НАЖМИ НА КНОПКУ
НАЖМИ НА КНОПКУ
Меж тем причина нередко на совести самого автолюбителя либо помогавшего ему горе-ремонтника, забывших о том, что неважно какая кнопка, выключатель, тумблер рассчитаны на определенный рабочий ток. Превысишь – начнет греться, контакты пылают, пластмасса плавится… и конец.
На рис. 1 – самая обычная схема включения: источник тока – выключатель – потребитель. Этим и завлекает. Но тут же ее минус. Если потребитель мощнейший, через выключатель должен проходить большой ток – далековато не всякая «кнопка» выдержит без последствий хотя бы несколько включений.
На фото 1 несколько отлично всем узнаваемых выключателей, обычно расположенных в салоне и в большинстве случаев работающих по схеме 1. 1-ый – выключатель зажигания 1 с замком. Его контакты, подающие питание системе зажигания и ряду других потребителей, рассчитаны на ток около 20 А. Тяговое реле стартера врубается самостоятельной парой контактов.
Включатель 2 габаритных огней и фар «Волги» способен держать довольно огромные токи головных фар. Гетинаксовое основание и сдвижные самоочищающиеся контакты снутри обеспечили достаточную надежность прибора при малых потерях тока. А переключением света («ближний – дальний») ведает обычный прибор 3 с рычагом, на котором есть нужные знаки. Этот тумблер тоже рассчитан на токи, потребляемые головными фонарями.
Очень комфортен в эксплуатации автоматический предохранитель 4, который делает ненадобными разовые плавкие предохранители: при токе выше 10 А биметаллическая пластинка, прогнувшись, размыкает контакты. Устранив причину замыкания, остается только надавить на кнопку предохранителя, чтоб соединить цепь. Естественно, конструкция сложней, ну и размеры великоваты – в монтажный блок, к примеру, встроить тяжело.
Еще два «сильноточных» (рассчитанных на огромные токи) выключателя – это прикуриватель 5 и отключатель «массы» 6. Прикуриватель – приблизительно таковой же автомат, как уже упомянутый предохранитель: после нагрева спирали сам отключается. Что касается отключателя «массы», ставить его либо нет – дело владельца. Здесь свои плюсы и минусы. К примеру, не всякие современные электрические системы «любят», чтоб их нередко отключали.
На рис. 2 показываем другую, сегодня в большинстве случаев используемую, схему питания потребителя – через реле. В данном случае значимая часть цепей – от батареи до выключателя и потом – к реле проложена тонкими проводами, ну и выключатель выходит «слаботочный». Но силовые контакты реле и силовые провода все равно рассчитаны на ток, нужный для потребителя. Неопытные Различное время от времени подключают массивные дополнительные потребители, как показано, – до реле. Так нельзя: и тонкие провода, и выключатель возможно окажутся перегружены.
Вообщем же на автомобиле можно отыскать обе рассмотренные схемы подключения потребителей. К примеру, на фото 2 показан подрулевой тумблер 1, который по схеме на рис. 1 работает в автомобилях VAZ 2101, 2102, 21011, 21013 и на ZAZ 968М. Дело в том, что головные фары этих автомобилей были обустроены обыкновенными лампами. А установка сюда более массивных галогенных без нужных доработок цепи приводила к перегрузке тумблера, нагреву контактов, их обгоранию. И дело кончалось отказом. На более поздних моделях VAZ 2104, 2105, 2106, 2107 этот тумблер уже включили по схеме 2. Кстати, доработка прежней «копейки» по схеме 2 при тех же лампах улучшает свет фар, в чем многие убеждались.
Выключатели 2 и 3 работают только по 2-ой схеме. Один ведает светом габаритов и фар автомобилей VAZ 2113, 2114, 2115. Другой издавна всем знаком – командует светом и указателями поворота либо дворниками.
