Рожки без ножек
Рожки без ножек
НА ПРОВОДЕ!
На вид – обычный «Ситроен-С5», разве что на борту крупно: «By wire» (по проводам). Но открыв дверь, сходу видишь нечто: заместо баранки – руль, схожий на самолетный, педалей – нет!
Будем разбираться. Акселератором управляют рычаги посреди руля, тормозами – кнопки на его тыльной стороне. На концах «рогов» – рычаги стеклоочистителей, света и тех указателей поворота.
Кроме бросающихся в глаза различий под серийным кузовом «Ситроена-С5» укрыты более достойные внимания Ремонт и эксплуатация. Тут нет управляющий колонки. Заместо нее – датчики, электромоторы, дополнительные батареи. Таких движков и источников питания – по паре: принцип дублирования заимствовали из самолетостроения. Меж рулем и управляющий рейкой нет механической связи, как нет ни тяг, ни тросиков от педалей газа и тормоза. Это и именуют – «управление по проводам».
Для чего? Сначала, ради пассивной безопасности. И колонка, и педальный узел небезопасны при аварии. Не случаем конструкторы растрачивают много сил и средств, чтоб сделать их «ломкими». Без жестких связей руль совместно с панелью устройств (в тестовом «Ситроене» она пока стандартная) просто установить слева либо справа, да хоть посредине. И в конце концов, современная электроника долговечней и надежней механики.
Надежней-то надежней, но за более чем вековую историю автомобиля конструкторы обучили их хорошо слушаться водителя. Как по проводам?
Несколько компаний экспериментирует с схожими машинами не 1-ый год. «Ситроен» – с 2001-го. Первым был концепт «С-Кроссер» (ЗР, 2002, № 4), потом сделали макет «С-Эйрдрим» (ЗР, 2003, № 1). По утверждению французских испытателей, сегодняшний С5 ездит намного лучше предшественников. Но…
Привыкнуть к ручному газу и тормозу смог стремительно, хотя останавливаться без клевка удается все таки с огромным трудом. Еще труднее с рулем, точнее, рулем. Если поворачивать его не торопясь, автомобиль откликается достаточно верно. Но за резким движением устройство очевидно не поспевает. «Це-пятый» поначалу думает, а потом, подобно машинке в компьютерной игре, практически прыгает в сторону – в особенности если угол поворота велик. Противное чувство ухудшает «вскрик» шин.
В общем, случись выехать на том «Ситроене» на дорогу общего использования, я двигался бы медлительно и плавненько – в троллейбусном режиме. Правда, таковой задачки ни автомобилю, ни водителям пока никто не ставит. Не считая заморочек доводки машины и обучения шоферов (может быть, тем, кто в первый раз садится за руль… извините, руль, привыкнуть будет совсем легко), есть и производственные: управление по проводам выгодней компоновать уже на новых платформах. Разработчики признают, что устройство пойдет в серию не ранее чем через 10 лет.
ТОЛЬКО БЕЗ РУК!
2-ой номер программки – «Ситроен-С3 City Park», другими словами с устройством, облегчающим парковку.
Пищу повдоль заставленного машинами тротуара. Скорость – менее 25 км/ч, правый указатель поворота включен (непременно!). Нажав кнопку Р на приборной панели, сообщаю машине: ищу, где бы приткнуться. Вот автомобиль нашел достойное его размеров место и оповестил об этом голосом «металлической барышни» и сигналом на большенном мониторе посреди приборной панели. Следуя указаниям, торможу, встав параллельно машине, за какую нужно заехать и нажимаю кнопку «auto park». Далее – самое увлекательное. Убираю руки с руля и продолжаю слушать команды «железной леди» и посматривать на экран. Ошалеть, баранка вертится сама собой: на право, сейчас на лево! Я только включаю первую и заднюю передачи да работаю педалями. С «автоматом» процесс еще проще.
