ОГНЕБОРЦЫ
ОГНЕБОРЦЫ
СИЛЫ И СРЕДСТВА
Надежной кандидатуры огнетушителю у автолюбителя нет. Кошма хороша, чтобы тушить пролитое горючее на асфальте. В моторном отделе она никчемна, так как не изолирует очаг от поступления кислорода. Воду нужно лить сходу и много – но окажутся ли под рукою колонка, пожарный гидрант либо водоем? Хорошо действуют автоматические системы пожаротушения, но они, во-1-х, достаточно дороги, во-2-х, не подходят для тушения салона (им ведь не разъяснить, что заливать салон пеной либо посыпать порошком нужно только после эвакуации пассажиров) и,
в-3-х, не избавляют от обязанности иметь на борту огнетушитель! Последние выпускают 3-х видов.
Самый, пожалуй, действенный – хладоновый. Он не только лишь тушит огнь, да и резко сбивает температуру в зоне горения. Но приобрести сертифицированный экземпляр в наше время, как досадно бы это не звучало, не получится. Дело в том, что Наша родина, подписав в 1987 году Монреальский протокол, отказалась от использования хладона. Те, что встречаются на рынке, – контрабанда из неприсоединившихся к запрету государств. Очевидно, проверки они не проходят, и нет гарантии, что содержимое не подольет масла в огнь.
Углекислотный огнетушитель (УО) содержит в чреве двуокись углерода под давлением около 70 атм. Прост, надежен, сервис сводится к постоянному (раз в год) взвешиванию. Утечка – единственная, пожалуй, вероятная неисправность. Очередной плюс – огнетушащее вещество не оставляет следов и не провоцирует коррозию. К огорчению, углекислотой не потушить твердые (тлеющие) горючие вещества, коих много в салоне автомобиля.
Порошковый огнетушитель (ОП) обычно лишен этого недочета. Не достаточно того, по огнетушащей возможности он неоднократно превосходит углекислотный. Но ничего не дается даром – ОП просит перезарядки раз в 2–5 лет. Неудача в том, что при потере давления порошок активно впитывает воду, равномерно превращаясь в жесткое тело. Вобщем, виды отказов зависят от устройства огнетушителя. Часто встречающихся конструкций три. Закачной огнетушитель с манометром просто держать под контролем. Пока стрелка в зеленоватой зоне, влага в сосуд под давлением не проникнет. Но слепо доверять нежному прибору не стоит – измученный тряской и перепадами температуры, он в конце концов может соврать.
Огнетушитель с баллоном вытесняющего газа к запорной арматуре не требователен – давление «хранится» в прочном сосуде. Зрительный контроль неосуществим – по истечении гарантийного срока его придется или перезаряжать, или подменять новым.
Огнетушитель с газогенерирующим устройством по принципу деяния похож на гранату. Но заместо запала-детонатора тут использован капсуль-воспламенитель. Он поджигает пиротехническую пилюлю, а та делает необходимое давление. Конструкция надежная, но дорогая. Не считая того, сорвав чеку и открыв клапан, придется подождать, пока закончится хим процесс.
ПОЖАРНАЯ АЗБУКА
Как оказывается, особых огнетушителей для автомобилей не выпускают – подбирать подходящий приходится из универсальных. «Способности» каждого отражены на этикетке, нужно только верно расшифровать знаки. ОУ – значит, что огнетушитель заполнен углекислотой, ОП – порошком. Наиблежайшая цифра – масса огнетушащего вещества. На борту легковушки нужно возить более 2 кг. Если вы в пожарном деле не специалист, лучше иметь еще столько же про припас.
Буковка в скобках – метод вытеснения (З – закачной; Б – баллон; Г – газогенератор). И, в конце концов, набор букв в конце значит класс пожаров, которые данному огнетушителю «по зубам». А – твердые горючие вещества, В – горючие воды, С – горючие газы, Е – электрическое оборудование под напряжением. Лучше, если в маркировке находятся все четыре буковкы. Перед первыми 2-мя дополнительно указывают ранг пожара (перед А обычно 1–2, перед В – 21–55) – чем выше цифра, тем лучше. Остальная аббревиатура не настолько существенна. На маркировке приведена и пиктограмма последовательности использования. Ее лучше изучить заблаговременно и ни при каких обстоятельствах от нее не отступать.
Дата выпуска – принципиальная справочная величина, ведь огнетушитель (в особенности порошковый) – продукт скоропортящийся!
Достойное место на корпусе должен занимать значок сертифицирующего органа. В его отсутствие ссылки на забугорные допуски недействительны!
Исследовав надписи, не худо ознакомиться с сертификатами. Торговец должен предъявить два – соответствия и пожарной безопасности. Оба они не нескончаемые – срок деяния составляет всего три года.
