НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ. ПУСТЬ ОН ПРОГНЕТСЯ ПОД НАС
НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ. ПУСТЬ ОН ПРОГНЕТСЯ ПОД НАС
Ведь он призван быть мощным (поточнее, владеть огромным моментом инерции). Но пару лет вспять конструкторы сцеплений решили «озадачить» его демпфированием крутильных колебаний, безизбежно возникающих в системе «двигатель-трансмиссия». Так появился двухмассовый маховик (ЗР, 2002, № 6, с. 164), который сейчас употребляют многие производители (к примеру, БМВ, «Фольксваген», «Субару»).
Но вместе с крутильными, появляются и осевые, и изгибающие колебания, а именно, при работе сцепления. Для борьбы с ними французская компания «Валео» разработала «гибкий» маховик.
Сущность изобретения ординарна: маховик делится на две части – центральную (ступичную), сравнимо маленького размера и громоздкую периферическую. Они соединены упругой пластинкой, закрепленной болтами (рис. 1). Пластинка сделана из той же стали, что и диафрагма сцепления. Таким макаром, периферическая часть маховика может передвигаться относительно центральной, но исключительно в осевом направлении – на кручение маховик остается жестким.
В конструкцию введена и промежная упругая пластинка, демпфирующая осевые колебания. Амплитуда колебаний (величина извива) ограничена выступами на поверхностях маховика. Естественно, такая конструкция не устраняет от паразитных вибраций стопроцентно, да это и не надо – главное, резонансные частоты уходят из рабочей зоны механизма (рис. 2).
Гибкий маховик скоро появится на многих автомобилях (он в ближайших планах «Рено», «Ниссана», ФИАТа). При этом обе разработки «Валео» – двухмассовый и гибкий маховик можно соединить, упростив тем конструкцию сцепления и продлив ему жизнь.
Ведь он призван быть мощным (поточнее, владеть огромным моментом инерции). Но пару лет вспять конструкторы сцеплений решили «озадачить» его демпфированием крутильных колебаний, безизбежно возникающих в системе «двигатель-трансмиссия». Так появился двухмассовый маховик (ЗР, 2002, № 6, с. 164), который сейчас употребляют многие производители (к примеру, БМВ, «Фольксваген», «Субару»).
Но вместе с крутильными, появляются и осевые, и изгибающие колебания, а именно, при работе сцепления. Для борьбы с ними французская компания «Валео» разработала «гибкий» маховик.
Сущность изобретения ординарна: маховик делится на две части – центральную (ступичную), сравнимо маленького размера и громоздкую периферическую. Они соединены упругой пластинкой, закрепленной болтами (рис. 1). Пластинка сделана из той же стали, что и диафрагма сцепления. Таким макаром, периферическая часть маховика может передвигаться относительно центральной, но исключительно в осевом направлении – на кручение маховик остается жестким.
В конструкцию введена и промежная упругая пластинка, демпфирующая осевые колебания. Амплитуда колебаний (величина извива) ограничена выступами на поверхностях маховика. Естественно, такая конструкция не устраняет от паразитных вибраций стопроцентно, да это и не надо – главное, резонансные частоты уходят из рабочей зоны механизма (рис. 2).
Гибкий маховик скоро появится на многих автомобилях (он в ближайших планах «Рено», «Ниссана», ФИАТа). При этом обе разработки «Валео» – двухмассовый и гибкий маховик можно соединить, упростив тем конструкцию сцепления и продлив ему жизнь.