В большинстве случаев по первой схеме работает и выключатель 4 стеклоподъемников – ох и достается бедняге! Некие не случаем возят с собой запасной. Казалось бы, что здесь сложного: включим-ка по 2-ой схеме! Но представте, что у вас не два стеклоподъемника, а все четыре, да вприбавок модуль закрывания окон… Сложная проводочка получится. Дешевле поменять выключатели.
А вот включатель стоп-сигнала 5 («лягушка») – это особенная песня. Везде включен по схеме на рис. 1 – недорого, но… сурово ли? Понятно огромное количество случаев, когда даже при штатных лампах, не говоря уже о более массивных, контакты нагревались, пластмасса расплавлялась. Дополнительные «стопари» делему только ухудшают: в один прекрасный момент к нам обратился обладатель VAZ 2110, «уставший», как он произнес, «лягушку» поменять. Мы перераблотали все по схеме 2 – трудности не стало.
На фото 3 – салонные осветительные приборы, тут же концевые выключатели света. Последние работают по простейшей схеме. Неудача для всех одна – влага, грязь, коррозия. Опыт показал, что чистка помогает на короткий срок. Дешевые концевики есть смысл впору подменять.
На фото 4 – примеры особенных, электрических тумблеров. Эти коммутируют цепи не механическим методом – нет ни кулачков, ни контактов. Датчик положения коленчатого вала 1 размыкает магнитный поток и выдает на контроллер впрыскового мотора электронный импульс. А вот коммутатор 2 бесконтактной системы зажигания – он включает и выключает в подходящий момент катушку зажигания. Последняя на VAZ 2108 раз в 10 мощней, чем на «классике», – коммутировать обыкновенными контактами удается недолго.
Электрический регулятор напряжения 3 освободил от заморочек с окислением контактов, докучавших всем нам капризами на прежних электромеханических регуляторах напряжения.
Закончим напоминанием о том, что и эти, передовые конструкции рассчитаны на определенные токи, напряжения, мощности, превосходить которые не следует, в неприятном случае «мастера» ожидает конфуз!
Меж тем причина нередко на совести самого автолюбителя либо помогавшего ему горе-ремонтника, забывших о том, что неважно какая кнопка, выключатель, тумблер рассчитаны на определенный рабочий ток. Превысишь – начнет греться, контакты пылают, пластмасса плавится… и конец.
На рис. 1 – самая обычная схема включения: источник тока – выключатель – потребитель. Этим и завлекает. Но тут же ее минус. Если потребитель мощнейший, через выключатель должен проходить большой ток – далековато не всякая «кнопка» выдержит без последствий хотя бы несколько включений.
На фото 1 несколько отлично всем узнаваемых выключателей, обычно расположенных в салоне и в большинстве случаев работающих по схеме 1. 1-ый – выключатель зажигания 1 с замком. Его контакты, подающие питание системе зажигания и ряду других потребителей, рассчитаны на ток около 20 А. Тяговое реле стартера врубается самостоятельной парой контактов.
Включатель 2 габаритных огней и фар «Волги» способен держать довольно огромные токи головных фар. Гетинаксовое основание и сдвижные самоочищающиеся контакты снутри обеспечили достаточную надежность прибора при малых потерях тока. А переключением света («ближний – дальний») ведает обычный прибор 3 с рычагом, на котором есть нужные знаки. Этот тумблер тоже рассчитан на токи, потребляемые головными фонарями.
Очень комфортен в эксплуатации автоматический предохранитель 4, который делает ненадобными разовые плавкие предохранители: при токе выше 10 А биметаллическая пластинка, прогнувшись, размыкает контакты. Устранив причину замыкания, остается только надавить на кнопку предохранителя, чтоб соединить цепь. Естественно, конструкция сложней, ну и размеры великоваты – в монтажный блок, к примеру, встроить тяжело.
