МАСТЕРСКАЯ ГИДРОНАТЯЖИТЕЛЬ. О ЧЕМ ШУМЕЛА ЦЕПЬ
МАСТЕРСКАЯ: ГИДРОНАТЯЖИТЕЛЬ. О ЧЕМ ШУМЕЛА ЦЕПЬ
К примеру, немногие думают о том, как меняются фазы газораспределения, если приводная цепь и звездочки очень изношены. Это приводит к небезопасным колебаниям, из-за которых обрывается успокоитель – ну а без него цепь хлещет по звездочкам еще сильней. Фазы газораспределения тоже гуляют, отслеживая такие колебания. Сможете не колебаться – мощней либо экономичней мотор не станет, не говоря уже о долговечности.
Время от времени охото воскрикнуть: почему все новое («прогрессивное») в нашем автопроме на поверку оказывается источником заморочек для автолюбителей и для нас, ремонтников? Вот одна из их. Открыв «За рулем» (2001, № 5 и 2002, № 1), вы узнаете, как устроен гидронатяжитель цепи ГРМ. Задумка красивая – не то что простой механизм, требующий повторяющейся регулировки цепи по мере износа! Перед вами – продукт самой передовой «гидравлической мысли»: как в него поступит масло под давлением, плунжер выдвинется и, нажав на ботинок, натянет цепь. Но «сила деяния равна силе противодействия» – чуть цепь натянется, объем масла в полости меж корпусом оборотного клапана и плунжером будет заперт (шарик сядет в седло). Все! Длина натяжителя зафиксирована до того времени, пока цепь не удлинится. Тогда плунжер выдвинется еще… Красивая автоматика.
Но прислушиваясь к шумам «нив-21213» (их моторы 1,7 л как раз обустроены гидронатяжителем), я не раз настораживался: «Что-то в ГРМ не так!» Понятно ведь, чем кончаются «шутки» с цепью, если она проскочит через зубья звездочек. Минимум – погнутые клапаны… Как в театре: если на стенке висит ружье, оно в конце концов выстрелит.
Длительно ждать не пришлось. «Нива» этого клиента прибыла на эвакуаторе – часом ранее он позвонил, жалуясь на «страшный грохот»… По понятным причинам не пуская мотор, мы сняли клапанную крышку: ого – цепь перепрыгнула через четыре зуба! Болтается, как будто и нет натяжителя. Сняли его – узрели заклинивший в утопленном положении плунжер: возвратимая пружина не совладала. Попробовали плунжер вынуть – не смогли и мы, прочно посиживает! Но вспомните: если оборотный клапан исправен, как масло могло уйти из-под плунжера?
Чтоб разобраться, занялись «хирургией» – осторожно вскрыли неразборное устройство («болгарка» и токарный станок под рукою!). Очевидных изъянов не отыскали (см. фото), но ведь плунжер был-таки заклинен! Какова причина? Может быть, твердые частички в грязном масле. «Недержание» клапана, вероятнее всего, тоже связано с попавшей под шарик соринкой. Мы, естественно, знаем, что подобные Ремонт и эксплуатация гидравлики по точности должны быть высокого класса, но как тогда осознавать последующие приключения?
Отремонтировав пострадавшему головку цилиндров (с подменой 4 клапанов), поставили новый гидронатяжитель. Пустили мотор – звук работы на холостом ходу, мягко говоря, разочаровал: снова щелкает ненатянутая цепь. Ясно: плунжер не выдвинулся как нужно. Плавненько прирастили число оборотов до 5000 – и шума не стало. Повысившееся давление заставило-таки плунжер выдвинуться. Ура? Не спешите. Скинули до холостых… и здесь – поначалу чуть приметно, позже все явственней – неприятное клацанье возобновилось. Масло ушло из-под плунжера!
Привезли из магазина очередной гидронатяжитель. Этот изумил по-настоящему: не уместился в посадочном гнезде головки! Сравнив его поперечник с предшествующим, мы сообразили, что изготовитель считает этот размер второстепенным – разница 0,4 мм. Не много ли? (Помню сумрачные времена госприемки, когда на весь Альянс ославили один из подшипниковых заводов, где прослабили внутреннее кольцо аж на 5 микрон – брак, граничащий с злодеянием!)
Озлившись, хватаю в одну руку «толстый» натяжитель, в другую – микрометр и сам лечу в магазин. Попросил выложить на прилавок 10 штук, все обмерил и отыскал два (!) применимых для установки на движок.
Итак, попробуем очередной. «Мир под оливами» так и не наступил – опять цепь щелкает… Обладатель совершенно пал духом, жаль его. Тогда мы пошли на крайнюю меру. К обыкновенному механическому натяжителю выточили втулку-удлинитель, чтоб длина узла в сборе соответствовала гидронатяжителю. Втулку напрессовали на плунжер, зафиксировали сваркой. Потом натянули цепь, и клиент с того времени ездит удовлетворенный.
Эта история задела меня серьезно, и я обзвонил несколько больших дилерских центров по продаже и ремонту автомобилей ВАЗ. Оказалось, шум цепи движков 1,7 л на «нивах» – явление практически рядовое. (Еще малость – и его назовут «нормальным»!) Заодно оказалось, что знают там еще об одной неудаче – поломке маслоподводящей трубки. Молвят, движки, запоротые ездой без масла, уже встречались.
Что здесь добавить? Неважно какая автоматика хороша, если безотказна. А рассчитывать на это при разбросе посадочных размеров в полмиллиметра не приходится.