионного – ретардера.
Когда рычаг дополнительной тормозной системы в положении «автомат», сначала заработает конкретно она. Если эффективности практически в 500 кВт не хватает, при предстоящем нажатии на педаль вступают в работу колесные дисковые механизмы, цепко держа на спуске груженый автопоезд. (Молвят, чертежи российского ретардера который год пылятся на кульманах инженеров ЯМЗ…)
ГДЕ Энциклопедия грузовых автомобилей ЛЕЖАТ
Чтоб сходу внушить уважение и нагнать ужасу на соперников, дизайнеры стремятся выделить исключительность флагманской модели грузовика. Даже расцветка у FH16, как у шикарных легковых авто, – зеленовато-серым «хамелеоном». На «фасаде» – богатство хрома, в интерьере – натуральная кожа и кирпичного цвета велюр. На стиль работают аэродинамические обтекатели, спойлеры, колпаки колес. Комфортные сидения в 3-х вариантах выполнения, большого объема кабина, широкие спальные полки, есть даже небольшой сейф для средств и путной документации. «Автономка», кондюк, холодильник, полочка под TV, шкафчик для микроволновки. Надоело ехать – остановись там, где прекрасно, отдохни, выпей кофе, поставь видеокассету с культовым фильмом про дальнобоев – «Черный пес» с Патриком Суэйзи. Ты таковой же, как он, и даже круче, и ты едешь на зеленоватом тягаче «Вольво». Вдвоем вам неважно какая дорога по плечу.
ТЕХНИКА
ГРУЗОВИК: Volvo FH16
Два раза Зеленоватый
НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: Компания Volvo
По сложившейся традиции журналисты ЗР участвуют в почти всех автопробегах. Чуть стартовала во Владивосток экспедиция «Нашей марки», как нас пригласили на демо-тур грузовиков «Вольво» по городкам Сибири и Урала. Туда, где есть консульства и сервисные станции «Вольво Тракс». Уфа, Екатеринбург, Новокузнецк, Омск, Новосибирск, Красноярск. Из 4 машин две – самосвал FM12 и седельный тягач FH12 собраны в Зеленограде (ЗР, 2003, № 11), третьим стал фургончик FL6, а большой зеленоватой «изюминой» пробега – «чистокровный швед», топ-модель концерна – «Вольво-FH16». В этом году только начинаются их поставки в Россию, и велико было искушение проверить флагмана на трассе.
ВЕРНОСТЬ РАЗМЕРУ
После модернизации основного для огромных «вольво» мотора D12 (напомним, эти дизели ставят также на катера, яхты и остальные суда), подмены в производстве ветерана D10 на D9А дошла очередь и до 16-литрового мотора. Прежний, тоже рядную «шестерку» с турбонаддувом и интеркулером, выпускали до озари 2001 года. Конструктивно «новичок» – это подросший на 4 литра D12D с размерностью ветерана: поперечник цилиндра 144 мм, ход поршня 165. Распредвал, управляющий 24 клапанами и шестью насос-форсунками, в угоду жесткости переместился в головку, только приводится со стороны маховика через каскад шестерен. Так и в кабине тише, и отобрать 100-киловаттную мощность на агрегаты надстройки легче. (Напомним, схожая схема, только без отбора мощности, употребляется на КамАЗе с середины 70-х.)
Настройкой «мозгов» мотора, цикловой подачи электронно-управляемых насос-форсунок и производительности турбокомпрессора получают мощность 550 либо 610 л. с. При схожем (2000 кгс/см2) давлении впрыска применили различные распылители. Более слабенькому мотору достались «пятидырчатые», массивному – с шестью отверстиями. Учтена любая капля солярки – удельный расход всего 189 г/кВт.ч. Для Рф машины оснащают фильтрами грубой чистки горючего с электроподогревом. Естественно, лето не наилучшее время, чтоб проверить их в деле, но на нашей товарной солярке на всем протяжении маршрута машины даже не чихнули. Нет и темного дыма на тягунах – требования Евро III соблюдаются не словестно. Непопросту, видимо, машина окрашена в зеленоватый цвет.
Дизели «Вольво» славятся своим ресурсом под два миллиона км. Для новенького планку опускать, естественно, не стали. Сейчас на всех движках, начиная с D9А, стоят составные поршни со железными днищем, бобышками и дюралевыми юбками – залог долговечности цилиндро-поршневой группы. За качество и стабильность смазки отвечают водомасляный теплообменник, три фильтра – два полнопоточных и один байпасный, перепускной. При засорении 2-ух главных, но почаще при прохладном пуске в главную магистраль поступает процеженное через него масло. Его, кстати, в системе 42 литра, потому подмена предусмотрена через 90 тыс. км. Но это на автомагистралях Европы, у нас – при строй и городских перевозках и сернистой солярке – эту операцию придется делать в два раза почаще.
АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА
Зависимо от опции «мозгов» мотора меняется не только лишь мощность, да и вращающий момент – 2500 и 2800 Н.м, но коробка машин практически схожа. Сцепление только двухдисковое поперечником 394 мм, оттяжного типа с диафрагменной пружиной и пневмоусилителем.
На Западе давным-давно эталоном SAE унифицированы крепежные размеры картеров КП. На огромных машинах это SAE-1: на всякую можно поставить коробку ZF либо, например, южноамериканскую «Итон». Это у КамАЗа, ЯМЗ и ЗИЛа все размеры различные – не по другому, чтоб сбить с толку возможного противника. Но «Вольво» чужое не надо, коробки и мосты для тяжеленной серии делают сами.
