1-ый НА ФИНИШЕ
1-ый НА ФИНИШЕ
Обладатель VAZ 2106, подводя итоги 50-тысячного пробега, чуть сдерживал эмоции: чуть ли не с первой поездки мотор «подъедал» масло. Свечу первого цилиндра приходилось поменять так нередко, что это стало привычкой. Обращался в сервис – меняли колпачки, «помогало» в 1-ые полчаса… Позже все повторялось. Мои мужчины тоже начали с обыденных мер, сперва опять-таки заменив подозрительные колпачки. Но через один день клиент возвратился: опять барахлит! Выходило, мы столкнулись не с элементарным износом некий детальки, а с кое-чем новым. Вправду, недостаток отыскали… но совсем не тот, что находили. За 40 лет ремонтной практики я такое увидел в первый раз. На фото 1 – стержень впускного клапана, колпачок которого в особенности «критичен», если идет речь о подсосе масла в цилиндр. Откуда же эта глубочайшая (практически полмиллиметра) борозда? Меняя 1-ый раз колпачок, ее не увидели, ну и кто стал бы находить? Ведь клапан все привыкли считать деталью первого класса точности, а заодно и высочайшей чистоты поверхности. Но в наш век эти представления, похоже, устарели.
Ниже главной царапинки отыскали целый выводок других, гораздо меньше. Видать, несладко жилось колпачку… Сейчас мы действовали без ошибок. С новыми втулкой, клапаном и колпачком мотор заработал безупречно.
Услышав на ходу удары под капотом, владелец VAZ 2111 благоразумно доставил машину «на галстуке». Сняли крышку головки – и владелец аж присвистнул: где клапан-то? Сияет отверстие втулки… Клапан провалился в цилиндр, наверху остался толкатель с пружинами и их тарелкой. Здесь еще более опешили: в отверстии тарелки плотно посиживают оба сухарика! Что за волшебство… Но когда присмотрелись, снутри сухариков не отыскали гребешков – изношены. Осмотрев потом другие тарелки (головку разобрали), нашли, что на всех клапанах нет зазоров меж сухариками – означает, их внутренние поперечникы завышены: такие клапанов не зажимают (фото 2). Выходит, сломанный клапан просто оказался первым на финише, гребешки других сухариков тоже очень износились. Кого благодарить, дело черное: месяца три тому вспять мотор обслуживали в большом сервисе – не достаточно ли что могли сотворить! Не исключено, что сухарики «левые».
Головку блока мы, естественно, перебрали. Поменяли разбитый поршень с подозрительным шатуном и др. В общем, недешево обошлась «наука»!
После недельного простоя мотор «Нивы» завелся на паре цилиндров и здесь же загрохотал. Владелец выключил мотор и побежал ловить буксировщик. Когда сняли головку блока, ужаснулись виду клапанов – их стержни покрывало нечто темное и вязкое, вроде битума – такового никакие пружины не сдюжат! Зависшие в открытом состоянии клапаны, естественно, погнулись…
У владельца в канистре оставался непонятный, как он произнес, бензин. Налив малость в плошку, мы подожгли его. Когда легкие фракции выгорели, на деньке осталась уже знакомая липкая смола. Задубев, она лишала клапаны подвижности. Тут два грустных момента: 1-ый – таких случаев уже много. 2-ой – никто не даст рецепта, как с этим биться. Молвят, пореже «попадаются» те, кто ездит раз в день, без долгих перерывов. А панацея ли это – не факт. Жулью в Рф вольготно: чем оно разбавит бензин завтра, сам черт не ведает.