До того как отчаливать в кассу, кропотливо осмотрите понравившийся экземпляр. Огнетушитель – сосуд под давлением, потому предпочтителен железный (для газогенераторных устройств это непременное условие). Надбавка в весе невелика, а возможность разрушения корпуса куда ниже.
Посовещавшись, мы решили, что нам подошел бы двухлитровый закачной порошковый огнетушитель в железном корпусе. Оставалось только приобрести его в магазине либо, в последнем случае, подыскать достойную подмену.
КУДА ПОДАЛЬШЕ
Вообще-то огнетушители лучше получать в специализированных магазинах пожтехники – вроде салона «01» на Каланчевке в Москве. Но автомобилист, не вкусивший вкус в тонкостях огнеборства, предпочитает близкие сердечку «Автозапчасти», где непрофильный девайс подабающим почтением, как досадно бы это не звучало, не пользуется. Объехав пол-Москвы, мы нашли только семь разновидностей. Они все (кроме ОУ-2) оказались очень «мелкокалиберными». По словам экспертов, огнетушащего вещества в их (от 400 г до 1 кг) чуть хватит на тушение спичечного коробка. Все же мы решили проверить покупки в деле.
Пылай ЯСНО!
Горим! Из 7 образцов только два способны на совесть побороться с огнем. Идея о том, что нерадивые поставщики будут тлеть в геенне пламенной, – утешение слабенькое. Неуж-то в очередной раз нужно учить ГОСТы, знаки и сертификаты? А может, автозаводам пора выпускать укомплектованные (как того требуют Правила) авто? Ведь большая часть их хозяев в пожарном деле разбираются плохо…
НАШИ Советы
Главное – не терять головы! Сперва высадите пассажиров, потом оцените, что, где и как пылает. Лучше сходу обесточить автомобиль. Помните, что при открывании капота возникает тяга и интенсивность горения резко растет. Потому тушение нужно начинать, чуть приотворив капот. Огнетушители, рекомендованные для комплектации автотранПодвескаа, способны работать менее 9–15 секунд. Но можно (и необходимо!) временами прерывать подачу огнетушащего вещества, чтоб оценить эффективность тушения. И главное – огнетушитель может посодействовать только в исходной стадии возгорания! Если машина запылала вовсю, пора отступать на неопасное расстояние – жизнь и здоровье дороже.
Фото: Константин Якубов
СИЛЫ И СРЕДСТВА
Надежной кандидатуры огнетушителю у автолюбителя нет. Кошма хороша, чтобы тушить пролитое горючее на асфальте. В моторном отделе она никчемна, так как не изолирует очаг от поступления кислорода. Воду нужно лить сходу и много – но окажутся ли под рукою колонка, пожарный гидрант либо водоем? Хорошо действуют автоматические системы пожаротушения, но они, во-1-х, достаточно дороги, во-2-х, не подходят для тушения салона (им ведь не разъяснить, что заливать салон пеной либо посыпать порошком нужно только после эвакуации пассажиров) и,
в-3-х, не избавляют от обязанности иметь на борту огнетушитель! Последние выпускают 3-х видов.
Самый, пожалуй, действенный – хладоновый. Он не только лишь тушит огнь, да и резко сбивает температуру в зоне горения. Но приобрести сертифицированный экземпляр в наше время, как досадно бы это не звучало, не получится. Дело в том, что Наша родина, подписав в 1987 году Монреальский протокол, отказалась от использования хладона. Те, что встречаются на рынке, – контрабанда из неприсоединившихся к запрету государств. Очевидно, проверки они не проходят, и нет гарантии, что содержимое не подольет масла в огнь.
Углекислотный огнетушитель (УО) содержит в чреве двуокись углерода под давлением около 70 атм. Прост, надежен, сервис сводится к постоянному (раз в год) взвешиванию. Утечка – единственная, пожалуй, вероятная неисправность. Очередной плюс – огнетушащее вещество не оставляет следов и не провоцирует коррозию. К огорчению, углекислотой не потушить твердые (тлеющие) горючие вещества, коих много в салоне автомобиля.
Порошковый огнетушитель (ОП) обычно лишен этого недочета. Не достаточно того, по огнетушащей возможности он неоднократно превосходит углекислотный. Но ничего не дается даром – ОП просит перезарядки раз в 2–5 лет. Неудача в том, что при потере давления порошок активно впитывает воду, равномерно превращаясь в жесткое тело. Вобщем, виды отказов зависят от устройства огнетушителя. Часто встречающихся конструкций три. Закачной огнетушитель с манометром просто держать под контролем. Пока стрелка в зеленоватой зоне, влага в сосуд под давлением не проникнет. Но слепо доверять нежному прибору не стоит – измученный тряской и перепадами температуры, он в конце концов может соврать.