Для нового грузовика FH16 разработали коробку VT2814В с прямой либо повышающей передачей, взяв за базу известную у нас VT2514В (числа в обозначении: 28 и 25 – вращающий момент мотора в Н.м, деленный на 100; 14 – количество передач). Это стопроцентно синхронизированный агрегат с трехступенчатой основной коробкой, двухдиапазонным планетарным демультипликатором и делителем со интегрированной тихоходной передачей-«черепахой».
Основной КП, «черепахой» и задним ходом управляют рычагом через тросы, демультипликатором и делителем – электропневматическим приводом с 2-мя кнопками. Неотклонимая для схожих коробок система смазки под давлением вооружена полнопоточным фильтром. По заказу для эксплуатации в томных режимах устанавливают датчик температуры масла, водомасляный теплообменник, аварийный насос гидроусилителя руля, коробку отбора мощности и, естественно, гидравлический трансмиссионный тормоз-замедлитель (ретардер). Популярная по «Вольво-FH12» электронно-управляемая механическая трансмиссия I-shift пока не доросла до вращающего момента 16-литрового мотора – все впереди.
Колесная формула нового FH16 гибко учитывает условия эксплуатации. Седельному тягачу довольно 4х2, магистральному грузовику – 6х2, а лесовозу и 6х4 не достаточно, но вэдовых модификаций не будет. Ведущие мосты подобны FH12 и разделяются по нагрузке и типу главной передачи.
Самое маленькое передаточное число у одинарных гипоидных мостов низкорамных тягачей с широкопрофильными шинами – всего 2,1, а самое огромное – 7,21 у автопоездов полной массой 100 тонн. Конечно, такому богатырю положены мосты со ступичными планетарными редукторами и различными блокировками.
СУДЬБА
БАРАБАНЧИКОВ
В демо-тур выслали усредненный, хотя и выставочный экземпляр, а ведь уже существует огромное количество модификаций FH16. Предлагают три высоты шасси: 1000, 900 и 850 мм. Еще больше многообразны варианты колесной базы. У тягачей 4х2 – 3500, 3600, 3700 и 3800 мм; 6х4 – 3050, 3200, 3400 и 3600 мм, а самые длинноватые, конечно, бортовые грузовики. Тут база доходит до 6500 мм. Возлюбленные скандинавами «ленивые» мосты при схеме 6х2 располагают перед ведущей осью либо сзади нее. При заднем расположении их делают подъемными и пичкают управляющим управлением – гидравлическим либо обыкновенной механикой, по другому при разворотах таковой «крокодил» стремительно сотрет шины до корда.
Подвеска на выбор: стопроцентно пневматическая, комбинированная – впереди параболические рессоры, сзади – пневмоподушки либо стопроцентно рессорная для машин 6х4 и 8х4. Есть одна особенность редукторных мостов с рессорной балансирной подвеской: на их устанавливают только барабанные тормоза с S-образными разжимными кулаками, которые на Западе уже сходят на нет. Дисковые тормоза – на мостах с пневмоподвеской: конкретно такие были на нашем FH16.
Горы на Южном Урале не очень высочайшие, но здесь-то и проявились возможности зеленоватого «Вольво». На подъемах из автопоездов более-менее сравнимы с «Вольво» суперМАЗы с 400-сильными ЯМЗ-7511. Но абсолютным фаворитом оказался небольшой автопоезд – старые «Жигули»-«шестерка» с высочайшим тентованным прицепом, груженные и в салоне какими-то коробками. Еще бы – 40 «лошадей» на тонну полной массы. А вот на спусках FH16 вправду нет равных.
Российские грузовики сходят с гор на чуток большей скорости, чем забираются на их, и все равно над трассой стоит запах подгоревших накладок. Безоговорочно преимущество дисковых тормозов у «Вольво», но самое главное – взаимодействие горного тормоза, компрессионного моторного и гидравлического трансмиссионного – ретардера.
Когда рычаг дополнительной тормозной системы в положении «автомат», сначала заработает конкретно она. Если эффективности практически в 500 кВт не хватает, при предстоящем нажатии на педаль вступают в работу колесные дисковые механизмы, цепко держа на спуске груженый автопоезд. (Молвят, чертежи российского ретардера который год пылятся на кульманах инженеров ЯМЗ…)
ГДЕ Энциклопедия грузовых автомобилей ЛЕЖАТ
Чтоб сходу внушить уважение и нагнать ужасу на соперников, дизайнеры стремятся выделить исключительность флагманской модели грузовика. Даже расцветка у FH16, как у шикарных легковых авто, – зеленовато-серым «хамелеоном». На «фасаде» – богатство хрома, в интерьере – натуральная кожа и кирпичного цвета велюр. На стиль работают аэродинамические обтекатели, спойлеры, колпаки колес. Комфортные сидения в 3-х вариантах выполнения, большого объема кабина, широкие спальные полки, есть даже небольшой сейф для средств и путной документации. «Автономка», кондюк, холодильник, полочка под TV, шкафчик для микроволновки. Надоело ехать – остановись там, где прекрасно, отдохни, выпей кофе, поставь видеокассету с культовым фильмом про дальнобоев – «Черный пес» с Патриком Суэйзи. Ты таковой же, как он, и даже круче, и ты едешь на зеленоватом тягаче «Вольво». Вдвоем вам неважно какая дорога по плечу.