Еще два «сильноточных» (рассчитанных на огромные токи) выключателя – это прикуриватель 5 и отключатель «массы» 6. Прикуриватель – приблизительно таковой же автомат, как уже упомянутый предохранитель: после нагрева спирали сам отключается. Что касается отключателя «массы», ставить его либо нет – дело владельца. Здесь свои плюсы и минусы. К примеру, не всякие современные электрические системы «любят», чтоб их нередко отключали.
На рис. 2 показываем другую, сегодня в большинстве случаев используемую, схему питания потребителя – через реле. В данном случае значимая часть цепей – от батареи до выключателя и потом – к реле проложена тонкими проводами, ну и выключатель выходит «слаботочный». Но силовые контакты реле и силовые провода все равно рассчитаны на ток, нужный для потребителя. Неопытные Различное время от времени подключают массивные дополнительные потребители, как показано, – до реле. Так нельзя: и тонкие провода, и выключатель возможно окажутся перегружены.
Вообщем же на автомобиле можно отыскать обе рассмотренные схемы подключения потребителей. К примеру, на фото 2 показан подрулевой тумблер 1, который по схеме на рис. 1 работает в автомобилях VAZ 2101, 2102, 21011, 21013 и на ZAZ 968М. Дело в том, что головные фары этих автомобилей были обустроены обыкновенными лампами. А установка сюда более массивных галогенных без нужных доработок цепи приводила к перегрузке тумблера, нагреву контактов, их обгоранию. И дело кончалось отказом. На более поздних моделях VAZ 2104, 2105, 2106, 2107 этот тумблер уже включили по схеме 2. Кстати, доработка прежней «копейки» по схеме 2 при тех же лампах улучшает свет фар, в чем многие убеждались.
Выключатели 2 и 3 работают только по 2-ой схеме. Один ведает светом габаритов и фар автомобилей VAZ 2113, 2114, 2115. Другой издавна всем знаком – командует светом и указателями поворота либо дворниками.
В большинстве случаев по первой схеме работает и выключатель 4 стеклоподъемников – ох и достается бедняге! Некие не случаем возят с собой запасной. Казалось бы, что здесь сложного: включим-ка по 2-ой схеме! Но представте, что у вас не два стеклоподъемника, а все четыре, да вприбавок модуль закрывания окон… Сложная проводочка получится. Дешевле поменять выключатели.
А вот включатель стоп-сигнала 5 («лягушка») – это особенная песня. Везде включен по схеме на рис. 1 – недорого, но… сурово ли? Понятно огромное количество случаев, когда даже при штатных лампах, не говоря уже о более массивных, контакты нагревались, пластмасса расплавлялась. Дополнительные «стопари» делему только ухудшают: в один прекрасный момент к нам обратился обладатель VAZ 2110, «уставший», как он произнес, «лягушку» поменять. Мы перераблотали все по схеме 2 – трудности не стало.
На фото 3 – салонные осветительные приборы, тут же концевые выключатели света. Последние работают по простейшей схеме. Неудача для всех одна – влага, грязь, коррозия. Опыт показал, что чистка помогает на короткий срок. Дешевые концевики есть смысл впору подменять.
На фото 4 – примеры особенных, электрических тумблеров. Эти коммутируют цепи не механическим методом – нет ни кулачков, ни контактов. Датчик положения коленчатого вала 1 размыкает магнитный поток и выдает на контроллер впрыскового мотора электронный импульс. А вот коммутатор 2 бесконтактной системы зажигания – он включает и выключает в подходящий момент катушку зажигания. Последняя на VAZ 2108 раз в 10 мощней, чем на «классике», – коммутировать обыкновенными контактами удается недолго.
Электрический регулятор напряжения 3 освободил от заморочек с окислением контактов, докучавших всем нам капризами на прежних электромеханических регуляторах напряжения.
Закончим напоминанием о том, что и эти, передовые конструкции рассчитаны на определенные токи, напряжения, мощности, превосходить которые не следует, в неприятном случае «мастера» ожидает конфуз!