Огнетушитель с баллоном вытесняющего газа к запорной арматуре не требователен – давление «хранится» в прочном сосуде. Зрительный контроль неосуществим – по истечении гарантийного срока его придется или перезаряжать, или подменять новым.
Огнетушитель с газогенерирующим устройством по принципу деяния похож на гранату. Но заместо запала-детонатора тут использован капсуль-воспламенитель. Он поджигает пиротехническую пилюлю, а та делает необходимое давление. Конструкция надежная, но дорогая. Не считая того, сорвав чеку и открыв клапан, придется подождать, пока закончится хим процесс.
ПОЖАРНАЯ АЗБУКА
Как оказывается, особых огнетушителей для автомобилей не выпускают – подбирать подходящий приходится из универсальных. «Способности» каждого отражены на этикетке, нужно только верно расшифровать знаки. ОУ – значит, что огнетушитель заполнен углекислотой, ОП – порошком. Наиблежайшая цифра – масса огнетушащего вещества. На борту легковушки нужно возить более 2 кг. Если вы в пожарном деле не специалист, лучше иметь еще столько же про припас.
Буковка в скобках – метод вытеснения (З – закачной; Б – баллон; Г – газогенератор). И, в конце концов, набор букв в конце значит класс пожаров, которые данному огнетушителю «по зубам». А – твердые горючие вещества, В – горючие воды, С – горючие газы, Е – электрическое оборудование под напряжением. Лучше, если в маркировке находятся все четыре буковкы. Перед первыми 2-мя дополнительно указывают ранг пожара (перед А обычно 1–2, перед В – 21–55) – чем выше цифра, тем лучше. Остальная аббревиатура не настолько существенна. На маркировке приведена и пиктограмма последовательности использования. Ее лучше изучить заблаговременно и ни при каких обстоятельствах от нее не отступать.
Дата выпуска – принципиальная справочная величина, ведь огнетушитель (в особенности порошковый) – продукт скоропортящийся!
Достойное место на корпусе должен занимать значок сертифицирующего органа. В его отсутствие ссылки на забугорные допуски недействительны!
Исследовав надписи, не худо ознакомиться с сертификатами. Торговец должен предъявить два – соответствия и пожарной безопасности. Оба они не нескончаемые – срок деяния составляет всего три года.
До того как отчаливать в кассу, кропотливо осмотрите понравившийся экземпляр. Огнетушитель – сосуд под давлением, потому предпочтителен железный (для газогенераторных устройств это непременное условие). Надбавка в весе невелика, а возможность разрушения корпуса куда ниже.
Посовещавшись, мы решили, что нам подошел бы двухлитровый закачной порошковый огнетушитель в железном корпусе. Оставалось только приобрести его в магазине либо, в последнем случае, подыскать достойную подмену.
КУДА ПОДАЛЬШЕ
Вообще-то огнетушители лучше получать в специализированных магазинах пожтехники – вроде салона «01» на Каланчевке в Москве. Но автомобилист, не вкусивший вкус в тонкостях огнеборства, предпочитает близкие сердечку «Автозапчасти», где непрофильный девайс подабающим почтением, как досадно бы это не звучало, не пользуется. Объехав пол-Москвы, мы нашли только семь разновидностей. Они все (кроме ОУ-2) оказались очень «мелкокалиберными». По словам экспертов, огнетушащего вещества в их (от 400 г до 1 кг) чуть хватит на тушение спичечного коробка. Все же мы решили проверить покупки в деле.
Пылай ЯСНО!
Горим! Из 7 образцов только два способны на совесть побороться с огнем. Идея о том, что нерадивые поставщики будут тлеть в геенне пламенной, – утешение слабенькое. Неуж-то в очередной раз нужно учить ГОСТы, знаки и сертификаты? А может, автозаводам пора выпускать укомплектованные (как того требуют Правила) авто? Ведь большая часть их хозяев в пожарном деле разбираются плохо…
НАШИ Советы
Главное – не терять головы! Сперва высадите пассажиров, потом оцените, что, где и как пылает. Лучше сходу обесточить автомобиль. Помните, что при открывании капота возникает тяга и интенсивность горения резко растет. Потому тушение нужно начинать, чуть приотворив капот. Огнетушители, рекомендованные для комплектации автотранПодвескаа, способны работать менее 9–15 секунд. Но можно (и необходимо!) временами прерывать подачу огнетушащего вещества, чтоб оценить эффективность тушения. И главное – огнетушитель может посодействовать только в исходной стадии возгорания! Если машина запылала вовсю, пора отступать на неопасное расстояние – жизнь и здоровье дороже.
Фото: Константин Якубов