Смотрится это, мягко говоря, особенно! Наверняка, похожие чувства испытывали современники первых автомобилей: лошадки нет, а «оно» едет! Сотрудник с телевидения в азарте даже завязал глаза. И правда, маневрировать можно только по голосу. Меж иным, машина увидит и пешехода. Но вообще-то ездить с закрытыми очами запрещено. Разработчики подчеркивают: ответственность за парковку несет шофер, а «сити парк» только помогает ему.
Естественно, и у этой системы пока есть «заморочки»: другой раз устройство почему-либо пропускает полностью подходящее для «Ситроена-С3» место. Приходится сдавать вспять и вновь проезжать вперед. Уверяю, сделать это на парижских улицах немногим проще, чем на столичных. Желание тормознуть слева, скажем, на однобокой улице «сити парк» тоже осознает с трудом. Но ведь этот автомобиль только макет.
Хотя коллега-острослов и съязвил: «Блондинки будут в экстазе!», устройство, думаю, выручит не только лишь героинь анекдотов. Опытные, естественно, улыбнутся. Но, согласитесь, если даже начинающий в городской тесноте и суматохе припаркует машину хорошо и стремительно, полезность будет всем. Вопрос в цены, а ее узнаем лет через 5. Столько пригодится разработчикам, чтоб довести систему до разума и разумной цены.
…Чтобы СКАЗКУ СДЕЛАТЬ Бывальшиной
Наверное многие, читая о концепт-карах, принимают их за игру (пусть тотчас и очень интереснейшую) раскрепощенного воображения конструкторов. Всем этим «приколам» не судьба воплотиться в жизнь. Не скрою, подготовив в журнальчике 10-ки материалов рубрики «Концепт-кар», я иногда рассуждал приблизительно так же.
Но вот компания «Ситроен», которая, кстати, всегда искусна поражать техническими изюминками, уже предложила журналистам (а не только лишь своим испытателям) прокатиться на машинах с диковинными, «фантастическими» устройствами. Да так ли они фантастичны и далеки от жизни? Вспомните мобильники размером с маленький чемодан и ценой с автомобиль – с того времени минуло только около 10 лет
НА ПРОВОДЕ!
На вид – обычный «Ситроен-С5», разве что на борту крупно: «By wire» (по проводам). Но открыв дверь, сходу видишь нечто: заместо баранки – руль, схожий на самолетный, педалей – нет!
Будем разбираться. Акселератором управляют рычаги посреди руля, тормозами – кнопки на его тыльной стороне. На концах «рогов» – рычаги стеклоочистителей, света и тех указателей поворота.
Кроме бросающихся в глаза различий под серийным кузовом «Ситроена-С5» укрыты более достойные внимания Ремонт и эксплуатация. Тут нет управляющий колонки. Заместо нее – датчики, электромоторы, дополнительные батареи. Таких движков и источников питания – по паре: принцип дублирования заимствовали из самолетостроения. Меж рулем и управляющий рейкой нет механической связи, как нет ни тяг, ни тросиков от педалей газа и тормоза. Это и именуют – «управление по проводам».
Для чего? Сначала, ради пассивной безопасности. И колонка, и педальный узел небезопасны при аварии. Не случаем конструкторы растрачивают много сил и средств, чтоб сделать их «ломкими». Без жестких связей руль совместно с панелью устройств (в тестовом «Ситроене» она пока стандартная) просто установить слева либо справа, да хоть посредине. И в конце концов, современная электроника долговечней и надежней механики.
Надежней-то надежней, но за более чем вековую историю автомобиля конструкторы обучили их хорошо слушаться водителя. Как по проводам?
Несколько компаний экспериментирует с схожими машинами не 1-ый год. «Ситроен» – с 2001-го. Первым был концепт «С-Кроссер» (ЗР, 2002, № 4), потом сделали макет «С-Эйрдрим» (ЗР, 2003, № 1). По утверждению французских испытателей, сегодняшний С5 ездит намного лучше предшественников. Но…
Привыкнуть к ручному газу и тормозу смог стремительно, хотя останавливаться без клевка удается все таки с огромным трудом. Еще труднее с рулем, точнее, рулем. Если поворачивать его не торопясь, автомобиль откликается достаточно верно. Но за резким движением устройство очевидно не поспевает. «Це-пятый» поначалу думает, а потом, подобно машинке в компьютерной игре, практически прыгает в сторону – в особенности если угол поворота велик. Противное чувство ухудшает «вскрик» шин.
