Потаенна 2-ух ОКТАНОВ
Потаенна 2-ух ОКТАНОВ
В «курилке» представления коллег разделились – часть утверждала, что никакой различия в поведении машины нет, другие настаивали на оборотном. Подогрел энтузиазм мой знакомый – обладатель неновой иномарки, нередко заправляющий ее «девяносто пятым» (хотя в руководстве по эксплуатации записано горючее с более низким октановым числом). Дескать, АИ-95 чище, ну и едет машина лучше. Стало ясно, что спор рассудят только замеры на полигоне.
ЗАЛИВАЮ В БАК БЕНЗИН…
Чтоб тесты были корректными, сначала убедимся, что горючее соответствует заявленному октановому числу. Потому бензин, приобретенный на именитой АЗС, выслали на независимую экспертизу. Спецы вынесли вердикт: в канистре с АИ-92 залит стопроцентный «девяносто второй», а детонационная стойкость горючего из другой емкости составляет 94,9. Жалкий недобор в одну десятую на чистоту опыта не воздействует.
Для испытаний избрали VAZ 21103 – завод обязует хозяев этой модели заправляться АИ-95, а «девяносто второй» поставлен вне закона. Но предписанию следуют далековато не все – из 10 «сто третьих», дай бог, пара поинтересуется высокооктановым топливом. Вобщем, об этом чуток позднее.
Программка испытаний стандартная – при помощи измерительного комплекса «Корсис» закрепляем разгонную динамику, наивысшую скорость, упругость автомобиля на бензине АИ-92 и АИ-95. Дополнительно сравним и расходы горючего – для этого к топливной магистрали подключим топливомер. Разницу проще всего поймать в установившихся режимах движения – на пятой передаче при скоростях 60, 90 и 120 км/ч.
ПО Устройствам И УЧЕБНИКАМ
Судя по результатам (см. табл. замеров), правы оказались как скептики, так и оптимисты. Наилучшие разгон, упругость и максималку «десятка» показала на бензине АИ-95. Разница в показателях видна, хотя значимой ее не назовешь. Дополнительные 2,1 км/ч наибольшей скорости под силу засечь только четкому измерительному прибору, как, вобщем, и 0,8 с при разгоне до сотки. Возможно, шофер ощутит маленькие конфигурации в поведении автомобиля – на «девяносто пятом» VAZ 21103 едет малость ровнее и более уверенно. Разницу же в потреблении бензина поймать не удалось – сотые толики литра, быстрее, допустимая погрешность измерений.
Реальные характеристики несложно разъяснить исходя из убеждений теории. Электрические системы управления движком, в том числе на тестовом VAZ 21103, включают датчик детонации, который корректирует угол опережения зажигания. При работе мотора на высокооктановом бензине АИ-95 блок управления наращивает опережение зажигания, при всем этом меняются значения многих характеристик, определяющих мощностные и экономические характеристики. Другими словами, на теоретическом уровне на высокооктановом бензине расход малость понижается, мощность и вращающий момент вырастают.
В нашем случае высокооктановый бензин добавил кв и ньютон-метры, которые воздействовали на динамику VAZ 21103. Полностью возможно, что у автомобиля какой-либо другой марки заметнее окажется разница в расходах, ежели в мощностных показателях. В любом случае изловить ее сумеют только приборы – приблизительно все будет приблизительно схожим!
НЕ НАВРЕДИ!
VAZ 21103 съедает на 100 км в среднем около 8 л бензина. Означает, если заливать «девяносто пятый», то любая тыща км при сегодняшней разнице в ценах на АИ-92 и АИ-95 обойдется на 80 рублей дороже. При среднестатистическом пробеге 20 тыс. км за год в баке растворятся излишние 1600 рублей. Относительно общих издержек на горючее – Энциклопедия грузовых автомобилей маленькие. Но перечень дополнительных расходов еще не исчерпан.
Некие автовладельцы прямолинейно считают: чем выше октановое число, тем горючее лучше. Долголетняя эксплуатация редакционных автомобилей на различных сортах бензина обосновала, что АИ-95 (тот, который предлагают на обыденных русских заправках) стремительно выводит из строя свечки зажигания. На неких машинах их приходится поменять каждые 3–5 тыс. км. Это подтверждают и спецы по ремонту автомобилей. Прикиньте цена деталей и работ по подмене и решите – стоит игра… свеч?
Если степень сжатия в цилиндрах ниже 10,5, а движок обустроен впрыском горючего и оборотной связью по зажиганию (читай, датчиком детонации) – его можно подкармливать «девяносто вторым». Ничего дурного не случится – во всяком случае, из-за недостающих октановых единиц. Угол опережения зажигания корректируется в достаточно широких границах, так что агрегат безболезненно переварит бензин с низким октановым числом.
Все редакционные «десятки» с 8- и 16-клапанными движками отходили ресурсные тесты на горючем АИ-92. Мы предпочли проиграть «светофорные гонки» (хотя и это еще вопрос!), чем переплачивать за бензин.
Наша родина старается быть похожей на Европу, где большая часть автомобилей переводят на высокооктановое горючее. Отлично! Но не следует забывать, что качество евро бензина приметно выше сегодняшнего русского. Естественно, к советам производителя нужно прислушиваться. Если в руководстве по эксплуатации записан только АИ-95, то по последней мере в гарантийный период лучше делать требование завода. По другому у дилера будет повод лишить вас гарантии. Далее – думайте сами. Начальные данные и метод для решения этой задачки изложены выше.
ЗА РУБЕЖОМ
Германские коллеги из журнальчика «Аутобильд» тоже испытывали авто на разном горючем. Вот их мировоззрение: «Как правило, большая часть моторов, выпущенных в последние 14 лет и рассчитанных на бензин «Суперплюс» (октановое число 98), обустроены датчиком детонации. Потому расслабленно переваривают горючее с более низким октановым числом – «Супер» («95-й») и «Нормаль» («92-й»). При всем этом расход растет приблизительно на 5%, а мощность на столько же падает. Но можно заявлять уверенно, что движок не выйдет из строя».