Характеристики ЖИЗНИ
Характеристики ЖИЗНИ
Вас не должно поражать, что карбюраторный мотор – правда, в не плохих руках – по чертам нередко стабильней впрыскового. В нем главное – чистота жиклеров и других дозирующих частей. Но «возня» с машиной не многим по нраву, оттого характеристики токсичности «уходят», не всегда следуя обычный логике.
Так было у заказчика на видавшей виды, но никак не запущенной «семерке» с движком VAZ 2103: токсичность на малых оборотах в норме, а при завышенных не понижается, а вырастает. Это «звоночек»: движок еще не жрет масло, полностью устраивает мощностью и экономичностью, но о близких уже дилеммах предупредил.
Настройку мотора «семерки» начали с проверки токсичности выхлопных газов при работающей вентиляции картера и без нее. Это позволяет осознать, как движок изношен – и из-за этого «душит» себя продуктами сгорания. Вот вам наглядный пример: с отсоединенным шлангом вентиляции – 1% СО, а с присоединенным – 5% СО. Дело плохо: мотор прочно затрепан, «вогнать» токсичность в норму тяжело. У неплохого мотора разница – около 1% СО.
Если при отключенной вентиляции токсичность на завышенных оборотах вырастает, то виновник, очевидно, карбюратор. Чистим его, регулируем, выставляем зажигание. Обычно, характеристики ворачиваются к норме.
Подключим вентиляцию. Окиси углерода на завышенных оборотах опять много? Тогда само собой навязывается обеднить регулировки главной дозирующей системы первичной камеры. Увеличим поперечник отверстия головного воздушного жиклера. У карбюраторов «Озон-2105», обычно, – с 1,8 до 1,9 мм, а у 2107 – с 1,5 до 1,7 мм. Часто понижаем уровень горючего в поплавковой камере – приблизительно на 1 мм. И этого не достаточно? Меняем состав консистенции на переходном режиме подстроечным винтом, за ранее удалив заглушку (см. рис.). И все это – в несколько приемов, с контролем токсичности.
Даже это не решило заморочек? Тогда уменьшаем главный топливный жиклер с 1,12 до 1,07 (карбюратор 2107). У модели 2105 этот жиклер – уже 1,07. Меньше в магазине не отыщите. Молвят, некие умельцы делают собственные жиклеры – это «информация к размышлению».
Если под капотом карбюратор «Солекс», правила игры те же. Снижаем уровень горючего в поплавковой камере, увеличив зазор меж поплавками и прокладкой до 5 мм. А вот с основным воздушным жиклером здесь неудача: не бывает эмульсионных трубок с жиклером больше 165. Как поступить? Рассверлили его. Обычно хватает поперечника 1,9–2,0 мм. В несколько наилучшем положении обладатели «солексов» моделей 21051-30 (на «классиках») – тут можно установить главный воздушный жиклер от карбюратора 2108 либо 21083.
Но бедная смесь делает работу мотора неуравновешенной. Бывает, СО в норме, а углеводороды СН из-за пропусков вспышек в цилиндрах «дурят по-черному»! Что делать?
Отрегулировали зазоры в свечках. Потом уменьшили установочный угол опережения зажигания на 5°, чтоб бедная смесь стабильней воспламенялась.
В контактной системе зажигания увеличиваем зазоры в свечках с 0,6 до 0,8 мм – система управится, а сгорание станет полней.
Время от времени смесь вначале обеднена воздухом, подсосанным через трещинкы ветхого шланга вакуумного усилителя, неплотности соединений коллектора и т. п. Такие неисправности устраняем сходу, чтоб не плутать в 3-х соснах.
Измеряем компрессию. Если она снижена, можно загустить моторное масло, добавив 25% «минералки» МС-20. Выброс картерных газов понижается. Так можно проехать шесть-семь тыщ км, но перед подменой масла следует хорошо помыть систему.
Как продлить срок службы нового мотора? Не «экономить» на масле! Как-то попал к нам движок 2103 с пробегом 60 тыс. км, а поперечникы цилиндров уже «разнесло» на 0,15 мм, коренные шеи на пределе, распредвал болтается. Узнали: заботливый владелец ездил на подозрительно дешевеньком масле.
Но вот в один прекрасный момент на движке VAZ 2111 с пробегом 208 тыс. км меняли прокладку головки блока – и приметного износа не отыскали! Правда, за масло – качественное синтетическое – обладатель платил подороже.
Что еще? Максимум внимания воздушному фильтру. Ведь на каждый килограмм горючего мотор пожирает 15 кг воздуха! Самые «сомнительные» фильтры – из неких синтетических материалов. Поглядите на поработавший фильтр изнутри: если внутренние слои первозданно незапятнанные, фильтр неплох. Когда же его цвет снаружи и снутри идиентично сероватый – ясно, что много пыли просочилось в движок.
Кстати, топливным фильтром третировать тоже не следует. Он не только лишь продлевает мотору жизнь, да и уменьшает издержки на очистку системы питания.