В общем, случись выехать на том «Ситроене» на дорогу общего использования, я двигался бы медлительно и плавненько – в троллейбусном режиме. Правда, таковой задачки ни автомобилю, ни водителям пока никто не ставит. Не считая заморочек доводки машины и обучения шоферов (может быть, тем, кто в первый раз садится за руль… извините, руль, привыкнуть будет совсем легко), есть и производственные: управление по проводам выгодней компоновать уже на новых платформах. Разработчики признают, что устройство пойдет в серию не ранее чем через 10 лет.
ТОЛЬКО БЕЗ РУК!
2-ой номер программки – «Ситроен-С3 City Park», другими словами с устройством, облегчающим парковку.
Пищу повдоль заставленного машинами тротуара. Скорость – менее 25 км/ч, правый указатель поворота включен (непременно!). Нажав кнопку Р на приборной панели, сообщаю машине: ищу, где бы приткнуться. Вот автомобиль нашел достойное его размеров место и оповестил об этом голосом «металлической барышни» и сигналом на большенном мониторе посреди приборной панели. Следуя указаниям, торможу, встав параллельно машине, за какую нужно заехать и нажимаю кнопку «auto park». Далее – самое увлекательное. Убираю руки с руля и продолжаю слушать команды «железной леди» и посматривать на экран. Ошалеть, баранка вертится сама собой: на право, сейчас на лево! Я только включаю первую и заднюю передачи да работаю педалями. С «автоматом» процесс еще проще.
Смотрится это, мягко говоря, особенно! Наверняка, похожие чувства испытывали современники первых автомобилей: лошадки нет, а «оно» едет! Сотрудник с телевидения в азарте даже завязал глаза. И правда, маневрировать можно только по голосу. Меж иным, машина увидит и пешехода. Но вообще-то ездить с закрытыми очами запрещено. Разработчики подчеркивают: ответственность за парковку несет шофер, а «сити парк» только помогает ему.
Естественно, и у этой системы пока есть «заморочки»: другой раз устройство почему-либо пропускает полностью подходящее для «Ситроена-С3» место. Приходится сдавать вспять и вновь проезжать вперед. Уверяю, сделать это на парижских улицах немногим проще, чем на столичных. Желание тормознуть слева, скажем, на однобокой улице «сити парк» тоже осознает с трудом. Но ведь этот автомобиль только макет.
Хотя коллега-острослов и съязвил: «Блондинки будут в экстазе!», устройство, думаю, выручит не только лишь героинь анекдотов. Опытные, естественно, улыбнутся. Но, согласитесь, если даже начинающий в городской тесноте и суматохе припаркует машину хорошо и стремительно, полезность будет всем. Вопрос в цены, а ее узнаем лет через 5. Столько пригодится разработчикам, чтоб довести систему до разума и разумной цены.
…Чтобы СКАЗКУ СДЕЛАТЬ Бывальшиной
Наверное многие, читая о концепт-карах, принимают их за игру (пусть тотчас и очень интереснейшую) раскрепощенного воображения конструкторов. Всем этим «приколам» не судьба воплотиться в жизнь. Не скрою, подготовив в журнальчике 10-ки материалов рубрики «Концепт-кар», я иногда рассуждал приблизительно так же.
Но вот компания «Ситроен», которая, кстати, всегда искусна поражать техническими изюминками, уже предложила журналистам (а не только лишь своим испытателям) прокатиться на машинах с диковинными, «фантастическими» устройствами. Да так ли они фантастичны и далеки от жизни? Вспомните мобильники размером с маленький чемодан и ценой с автомобиль – с того времени минуло только около 10 лет